logo search
методичка - лекции для колледжа

3. Логическое познание

Мышление возникает на базе чувственного познания, чувственных образов и связано с языком. Логический образ формируется на основе других логических образов. Мышление – обобщающее познание, это черта человеческого мышления. Формы логического познания:

1) Понятие – логический образ, отражающий общие, существенные моменты явлений. В формировании понятий используются познавательные операции: сравнение, анализ, синтез, абстрагирование и обобщение.

В каждом понятии имеется содержание и объем. Содержание понятия – совокупность признаков, отражающих общие свойства некоторого класса явлений. Объем понятия – это то множество явлений, к которому относится данное понятие. Например, в содержание понятия “нация” входят признаки: язык, территория, общность культуры, экономической жизни у определенной группы людей, а объем этого понятия – множество наций на Земле.

Содержание понятия выявляется с помощью определения понятия (дефиниции), когда указываются признаки понятия, а объем – либо простым перечислением членов множества, к которому относится это понятие, либо с помощью деления понятия (классификации). Понятие бывают наглядного и ненаглядного содержания. Наглядные понятия – это такие понятия, содержание которых может быть раскрыто на одном объекте (например, кошка, ложка, стол). Ненаглядные понятия – этоо такие понятия, содержание которых не рассматриваются на одном объекте (например, грусть, любовь).

2) В суждении на основе связи понятий что-то утверждается или отрицается о некоторых объектах мысли. Элементарное суждение (например, «я – студент») состоит из субъекта, предиката и связки (где субъект и предикат – понятия: S - P).

3) В процессе умозаключения из некоторых известных суждений (называемых посылками) получается новое суждение (называемое выводом, следствием). Существуют разновидности умозаключений:

-- дедуктивные умозаключения (в которых мысль идет от общего к частному, например, “Все люди смертны”, “Иван – человек”, отсюда следует – “Иван смертен”)

-- индуктивные (в которых мысль идет от частного к общему, например, “Железо электропроводно”, “Медь электропроводна”, “Серебро электропроводно”. Вывод: “Все металлы электропроводны”).

-- традукция (умозаключения, в котором степень общности суждений-посылок и суждения-вывода одинакова)

Логический строй мышления, законы и формы, правила рассуждений имеют общечеловеческий характер. Конечно, у различных народов, социальных групп, личностей содержание мыслей различается, поскольку оно зависит от мировоззрения, конкретных знаний, убеждений и т.д., но логический строй мышления остается одним и тем же. Если бы было не так, был бы невозможен обмен мыслями и взаимопонимание.