О звездном рождении и рождении божием
15. До времен сотворения неба, и звезд, и стихий, а также до
сотворения ангелов не было такого гнева Божия, а также ни смерти, ни
диавола и не было ни земли, ни камней, а также не было и никаких
звезд; но Божество весьма кротко и любовно рождало себя и слагало в
образы, которые сплачивались сообразно неточным духам с их
рождением, борьбою и восхождением, а также вновь исчезали из-за
своей борьбы и слагались в иные образы -- все это сообразно тому,
какое каждый неточный дух имел первенство, как ты можешь прочесть
выше.
16. Но заметь здесь точно: суровое и строгое рождение, откуда
возникли гнев Божий, ад и смерть, поистине было в Боге от вечности,
но не возжженным или мятежным. Ибо всецелый Бог пребывает в семи
видах, или в семи разных образах, или рождениях; и если бы не было
этих рождений, то не было бы и никакого Бога, а также ни жизни, ни
ангелов, ни какой-либо твари.
17. И эти рождения не имеют начала, но от вечности всегда так
рождались; и по этой глубине сам Бог не знает, что Он есть. Ибо Он
не знает никакого начала, а также ничего подобного себе и никакого
конца.
18. Из этих семи рождений во всем ни одно не есть первое, а также ни
одно -- второе, третье и последнее; но каждое из всех семи есть и
первое, и второе, и третье, и четвертое, и последнее. Однако по
тварному роду и образу я принужден помещать их одно за другим, иначе
ты не поймешь этого, ибо Божество подобно колесу из семи вделанных
друг в друга колес, где не видно ни начала, ни конца.
19. Теперь заметь: во-первых, есть терпкое качество; оно непрестанно
рождается шестью прочими духами, в себе самом оно жестко, холодно,
остро, как соль, и еще намного острее; ибо тварь не может достаточно
постигнуть его остроту, так как в твари оно не бывает одним и
естественным; но я знаю, каково оно по роду возжженного адского
качества. Это терпкое острое качество стягивает воедино и сдерживает
в Божественном теле формы и образования и иссушает их, так что они
пребывают.
20. Второе порождение есть сладкая вода, и она также рождается из
всех шести духов, ибо она есть кротость, рождаемая из прочих шести,
и выжимается в терпком рождении, и непрестанно вновь зажигает, и
гасит, и укрощает его, чтобы оно не могло проявить своей терпкости,
каковую силу оно имело бы вне воды в своей собственной остроте.
21. Третье порождение есть горечь, происходящая из огня в воде, ибо
она трется и скорбит в терпком и жестоком холоде и делает холод
подвижным, откуда и возникает подвижность.
22. Четвертое порождение есть огонь: он происходит из подвижности
или трения в терпком духе; и он остро-жгуч, а горечь колюча и
неистова. Когда же огневой дух так неистово трется в терпком холоде,
то бывает там скорбное, ужасающее, дрожащее и островраждебное
порождение.
23. Заметь здесь глубоко, ибо я говорю здесь по диавольскому роду,
как если бы свет Божий еще не зажегся в четырех этих видах, как если
бы Божество имело начало; но я не могу иначе, и лучше научить тебя,
чтобы ты это понял.
24. В четвертом трении жесткий и весьма ужасающий, острый и яростный
холод, подобно талой и очень холодной соляной воде, которая была бы,
однако, не водою, а такою жесткою силой, подобно камням; и внутри
нее также неистовство и бушевание, жаление и жжение, и вода эта
всегда бывает как умирающий человек, когда тело и душа разлучаются:
весьма ужасающая скорбь, рождение в муках.
25. Здесь, человек, одумайся, здесь видишь ты, откуда берет начало
диавол и его яростная гневная злоба; к тому же гнев Божий и адское
пламя, а также смерть, и ад, и вечное осуждение. Вы, философы,
заметьте себе это!
26. Когда же теперь эти четыре порождения таким образом трутся между
собою, то первенство получает зной и воспламеняется в сладкой воде,
и тогда тотчас же восходит свет.
27. Пойми это правильно: когда загорается свет, то ему предшествует
огневой испуг: как когда ты ударишь о камень, то сначала видишь
огневой испуг, и только из огневого испуга составляется свет.
28. Далее, огневой испуг проницает в воде терпкое качество и делает
его подвижным; свет же рождается в воде и становится сияющим, и он --
такое непостижимое кроткое и любвеобильное существо, что ни я, ни
какая-либо другая тварь не может достаточно описать его или
высказать, и только я лепечу, как дитя, которое только учится
говорить.
29. Этот свет рождается из четырех видов посреди них, из тука
сладкой воды, и наполняет все тело этого порождения. И это такое
кроткое благодеяние, благоухание и такая радость для вкуса, что я не
знаю тому никакого подобия; разве только когда посреди смерти
рождается жизнь или когда человек, сидевший в великом огненном пылу,
бывает внезапно извлечен из него и перемещен в такую великую
кротость, причем огненные муки, которые он раньше испытывал, теперь
внезапно прошли и он водворен в такое кроткое благодеяние.
30. Так и порождение четырех видов бывает водворено в такое кроткое
благодеяние, когда в них восходит свет.
31. Но ты должен здесь понять меня правильно: я пишу по тварному
роду, как если бы человек был пленником диавола и внезапно из
адского огня водворен был в свет Божий.
32. Ибо в порождении Божием свет не имеет начала; но он от вечности
светил так в порождении, и сам Бог не знает здесь никакого начала.
Но только здесь дух растворяет пред тобой врата ада, чтобы ты видел,
как это бывает в диаволе и в аду и как в человеке, когда в нем
погаснет Божественный свет и он погружен в гнев Божий; он живет
тогда в подобном порождении и в такой скорби, боли и муке.
33. И я не могу изложить тебе это ни в каком ином образе, ибо я
принужден описывать это так, как если бы Божественное порождение
имело или брало начало, когда оно стало таким. Я пишу здесь весьма
правдивые и ценные слова, которые разумеет только дух. Теперь заметь:
- Якоб Беме. Аврора, или Утренняя заря в восхождении, или...
- Глава I
- О качествовании холода
- О качествовании воздуха и воды
- О влияниях других качеств на три стихии: огонь, воздух и воду
- О сладком качестве
- О кислом качестве
- О терпком или соленом качестве
- Глава II
- О качестве солнца
- Глава III
- О боге отце
- О сущности и свойстве отца
- О боге сыне
- О боге духе святом
- О святой троице
- Глава IV
- О божественном качестве
- О сотворении ангелов
- Глава V
- О качествовании ангела
- Глава VI
- Глава VII
- О рождениях ангельских царей, как они произошли
- Об основании и тайне
- Глава VIII
- О другой особенности, или другом виде
- О третьей особенности, или третьем виде
- О четвертой особенности, или виде
- О пятой особенности, или виде
- Глава IX
- Великая небесная и божественная тайна
- О приветной любви, блаженстве и согласии духов божиих
- Глава X
- Глава XI
- О действии и свойстве божественной и небесной природы
- Глава XII
- Об ангельской радости
- О всем небесном блаженстве всех трех царств ангельских
- О царском первенстве, или власти трех царей ангельских
- О великой славе и красоте трех царей ангельских
- О царе, или великом князе, миха-эле
- О втором царе, именуемом ныне из-за его падения люцифером
- О сотворении его
- О третьем царе ангельском по имени ури-эль
- О дивной соразмерности, об изменении и восхождении качеств в небесной природе
- Глава XIII
- И бедственном падении царства люцифера
- Истинное рождение божие
- О славном рождении и красоте царя люцифера
- Об ужасном, гордом
- Источная жила греха
- Глава XIV
- Глубина
- Дивное откровение
- О падении всех его ангелов
- О великих грехах и противлении,
- О первом виде, или духе, начала греха в люцифере
- О втором виде, или духе, начала греха в люцифере
- Высочайшая глубина
- Глава XV
- О четвертом виде, или образе, начала греха в люцифере
- О пятом виде, или образе, начала греха в люцифере и его ангелах
- О шестом виде, или образе, начала греха в люцифере и его ангелах
- Глава XVI
- Об ужасном, жалостном и бедственном повреждении
- О возжжении огня гнева
- Первый сын - гордость
- Второй сын - жадность
- Третий сын - зависть
- Четвертый сын - гнев
- Конечное осуждение
- О конечной битве и об изгнании царя люцифера со всеми его ангелами
- Глава XVII
- Глава XVIII
- Глубина
- О сотворении света в сем мире
- Глава XIX
- Об образе земли
- О дне и ночи
- Глава XX
- Врата тайны
- Врата божества
- Святые врата
- Глава XXI
- Радостные врата человека
- Врата силы
- Отверстые врата земли
- Глубина в средоточии рождения
- О семи духах божиих и их действии в земле
- Глубина в окружности рождения
- Глава XXII
- О земле
- Глубина
- Произрастание земли
- О металлах в земле
- Глава XXIII
- О звездном рождении и рождении божием
- Врата божий
- Врата святой троицы
- О великой простоте божией
- О возжженной природе
- Глава XXIV
- Глава XXV
- О возжжении сердца или жизни сего мира
- Высочайшая основа солнца и всех планет
- Истинное рождение и происхождение солнца и планет
- О планете марс
- О планете юпитер
- Глава XXVI
- О планете венера
- Врата любви
- О планете меркурий
- Средоточие или окружность рождения жизни. Великая глубина
- О человеке и звездах
- Глубина в средоточии