Глава XXII
О РОЖДЕНИИ ЗВЕЗД И ТВОРЕНИИ ЧЕТВЕРТОГО ДНЯ
Здесь начинается описание звездного рождения, и пусть читатель
обратит внимание на первое заглавие этой книги, гласящее: Утренняя
заря в восхождении, ибо здесь даже и простец сможет увидеть и
постигнуть существо Божие.
2. Пусть только читатель не ослепляет себя сам своим неверием и
тугою понятливостью, ибо у меня здесь вся природа со всеми ее детьми
в свидетели и в доказательство. И если ты разумен, то оглянись
вокруг, и взгляни на самого себя, и поразмысли хорошенько, и ты
скоро найдешь, из какого духа я пишу.
3. Я же выполню послушно повеление духа; смотри же, не дозволяй себе
затворяться пред открытою дверью, ибо здесь пред тобою открыты врата
познания.
4. И хотя дух вступит в противоречие с иными астрологами, это меня
не очень смущает; я должен повиноваться Богу больше, нежели людям:
они слепы в духе; если не хотят видеть, пусть и остаются слепыми.
5. Теперь заметь: когда на третий день взошла из просиявшего в
сладкой воде света молния огня (каковая молния есть горькое
качество, рождающееся в воде из возжженного испуга огня).
6. То вся природа сего мира пришла в кипение и движение в земле, как
и над землею, и во всех вещах начала снова рождаться жизнь.
7. Из земли взошли трава, зелень и деревья, и в земле -- серебро,
золото и всякие руды, и в глубине над землею взошло дивное сложение
сил.
8. Но чтобы ты мог понять, при каких обстоятельствах и как все
произошло со всеми этими вещами и рождениями, я опишу тебе все
последовательно, каждое в своем порядке, чтобы ты правильно понял
основание этой тайны: во-первых, начну с земли; затем, во-вторых,
будет речь о глубине над землею; в-третьих, о сплочении воедино тел
звезд; в-четвертых, о семи главных качествах планет и о сердце,
каковое есть солнце; в-пятых, о четырех стихиях; в-шестых, о внешнем
постижимом рождении, происходящем из всего этого правления, и,
в-седьмых, о дивной соразмерности и пригнанности всего колеса
природы.
9. Пред это зеркало приглашаю я теперь всех любителей святых и
многохвальных искусств философии, астрологии и теологии: я хочу
здесь открыть их корень и основание.
10. И хотя я раньше не изучал их искусств, и не учился им, и не умею
обходиться с их измерениями окружностей, да это меня и не заботит, --
все же они найдут здесь достаточно того, чему можно поучиться, так
что иной во всю свою жизнь не успеет основательно изучить и
постигнуть все.
11. Ибо я не нуждаюсь в их правилах и приемах, так как я научился не
у них, но имею иного учителя, каковой есть вся природа. У этой-то
всей природы с присущим ей рождением изучил я мою философию,
астрологию и теологию и от нее научился, а не от людей или через
людей.
12. Но так как люди суть боги и имеют познание Бога, единого Отца,
из которого они произошли и в котором живут, то я вовсе не презираю
их правила философии, астрологии и теологии; ибо я нахожу, что
большей частью оно покоится на истинном основании, и я приложу также
старание, чтобы следовать их правилу.
13. Ибо я должен сказать, что их правило было моим учителем и что с
их правила я начал и из него получил свое первое познание; и я вовсе
не имею намерения опрокидывать или улучшать их правило, ибо я и не
могу этого сделать, никогда не учившись ему, но оставлю его на его
престоле.
14. Я не намерен также строить на их основании, а как усердный
работник хочу отгрести всю землю от корня, чтобы можно было видеть
все дерево с корнем, стволом, сучьями, ветвями и плодами и чтобы
писание мое не было, таким образом, ничем новым, но чтобы их
философия и моя философия были единым телом, единым деревом,
приносящим одинаковые плоды.
15. И у меня также нет никакого повеления сильно сетовать на них или
осуждать их иначе, чем за их пороки гордости, зависти, жадности и
гнева; на это сетует весьма могущественно дух природы, а не я; и что
мог бы сделать я, жалкий прах, я, который весьма немощен
16. Но вот что указывает дух: им вверен был полновесный талант и
ключ; но они погрязли в сла-дострастиях плоти, и закопали в землю
полновесный талант, и в гордом опьянении своем потеряли ключ.
17. Дух долгое время дожидался, что они отопрут, что день уже
близок; хотя ключ у них, они не знают его и постоянно блуждают,
таким образом, в поисках, в своем гордом и тщеславном опьянении,
подобно мужику, который ищет свою лошадь, а сам едет на ней.
18. Потому говорит дух природы: так как они не хотят пробудиться ото
сна и отпереть дверь, то я сделаю это сам.
19. Что мог бы иначе я, бедный, простой мирянин, писать или учить об
их высоком искусстве, если бы это не было дано мне духом природы, в
котором я есмь и живу? Не состою ли я лишь в простом мирском звании,
не получая за это писание никакой платы? Должен ли я потому
противиться духу, возбраняя ему начать отпирать там, где он хочет?
Ведь я -- не сама дверь, а только простой засов пред нею; если бы дух
теперь выдернул меня и бросил в огонь, неужели я мог бы возбранить
ему и в этом?
20. И вот, если бы я захотел быть негодным засовом, который не
позволял бы духу выдернуть себя и отпереть, разве дух не разгневался
бы на меня, и не сорвал бы меня, и не выкинул бы прочь, и не сделал
бы себе более полезный и пригодный засов? И я лежал бы тогда, и меня
попирали бы ногами -- того, кто еще недавно красовался на прекрасной
двери: на что был бы тогда годен засов? Разве что на дрова.
21. Вот, я говорю тебе тайну: как только дверь распахнется до самого
крюка своего, выкинуты будут вон все негодные, крепко забитые
засовы; ибо дверь не будет больше затворена, а останется открытой и
все четыре ветра будут входить и выходить сквозь нее. Но чародей
сидит на дороге и многих ослепит, так что они не увидят двери и
тогда вернутся домой и скажут: там нет никакой двери, это только
вымысел, не ходите больше туда.
22. Так дозволяют люди сбивать себя с пути и живут в своем опьянении.
23. Когда же это произойдет, то разгневается растворивший ворота дух
за то, что никто больше не хочет входить или выходить через них, и
сбросит в бездну столпы ворот; и не будет больше времени: кто внутри
них, те и останутся внутри, а кто снаружи, те и останутся снаружи.
Аминь.
24. Теперь спрашивается: что же суть звезды? Вот Моисей пишет об
этом: "И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной для
отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов; и
да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на
землю.
25. И стало так. И создал Бог два светила великие: светило большее,
для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и
звезды. И поставил их Бог на тверди небесной, чтобы светить на
землю, и управлять днем и ночью, и отделять свет от тьмы. И увидел
Бог, что это хорошо; и был вечер, и было утро: день четвертый" (Быт.
7, 14--19).
26. Это описание достаточно показывает, что высокий муж Моисей не
был его автором, ибо писатель не познал ни истинного Бога, ни того,
что суть звезды. И надо полагать, что сотворение не было описано до
потопа, но хранилось в памяти как смутное сказание и передавалось из
рода в род до времен после потопа, когда мир снова зажил эпикурейски.
27. Тогда святые отцы, увидевши это, описали сотворение, чтобы оно
не было забыто и чтобы эпикурейский мир в сотворении имел пред собою
зеркало и мог увидеть в нем, что Бог есть и что настоящее состояние
мира не было от вечности таким. Чтобы имел он, таким образом, в
сотворении зеркало пред собою и боялся этого сокровенного Бога.
28. В том заключалось также главнейшее наставление и учение праотцев
после потопа, как и до него, что они указывали людям на сотворение,
как это делается и во всей книге Иова.
29. После этих отцов пришли мудрые язычники; они проникли несколько
глубже в познание природы: и я поистине должен сказать, что в
философии своей и познании они достигли даже до лица Божия, однако
не смогли ни увидеть, ни познать его.
30. Так человек совсем умер и накрепко заточен был в самом внешнем
рождении, в мертвой постижимости; иначе им, конечно, пришла бы
мысль, что в постижимости должна быть сокрыта в средоточии
Божественная сила, которая таким образом сотворила постижи-мость, а
также хранит, и поддерживает ее, и правит ею.
31. Они хотя и почитали солнце и звезды и поклонялись им как богам,
однако не познали, каким образом те были сотворены или как и из чего
они возникли.
32. Ибо ведь могли же они подумать, что они от чего-нибудь да
произошли и что создавшее их должно было быть больше и старше самих
звезд.
33. Впрочем, у них есть и пример тому: земля и камни, которые должны
же были от чего-нибудь произойти, равно как и люди, и все твари на
земле. Все это убеждает их в том, что в этом присутствует еще более
могущественная сила, которая все так сотворила.
34. Но что же я буду много писать о слепоте язычников; разве не так
же слепы и наши ученые в своих разукрашенных шапочках: правда, они
знают, что есть Бог, сотворивший все это, но не знают, где этот Бог
или каков Он.
35. Когда они хотят писать о Боге, они ищут Его вне сего мира,
только на небе, как если бы Он был какой-нибудь образ, сравнимый с
другим. Правда, они допускают, что этот Бог правит всем во всем мире
посредством некоего духа, но хотят, чтобы телесное состояние Его
было лишь за много тысяч миль в каком-то небе.
36. Сюда, вы, ученые, и если вы правы, то дайте духу ответ; я хочу
кое о чем спросить вас:
37. Как вы полагаете, что было вместо сего мира до времени мира? Или
из чего, мнится вам, произошли земля и звезды? Или что, мнится вам,
находится в глубине над землею, или из чего произошла эта глубина?
Или каким образом, мнится вам, человек есть образ Божий, в котором
обитает Бог? Или что, по мнению вашему, есть гнев Божий9 Или чем так
неугоден Богу человек, что Он предает его мучениям, раз Он сам
сотворил его, и что Он вменил ему грех и осудил на вечную муку?
38. Зачем тогда создал Он то, в чем человек погрешает? Не должно ли
оно быть еше злее? Зачем или откуда оно произошло? Или какова
причина, или начало, или рождение яростного гнева Божия, откуда
возникли ад и диаволы? Или как произошло то, что все твари в сем
мире грызутся, дерутся и бьются между собою и, однако, грех
вменяется только одному человеку'
39. Или откуда произошли ядовитые и злые животные и гады со всею
вредной тварью? Или откуда произошли святые ангелы? И наконец, что
есть душа человека и сам великий Бог?
40. Дайте на это верный и точный ответ, и докажите, и отступитесь от
вашего словопрения. И если вы сможете доказать из ваших прежних
писаний, что знаете истинного единого Бога, как Он пребывает в любви
и гневе, что Он есть, и сможете доказать, что Бог не в звездах,
стихиях, земле, камнях, людях, животных, гадах, не в зелени, листве
и траве, не в небе и земле, и что все это не есть сам Бог, и что дух
мой заблуждается, -- то я сожгу в огне мою книгу, и отрекусь от
всего, что написал, и прокляну это, и послушно буду внимать вашим
наставлениям.
41. Это сказано, однако, не в том смысле, будто я совсем не могу
заблуждаться, ибо некоторые вещи недостаточно выяснены и описаны как
бы с единого взгляда на великого Бога, ибо колесо природы обращается
слишком быстро и человек своим полумертвым и косным постижением не
может достаточно охватить их
42. Но что окажется в одном месте изложенным неясно и неполно, то ты
снова встретишь в другом, если не в этой книге, так в другой.
43. Теперь ты скажешь, что не подобает мне задавать такие вопросы,
ибо Божество есть тайна, неиссле-димая ни для кого. Тогда слушай:
если мне не подобает спрашивать, то и тебе не подобает также судить
меня; но ты хвалишься познанием света и тем, что ты водитель слепых,
и сам, однако, слеп; как же ты хочешь указать путь слепому? Не
упадете ли вы оба в слепоте вашей?
44. Но если ты скажешь: мы не слепы и отлично видим путь света, -- то
почему же вы спорите тогда из-за пути света, которого в точности
никто не видит? Вы наставляете других на путь, и, однако, сами
продолжаете искать его, и шарите во тьме, и не видите его; или вы
мните, что это грех, когда кто-нибудь спрашивает о пути?
45. О слепые люди, оставьте ваши споры, и не проливайте невинной
крови, и не опустошайте из-за них стран и городов по воле диавола;
но наденьте шлем мира, и опояшьтесь любовью друг к другу, и
вооружитесь кротостью. Отступитесь от гордости и жадности, пусть
никто не завидует облику другого; не допускайте загораться в вас
огню гнева, но живите в кротости, целомудрии, дружбе и чистоте;
тогда все вы пребываете и живете в Боге.
46. Ибо не надо тебе спрашивать: где Бог? Слушай же, слепой человек:
ты живешь в Боге и Бог пребывает в тебе, и если ты живешь свято, то
сам ты Бог; куда ты не взглянешь, везде Бог.
47. Или, созерцая глубину между звездами и землею, ты, может быть,
скажешь: "Это не Бог" или "Здесь нет Бога"? О бедный, поврежденный
человек, позволь наставить тебя, ибо в этой глубине над землею, где
ты ничего не видишь, и не познаешь, и говоришь, что там ничего нет,
там равно пребывает в своей Троице светло-святой Бог, и там Он
рождается, как в горнем небе над сим миром.
48. Не мнишь ли ты, что во время сотворения мира Он отлучился со
своего престола, на котором восседал от вечности? О нет, этого не
может быть: и Он сам не может этого сделать, если бы захотел, ибо Он
сам есть все; и как член тела не может сам отделиться от него, так
не может быть разлучен и Бог.
49. А то, что в нем такое множество различных образований,
производится его вечным рождением, которое прежде всего трояко, и из
этой троичности рождается бесконечно или неизмеримо.
50. Об этих рождениях я и хочу написать здесь и показать сынам
последнего мира, что есть Бог; не ради славы и не из гордости, а
также не для того, чтобы тем посрамить кого-нибудь или унизить; нет,
кротко и дружески хочет дух наставить тебя, как отец своих детей;
ибо произведение это -- не разум плоти моей, но откровение любви
Святого Бога или прорыв в плоти.
51. По собственным силам моим я такой же слепой человек, как и
всякий другой, и ничего не могу; но в Духе Божием мой врожденный дух
прозревает сквозь все; однако не пребывающим образом, но, когда дух
любви Божией проницает мой дух, душевное рождение и Божество бывают
единым существом, единым постижением и светом.
52. Не я один таков, но все люди таковы, будь они христиане, иудеи,
турки или язычники; в ком есть любовь и кротость, в том есть и свет
Божий.
53. Или ты скажешь, что нет? И турки, и иудеи, и язычники не живут
ли в том же самом теле, в котором живешь и ты, и пользуются силою
того же тела, которою пользуешься и ты, и обладают также тою же
плотью, как и ты, и твой Бог есть также и их Бог.
54. Ты скажешь тогда: но они Его не знают и не почитают. Да, милый
человек, хвались, ты попал в точку, ты знаешь Его, пожалуй, лучше
других. Смотри же, слепой человек: где в кротости восходит любовь,
там восходит сердце Божие; ибо сердце Божие рождается в кроткой воде
возжженного света, будь то в человеке или вне человека, оно повсюду
рождается в средоточии, посредине между самым внешним и самым
внутренним рождением.
55. И на что ты ни взглянешь, везде Бог: постижи-мость же в сем мире
состоит в гневе, ее возжег диавол; и в сокровенном ядре посреди
гнева рождается свет, или сердце Божие, непостижимое для гнева; и
они остаются каждый на своем престоле.
56. Говоря так, я вовсе не хвалю неверие иудеев, турок и язычников,
и ярость, и злобу их на христиан: нет, все это лишь сети диавола,
который направляет этих людей на гордость, жадность, зависть и гнев,
чтобы разжечь в них адский огонь; и я не могу сказать, чтобы эти
четыре сына диавола не правили также и в христианстве, и даже в
каждом человеке.
57. Теперь ты скажешь: в чем же тогда разница между христианами,
иудеями, турками и язычниками? Здесь дух распахивает и ворота, и
двери: если ты не хочешь видеть, оставайся слеп. Во-первых, та
разница, которую Бог установил всегда и повсюду: имеющие познание
того, что есть Бог и как они должны Ему служить, могут знанием своим
пробиться сквозь гнев в любовь Божию и победить диавола; если же они
этого не делают, то они нисколько не лучше тех, которые этого не
знают.
58. Если же кто-нибудь, не зная пути, пробивается сквозь гнев в
любовь, то он равен тому, кто проник с помощью своего знания; те же,
что упорствуют в гневе и еще более разжигают его в себе, также все
равны друг другу, будь они христиане, иудеи, турки или язычники
(Рим. 2, 11--29).
59. Или чем, мнится тебе, можно служить Богу? Не хочешь ли ты
лицемерить с ним и приукрасить свое рождение?
60. Я же полагаю, что ты -- прекрасный ангел: у кого есть в сердце
любовь, и кто проводит милосердную и кроткую жизнь, и сражается со
злобою, и пробивается сквозь гнев Божий в свет, тот живет с Богом и
единый дух с Богом.
61. Ибо Бог не нуждается ни в каком ином суждении, только в том,
чтобы творение Его, которое в теле Его, не отделялось от Него, но
было свято, как свят Он.
62. Ради этого Бог дал закон иудеям, чтобы они усердно предались
кроткой святости и любви и весь мир имел бы для себя зеркало в них;
но когда они впали в гордость, и вместо любви стали хвалиться своим
рождением, и закон любви превратили в остроту гнева, тогда Бог
сдвинул их светильник и обратился к язычникам.
63. Во-вторых, разница между христианами, иудеями, турками и
язычниками заключается в том, что христиане знают древо жизни,
которое есть Христос, князь нашего неба и сего мира, правящий во
всех рождениях, как царь, в Боге Отце своем, и люди суть Его члены.
64. И вот христиане знают, как они могут силою этого дерева
пробиться из своей смерти, через Его смерть, к Нему в Его жизнь, и
господствовать, и жить с Ним; и этим своим проницанием, новым
рождением своим из сего мертвого тела могут они тогда пребывать у
Него на небе.
65. И хотя мертвое тело находится посреди ада у всех диаволов,
однако новый человек господствует вместе с Богом на небе; и древо
жизни для них -- крепкие врата, через которые они входят в жизнь. Ты
найдешь это на своем месте подробнее.
66. Теперь заметь: Моисей пишет, что Бог сказал: да будут светила на
тверди небесной, которые бы светили на землю, и отделяли день от
ночи, и творили годы и времена и т.д.
67. Это описание показывает, что первый автор не знал, что такое
звезды, хотя и постигал истинного Бога; но он брал Божество в сердце
Его и смотрел на сердце, что есть сердце и ядро сего творения; и дух
оставил сокрытым от него звездное и самое внешнее мертвое рождение и
направлял его только к вере, к сердцу Божества.
68. Что и есть самое главное, самое необходимое для человека: ибо,
овладев истинною верою, он проникает сквозь гнев Божий через смерть
в жизнь и господствует с Богом.
69. Но так как ныне, в конце сего времени, люди сильнее вожделеют по
корню этого дерева и природа указывает этим, что близко время
обнажения дерева, то дух хочет показать им этот корень и Божество --
совершенно открыться: и это есть Утренняя заря и наступление
великого дня Божия, когда будет возвращено и снова взойдет то, что
родилось из смерти, в возрождение жизни.
70. Смотри: когда Бог сказал: "Да будет свет", то в силах природы,
или в семи духах Божиих, взошел свет; и тогда небесная твердь,
состоящая в слове, в сердце воды, была заключена между звездным и
самым внешним рождением, вместе со словом и сердцем воды; и звездное
рождение есть место раздела и находится наполовину в гневе.
71. Ибо из этой половины гнева непрестанно рождается ныне мертвое
рождение, а из другой половины, достигающей самою внутреннею своею
степенью до самого внутреннего сердца и света Божия, непрестанно
через смерть рождается жизнь; и, однако, звездное рождение не два, а
единое тело.
72. Когда же в два дня завершено было сотворение неба и земли и в
сердце воды создано было небо для раздела между светом Божиим и
гневом Божиим, тогда на третий день снова взошли через испуг молнии
огня (взошедшей в сердце воды и проникшей сквозь смерть, непостижимо
для смерти) всевозможные образы, как это было до времени возжженного
гнева.
73. Но так как вода, которая есть дух звездной жизни, состояла также
в гневе и в смерти, то каждое тело сложилось сообразно тому, каково
было рождение на жизнь и подвижность.
- Якоб Беме. Аврора, или Утренняя заря в восхождении, или...
- Глава I
- О качествовании холода
- О качествовании воздуха и воды
- О влияниях других качеств на три стихии: огонь, воздух и воду
- О сладком качестве
- О кислом качестве
- О терпком или соленом качестве
- Глава II
- О качестве солнца
- Глава III
- О боге отце
- О сущности и свойстве отца
- О боге сыне
- О боге духе святом
- О святой троице
- Глава IV
- О божественном качестве
- О сотворении ангелов
- Глава V
- О качествовании ангела
- Глава VI
- Глава VII
- О рождениях ангельских царей, как они произошли
- Об основании и тайне
- Глава VIII
- О другой особенности, или другом виде
- О третьей особенности, или третьем виде
- О четвертой особенности, или виде
- О пятой особенности, или виде
- Глава IX
- Великая небесная и божественная тайна
- О приветной любви, блаженстве и согласии духов божиих
- Глава X
- Глава XI
- О действии и свойстве божественной и небесной природы
- Глава XII
- Об ангельской радости
- О всем небесном блаженстве всех трех царств ангельских
- О царском первенстве, или власти трех царей ангельских
- О великой славе и красоте трех царей ангельских
- О царе, или великом князе, миха-эле
- О втором царе, именуемом ныне из-за его падения люцифером
- О сотворении его
- О третьем царе ангельском по имени ури-эль
- О дивной соразмерности, об изменении и восхождении качеств в небесной природе
- Глава XIII
- И бедственном падении царства люцифера
- Истинное рождение божие
- О славном рождении и красоте царя люцифера
- Об ужасном, гордом
- Источная жила греха
- Глава XIV
- Глубина
- Дивное откровение
- О падении всех его ангелов
- О великих грехах и противлении,
- О первом виде, или духе, начала греха в люцифере
- О втором виде, или духе, начала греха в люцифере
- Высочайшая глубина
- Глава XV
- О четвертом виде, или образе, начала греха в люцифере
- О пятом виде, или образе, начала греха в люцифере и его ангелах
- О шестом виде, или образе, начала греха в люцифере и его ангелах
- Глава XVI
- Об ужасном, жалостном и бедственном повреждении
- О возжжении огня гнева
- Первый сын - гордость
- Второй сын - жадность
- Третий сын - зависть
- Четвертый сын - гнев
- Конечное осуждение
- О конечной битве и об изгнании царя люцифера со всеми его ангелами
- Глава XVII
- Глава XVIII
- Глубина
- О сотворении света в сем мире
- Глава XIX
- Об образе земли
- О дне и ночи
- Глава XX
- Врата тайны
- Врата божества
- Святые врата
- Глава XXI
- Радостные врата человека
- Врата силы
- Отверстые врата земли
- Глубина в средоточии рождения
- О семи духах божиих и их действии в земле
- Глубина в окружности рождения
- Глава XXII
- О земле
- Глубина
- Произрастание земли
- О металлах в земле
- Глава XXIII
- О звездном рождении и рождении божием
- Врата божий
- Врата святой троицы
- О великой простоте божией
- О возжженной природе
- Глава XXIV
- Глава XXV
- О возжжении сердца или жизни сего мира
- Высочайшая основа солнца и всех планет
- Истинное рождение и происхождение солнца и планет
- О планете марс
- О планете юпитер
- Глава XXVI
- О планете венера
- Врата любви
- О планете меркурий
- Средоточие или окружность рождения жизни. Великая глубина
- О человеке и звездах
- Глубина в средоточии