logo search
философия / Классики(запад) / Возрождение / Беме / Аврора

Глава XXII

О РОЖДЕНИИ ЗВЕЗД И ТВОРЕНИИ ЧЕТВЕРТОГО ДНЯ

Здесь начинается описание звездного рождения, и пусть читатель

обратит внимание на первое заглавие этой книги, гласящее: Утренняя

заря в восхождении, ибо здесь даже и простец сможет увидеть и

постигнуть существо Божие.

2. Пусть только читатель не ослепляет себя сам своим неверием и

тугою понятливостью, ибо у меня здесь вся природа со всеми ее детьми

в свидетели и в доказательство. И если ты разумен, то оглянись

вокруг, и взгляни на самого себя, и поразмысли хорошенько, и ты

скоро найдешь, из какого духа я пишу.

3. Я же выполню послушно повеление духа; смотри же, не дозволяй себе

затворяться пред открытою дверью, ибо здесь пред тобою открыты врата

познания.

4. И хотя дух вступит в противоречие с иными астрологами, это меня

не очень смущает; я должен повиноваться Богу больше, нежели людям:

они слепы в духе; если не хотят видеть, пусть и остаются слепыми.

5. Теперь заметь: когда на третий день взошла из просиявшего в

сладкой воде света молния огня (каковая молния есть горькое

качество, рождающееся в воде из возжженного испуга огня).

6. То вся природа сего мира пришла в кипение и движение в земле, как

и над землею, и во всех вещах начала снова рождаться жизнь.

7. Из земли взошли трава, зелень и деревья, и в земле -- серебро,

золото и всякие руды, и в глубине над землею взошло дивное сложение

сил.

8. Но чтобы ты мог понять, при каких обстоятельствах и как все

произошло со всеми этими вещами и рождениями, я опишу тебе все

последовательно, каждое в своем порядке, чтобы ты правильно понял

основание этой тайны: во-первых, начну с земли; затем, во-вторых,

будет речь о глубине над землею; в-третьих, о сплочении воедино тел

звезд; в-четвертых, о семи главных качествах планет и о сердце,

каковое есть солнце; в-пятых, о четырех стихиях; в-шестых, о внешнем

постижимом рождении, происходящем из всего этого правления, и,

в-седьмых, о дивной соразмерности и пригнанности всего колеса

природы.

9. Пред это зеркало приглашаю я теперь всех любителей святых и

многохвальных искусств философии, астрологии и теологии: я хочу

здесь открыть их корень и основание.

10. И хотя я раньше не изучал их искусств, и не учился им, и не умею

обходиться с их измерениями окружностей, да это меня и не заботит, --

все же они найдут здесь достаточно того, чему можно поучиться, так

что иной во всю свою жизнь не успеет основательно изучить и

постигнуть все.

11. Ибо я не нуждаюсь в их правилах и приемах, так как я научился не

у них, но имею иного учителя, каковой есть вся природа. У этой-то

всей природы с присущим ей рождением изучил я мою философию,

астрологию и теологию и от нее научился, а не от людей или через

людей.

12. Но так как люди суть боги и имеют познание Бога, единого Отца,

из которого они произошли и в котором живут, то я вовсе не презираю

их правила философии, астрологии и теологии; ибо я нахожу, что

большей частью оно покоится на истинном основании, и я приложу также

старание, чтобы следовать их правилу.

13. Ибо я должен сказать, что их правило было моим учителем и что с

их правила я начал и из него получил свое первое познание; и я вовсе

не имею намерения опрокидывать или улучшать их правило, ибо я и не

могу этого сделать, никогда не учившись ему, но оставлю его на его

престоле.

14. Я не намерен также строить на их основании, а как усердный

работник хочу отгрести всю землю от корня, чтобы можно было видеть

все дерево с корнем, стволом, сучьями, ветвями и плодами и чтобы

писание мое не было, таким образом, ничем новым, но чтобы их

философия и моя философия были единым телом, единым деревом,

приносящим одинаковые плоды.

15. И у меня также нет никакого повеления сильно сетовать на них или

осуждать их иначе, чем за их пороки гордости, зависти, жадности и

гнева; на это сетует весьма могущественно дух природы, а не я; и что

мог бы сделать я, жалкий прах, я, который весьма немощен

16. Но вот что указывает дух: им вверен был полновесный талант и

ключ; но они погрязли в сла-дострастиях плоти, и закопали в землю

полновесный талант, и в гордом опьянении своем потеряли ключ.

17. Дух долгое время дожидался, что они отопрут, что день уже

близок; хотя ключ у них, они не знают его и постоянно блуждают,

таким образом, в поисках, в своем гордом и тщеславном опьянении,

подобно мужику, который ищет свою лошадь, а сам едет на ней.

18. Потому говорит дух природы: так как они не хотят пробудиться ото

сна и отпереть дверь, то я сделаю это сам.

19. Что мог бы иначе я, бедный, простой мирянин, писать или учить об

их высоком искусстве, если бы это не было дано мне духом природы, в

котором я есмь и живу? Не состою ли я лишь в простом мирском звании,

не получая за это писание никакой платы? Должен ли я потому

противиться духу, возбраняя ему начать отпирать там, где он хочет?

Ведь я -- не сама дверь, а только простой засов пред нею; если бы дух

теперь выдернул меня и бросил в огонь, неужели я мог бы возбранить

ему и в этом?

20. И вот, если бы я захотел быть негодным засовом, который не

позволял бы духу выдернуть себя и отпереть, разве дух не разгневался

бы на меня, и не сорвал бы меня, и не выкинул бы прочь, и не сделал

бы себе более полезный и пригодный засов? И я лежал бы тогда, и меня

попирали бы ногами -- того, кто еще недавно красовался на прекрасной

двери: на что был бы тогда годен засов? Разве что на дрова.

21. Вот, я говорю тебе тайну: как только дверь распахнется до самого

крюка своего, выкинуты будут вон все негодные, крепко забитые

засовы; ибо дверь не будет больше затворена, а останется открытой и

все четыре ветра будут входить и выходить сквозь нее. Но чародей

сидит на дороге и многих ослепит, так что они не увидят двери и

тогда вернутся домой и скажут: там нет никакой двери, это только

вымысел, не ходите больше туда.

22. Так дозволяют люди сбивать себя с пути и живут в своем опьянении.

23. Когда же это произойдет, то разгневается растворивший ворота дух

за то, что никто больше не хочет входить или выходить через них, и

сбросит в бездну столпы ворот; и не будет больше времени: кто внутри

них, те и останутся внутри, а кто снаружи, те и останутся снаружи.

Аминь.

24. Теперь спрашивается: что же суть звезды? Вот Моисей пишет об

этом: "И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной для

отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов; и

да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на

землю.

25. И стало так. И создал Бог два светила великие: светило большее,

для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и

звезды. И поставил их Бог на тверди небесной, чтобы светить на

землю, и управлять днем и ночью, и отделять свет от тьмы. И увидел

Бог, что это хорошо; и был вечер, и было утро: день четвертый" (Быт.

7, 14--19).

26. Это описание достаточно показывает, что высокий муж Моисей не

был его автором, ибо писатель не познал ни истинного Бога, ни того,

что суть звезды. И надо полагать, что сотворение не было описано до

потопа, но хранилось в памяти как смутное сказание и передавалось из

рода в род до времен после потопа, когда мир снова зажил эпикурейски.

27. Тогда святые отцы, увидевши это, описали сотворение, чтобы оно

не было забыто и чтобы эпикурейский мир в сотворении имел пред собою

зеркало и мог увидеть в нем, что Бог есть и что настоящее состояние

мира не было от вечности таким. Чтобы имел он, таким образом, в

сотворении зеркало пред собою и боялся этого сокровенного Бога.

28. В том заключалось также главнейшее наставление и учение праотцев

после потопа, как и до него, что они указывали людям на сотворение,

как это делается и во всей книге Иова.

29. После этих отцов пришли мудрые язычники; они проникли несколько

глубже в познание природы: и я поистине должен сказать, что в

философии своей и познании они достигли даже до лица Божия, однако

не смогли ни увидеть, ни познать его.

30. Так человек совсем умер и накрепко заточен был в самом внешнем

рождении, в мертвой постижимости; иначе им, конечно, пришла бы

мысль, что в постижимости должна быть сокрыта в средоточии

Божественная сила, которая таким образом сотворила постижи-мость, а

также хранит, и поддерживает ее, и правит ею.

31. Они хотя и почитали солнце и звезды и поклонялись им как богам,

однако не познали, каким образом те были сотворены или как и из чего

они возникли.

32. Ибо ведь могли же они подумать, что они от чего-нибудь да

произошли и что создавшее их должно было быть больше и старше самих

звезд.

33. Впрочем, у них есть и пример тому: земля и камни, которые должны

же были от чего-нибудь произойти, равно как и люди, и все твари на

земле. Все это убеждает их в том, что в этом присутствует еще более

могущественная сила, которая все так сотворила.

34. Но что же я буду много писать о слепоте язычников; разве не так

же слепы и наши ученые в своих разукрашенных шапочках: правда, они

знают, что есть Бог, сотворивший все это, но не знают, где этот Бог

или каков Он.

35. Когда они хотят писать о Боге, они ищут Его вне сего мира,

только на небе, как если бы Он был какой-нибудь образ, сравнимый с

другим. Правда, они допускают, что этот Бог правит всем во всем мире

посредством некоего духа, но хотят, чтобы телесное состояние Его

было лишь за много тысяч миль в каком-то небе.

36. Сюда, вы, ученые, и если вы правы, то дайте духу ответ; я хочу

кое о чем спросить вас:

37. Как вы полагаете, что было вместо сего мира до времени мира? Или

из чего, мнится вам, произошли земля и звезды? Или что, мнится вам,

находится в глубине над землею, или из чего произошла эта глубина?

Или каким образом, мнится вам, человек есть образ Божий, в котором

обитает Бог? Или что, по мнению вашему, есть гнев Божий9 Или чем так

неугоден Богу человек, что Он предает его мучениям, раз Он сам

сотворил его, и что Он вменил ему грех и осудил на вечную муку?

38. Зачем тогда создал Он то, в чем человек погрешает? Не должно ли

оно быть еше злее? Зачем или откуда оно произошло? Или какова

причина, или начало, или рождение яростного гнева Божия, откуда

возникли ад и диаволы? Или как произошло то, что все твари в сем

мире грызутся, дерутся и бьются между собою и, однако, грех

вменяется только одному человеку'

39. Или откуда произошли ядовитые и злые животные и гады со всею

вредной тварью? Или откуда произошли святые ангелы? И наконец, что

есть душа человека и сам великий Бог?

40. Дайте на это верный и точный ответ, и докажите, и отступитесь от

вашего словопрения. И если вы сможете доказать из ваших прежних

писаний, что знаете истинного единого Бога, как Он пребывает в любви

и гневе, что Он есть, и сможете доказать, что Бог не в звездах,

стихиях, земле, камнях, людях, животных, гадах, не в зелени, листве

и траве, не в небе и земле, и что все это не есть сам Бог, и что дух

мой заблуждается, -- то я сожгу в огне мою книгу, и отрекусь от

всего, что написал, и прокляну это, и послушно буду внимать вашим

наставлениям.

41. Это сказано, однако, не в том смысле, будто я совсем не могу

заблуждаться, ибо некоторые вещи недостаточно выяснены и описаны как

бы с единого взгляда на великого Бога, ибо колесо природы обращается

слишком быстро и человек своим полумертвым и косным постижением не

может достаточно охватить их

42. Но что окажется в одном месте изложенным неясно и неполно, то ты

снова встретишь в другом, если не в этой книге, так в другой.

43. Теперь ты скажешь, что не подобает мне задавать такие вопросы,

ибо Божество есть тайна, неиссле-димая ни для кого. Тогда слушай:

если мне не подобает спрашивать, то и тебе не подобает также судить

меня; но ты хвалишься познанием света и тем, что ты водитель слепых,

и сам, однако, слеп; как же ты хочешь указать путь слепому? Не

упадете ли вы оба в слепоте вашей?

44. Но если ты скажешь: мы не слепы и отлично видим путь света, -- то

почему же вы спорите тогда из-за пути света, которого в точности

никто не видит? Вы наставляете других на путь, и, однако, сами

продолжаете искать его, и шарите во тьме, и не видите его; или вы

мните, что это грех, когда кто-нибудь спрашивает о пути?

45. О слепые люди, оставьте ваши споры, и не проливайте невинной

крови, и не опустошайте из-за них стран и городов по воле диавола;

но наденьте шлем мира, и опояшьтесь любовью друг к другу, и

вооружитесь кротостью. Отступитесь от гордости и жадности, пусть

никто не завидует облику другого; не допускайте загораться в вас

огню гнева, но живите в кротости, целомудрии, дружбе и чистоте;

тогда все вы пребываете и живете в Боге.

46. Ибо не надо тебе спрашивать: где Бог? Слушай же, слепой человек:

ты живешь в Боге и Бог пребывает в тебе, и если ты живешь свято, то

сам ты Бог; куда ты не взглянешь, везде Бог.

47. Или, созерцая глубину между звездами и землею, ты, может быть,

скажешь: "Это не Бог" или "Здесь нет Бога"? О бедный, поврежденный

человек, позволь наставить тебя, ибо в этой глубине над землею, где

ты ничего не видишь, и не познаешь, и говоришь, что там ничего нет,

там равно пребывает в своей Троице светло-святой Бог, и там Он

рождается, как в горнем небе над сим миром.

48. Не мнишь ли ты, что во время сотворения мира Он отлучился со

своего престола, на котором восседал от вечности? О нет, этого не

может быть: и Он сам не может этого сделать, если бы захотел, ибо Он

сам есть все; и как член тела не может сам отделиться от него, так

не может быть разлучен и Бог.

49. А то, что в нем такое множество различных образований,

производится его вечным рождением, которое прежде всего трояко, и из

этой троичности рождается бесконечно или неизмеримо.

50. Об этих рождениях я и хочу написать здесь и показать сынам

последнего мира, что есть Бог; не ради славы и не из гордости, а

также не для того, чтобы тем посрамить кого-нибудь или унизить; нет,

кротко и дружески хочет дух наставить тебя, как отец своих детей;

ибо произведение это -- не разум плоти моей, но откровение любви

Святого Бога или прорыв в плоти.

51. По собственным силам моим я такой же слепой человек, как и

всякий другой, и ничего не могу; но в Духе Божием мой врожденный дух

прозревает сквозь все; однако не пребывающим образом, но, когда дух

любви Божией проницает мой дух, душевное рождение и Божество бывают

единым существом, единым постижением и светом.

52. Не я один таков, но все люди таковы, будь они христиане, иудеи,

турки или язычники; в ком есть любовь и кротость, в том есть и свет

Божий.

53. Или ты скажешь, что нет? И турки, и иудеи, и язычники не живут

ли в том же самом теле, в котором живешь и ты, и пользуются силою

того же тела, которою пользуешься и ты, и обладают также тою же

плотью, как и ты, и твой Бог есть также и их Бог.

54. Ты скажешь тогда: но они Его не знают и не почитают. Да, милый

человек, хвались, ты попал в точку, ты знаешь Его, пожалуй, лучше

других. Смотри же, слепой человек: где в кротости восходит любовь,

там восходит сердце Божие; ибо сердце Божие рождается в кроткой воде

возжженного света, будь то в человеке или вне человека, оно повсюду

рождается в средоточии, посредине между самым внешним и самым

внутренним рождением.

55. И на что ты ни взглянешь, везде Бог: постижи-мость же в сем мире

состоит в гневе, ее возжег диавол; и в сокровенном ядре посреди

гнева рождается свет, или сердце Божие, непостижимое для гнева; и

они остаются каждый на своем престоле.

56. Говоря так, я вовсе не хвалю неверие иудеев, турок и язычников,

и ярость, и злобу их на христиан: нет, все это лишь сети диавола,

который направляет этих людей на гордость, жадность, зависть и гнев,

чтобы разжечь в них адский огонь; и я не могу сказать, чтобы эти

четыре сына диавола не правили также и в христианстве, и даже в

каждом человеке.

57. Теперь ты скажешь: в чем же тогда разница между христианами,

иудеями, турками и язычниками? Здесь дух распахивает и ворота, и

двери: если ты не хочешь видеть, оставайся слеп. Во-первых, та

разница, которую Бог установил всегда и повсюду: имеющие познание

того, что есть Бог и как они должны Ему служить, могут знанием своим

пробиться сквозь гнев в любовь Божию и победить диавола; если же они

этого не делают, то они нисколько не лучше тех, которые этого не

знают.

58. Если же кто-нибудь, не зная пути, пробивается сквозь гнев в

любовь, то он равен тому, кто проник с помощью своего знания; те же,

что упорствуют в гневе и еще более разжигают его в себе, также все

равны друг другу, будь они христиане, иудеи, турки или язычники

(Рим. 2, 11--29).

59. Или чем, мнится тебе, можно служить Богу? Не хочешь ли ты

лицемерить с ним и приукрасить свое рождение?

60. Я же полагаю, что ты -- прекрасный ангел: у кого есть в сердце

любовь, и кто проводит милосердную и кроткую жизнь, и сражается со

злобою, и пробивается сквозь гнев Божий в свет, тот живет с Богом и

единый дух с Богом.

61. Ибо Бог не нуждается ни в каком ином суждении, только в том,

чтобы творение Его, которое в теле Его, не отделялось от Него, но

было свято, как свят Он.

62. Ради этого Бог дал закон иудеям, чтобы они усердно предались

кроткой святости и любви и весь мир имел бы для себя зеркало в них;

но когда они впали в гордость, и вместо любви стали хвалиться своим

рождением, и закон любви превратили в остроту гнева, тогда Бог

сдвинул их светильник и обратился к язычникам.

63. Во-вторых, разница между христианами, иудеями, турками и

язычниками заключается в том, что христиане знают древо жизни,

которое есть Христос, князь нашего неба и сего мира, правящий во

всех рождениях, как царь, в Боге Отце своем, и люди суть Его члены.

64. И вот христиане знают, как они могут силою этого дерева

пробиться из своей смерти, через Его смерть, к Нему в Его жизнь, и

господствовать, и жить с Ним; и этим своим проницанием, новым

рождением своим из сего мертвого тела могут они тогда пребывать у

Него на небе.

65. И хотя мертвое тело находится посреди ада у всех диаволов,

однако новый человек господствует вместе с Богом на небе; и древо

жизни для них -- крепкие врата, через которые они входят в жизнь. Ты

найдешь это на своем месте подробнее.

66. Теперь заметь: Моисей пишет, что Бог сказал: да будут светила на

тверди небесной, которые бы светили на землю, и отделяли день от

ночи, и творили годы и времена и т.д.

67. Это описание показывает, что первый автор не знал, что такое

звезды, хотя и постигал истинного Бога; но он брал Божество в сердце

Его и смотрел на сердце, что есть сердце и ядро сего творения; и дух

оставил сокрытым от него звездное и самое внешнее мертвое рождение и

направлял его только к вере, к сердцу Божества.

68. Что и есть самое главное, самое необходимое для человека: ибо,

овладев истинною верою, он проникает сквозь гнев Божий через смерть

в жизнь и господствует с Богом.

69. Но так как ныне, в конце сего времени, люди сильнее вожделеют по

корню этого дерева и природа указывает этим, что близко время

обнажения дерева, то дух хочет показать им этот корень и Божество --

совершенно открыться: и это есть Утренняя заря и наступление

великого дня Божия, когда будет возвращено и снова взойдет то, что

родилось из смерти, в возрождение жизни.

70. Смотри: когда Бог сказал: "Да будет свет", то в силах природы,

или в семи духах Божиих, взошел свет; и тогда небесная твердь,

состоящая в слове, в сердце воды, была заключена между звездным и

самым внешним рождением, вместе со словом и сердцем воды; и звездное

рождение есть место раздела и находится наполовину в гневе.

71. Ибо из этой половины гнева непрестанно рождается ныне мертвое

рождение, а из другой половины, достигающей самою внутреннею своею

степенью до самого внутреннего сердца и света Божия, непрестанно

через смерть рождается жизнь; и, однако, звездное рождение не два, а

единое тело.

72. Когда же в два дня завершено было сотворение неба и земли и в

сердце воды создано было небо для раздела между светом Божиим и

гневом Божиим, тогда на третий день снова взошли через испуг молнии

огня (взошедшей в сердце воды и проникшей сквозь смерть, непостижимо

для смерти) всевозможные образы, как это было до времени возжженного

гнева.

73. Но так как вода, которая есть дух звездной жизни, состояла также

в гневе и в смерти, то каждое тело сложилось сообразно тому, каково

было рождение на жизнь и подвижность.