Глава XV
О ТРЕТЬЕМ ВИДЕ,
ИЛИ ОБРАЗЕ, ГРЕХОВНОГО НАЧАЛА В ЛЮЦИФЕРЕ
Третий дух в Боге есть горький дух, возникающий в молнии жизни: ибо
молния жизни восходит в сладкой воде в результате трения терпкого и
жгучего качеств; тело молнии весьма кротко пребывает в сладкой воде
как свет, или сердце, сама же молния вся дрожит, а от испуга, и
огня, и воды, и терпкого духа она становится горькою, проходя через
начало воды, в которой она восходит.
2. Так же молния, или неистовый испуг, или горький дух, пленена в
терпком качестве, и прославлена, и высокорадостна в ясном свете в
терпком духе, и она теперь есть подвижность, или корень жизни, и
образует в терпком качестве или делает раздельным слово, так что в
теле возникает мысль или воля.
3. И этот высоколикующий и радостный дух бывает теперь весьма
похвально и прекрасно использован в Божественном салиттере для
образования: ибо он движется преимущественно в звуке и в любви, и к
сердцу Божию ближе всех в рождении, и связан с ним в радости, ибо он
и сам есть источник радости или восхождение в сердце Божием.
4. И нет здесь иного различия, кроме только того, какое бывает между
телом и душою в человеке: тело знаменует собою семь неточных духов
Отца и душа знаменует Единородного Сына Бога Отца. ["Дух души
знаменует сердце Божие, а душа -- око Божие в первом Начале, как
разъяснено в третьей книге о Троякой Жизни Человека".]
5. Подобно тому как тело рождает душу, так и семь духов Божиих
рождают Сына; и подобно тому как душа, будучи рождена, есть нечто
особое и, однако, связана с телом и не может пребывать без тела, так
и Сын Божий, будучи рожден, есть нечто особое и, однако, не может
пребывать без Отца.
6. Теперь заметь: точно таким же образом состояло горькое качество и
в Люцифере и не имело никакой причины и никакого побуждения для
своего восстания; но оно последовало безумному высокомерию терпкого
качества как отца своего и также возомнило, что будет в своем виде
господствовать над всем Божеством, и в своем восстании зажглось.
7. Когда же оно приняло участие в рождении душевного духа в теле, то
дух стал в этом виде яростным, колючим, неистовым, зажженным,
горьким как желчь и раздирающим духом, истинным качеством адского
огня, существом совершенно яростным и враждебным.
8. Когда же этот дух в душевном духе из сердца Люцифера и его
легионов воззрел в Божество ["то есть ввел волю свою в него, как в
родительницу"}, то это было не что иное, как только раздирание,
терзание, жаление, умерщвление и ядовитое жжение. Об этом говорит
Христос: "Диавол -- лжец и убийца искони и не убывал в истине"
(Иоанн. 8, 44).
9. Люцифер же мнил, что тем самым он будет выше Бога, что никто не
сможет владеть и править так устрашающе, как он, и что все должно
будет преклониться пред ним; он хотел духом своим властно
господствовать во всем Божестве, как царь над всем: будучи самым
прекрасным, он хотел быть и самым могущественным.
10. Но он отлично видел и ведал кроткое и смиренное существо в Боге
Отце; к тому же он отлично ведал также, что Божество от вечности
пребывало в подобной кротости и что в подобной же Божественной
кротости надлежало рождать и ему, как доброму и послушному сыну.
11. Но так как он был образован таким прекрасным и славным, подобно
некоему царю в природе, то, уязвленный своим прекрасным обликом,
возомнил про себя: "Вот я сложен теперь в Боге и из Бога, кто сможет
победить меня или кто -- изменить меня? Я буду сам господином и буду
господствовать во всем моею остротою, и мое тело пусть будет образом
на почитание всем; я устрою себе новое царство: ибо вся эта область
-- моя, один я -- Бог, никто другой".
12. И в своей гордости сам поразил себя тьмою и слепотою и сделал из
себя диавола: таковым и суждено ему быть и оставаться вечно. ["Он
познал в Боге только Величество, а не Слово в средоточии, держащее
веяльную лопату. Он ослепил сам себя терпкою тьмою, ибо он хотел
возжечь себя и господствовать в огне над светом и кротостью".]
13. Когда же эти злые диавольские духи стали двигаться в салиттере
Божием ["разумей, в средоточии родительницы"] и взирать в нем, то не
было в нем ничего, кроме жаления, жжения, умерщвления и разорения, а
также одного только противления: ибо сердце Божие желало любви и
кротости, а Люцифер хотел насильно превратить их в неистовство.
14. Не было там ничего, кроме вражды и противления; он насильно
возжег салитгер Божий, который покоился от вечности и пребывал в
своей кротости.
15. От этого возжжения в этой области и зовет себя Бог ныне гневным
Богом, "Богом -- ревнителем, наказывающим ненавидящих Его" (Исх. 20,
5; Второз. 5, 9), то есть тех, кто еще сильнее разжигают гнев и
ярость Его своими диавольскими духами, своими проклятиями, хулениями
и всею яростнос-тью, какая таится в сердце, гордостью, скупостью,
завистью, гневом -- все это, что ни есть в тебе, бросаешь ты в Бога
["то есть в родительницу природы: почему и надлежит ей быть
испытанной огнем, а также и душевному духу, ибо злоба должна
остаться в огне"}.
16. Ты спросишь: как это может быть? Когда ты раскрываешь глаза и
взираешь на существо Божие, то как бы вонзаешься шипами в существо
Божие и подвигаешь гнев Божий. Когда звук звенит в твоих ушах, так
что ты воспринимаешь его из существа Божия, то ты заражаешь его, как
если бы швырял в него громовые удары.
17. Подумай, что ты делаешь носом и ртом, когда твой милый
новорожденный сын исходит из уст вместе с твоей речью, как сын всех
семи духов; не бушует ли он в салиттере Божием, как некогда Люцифер?
О, здесь нет никакого различия.
18. Бог же, напротив, говорит: Я Бог "творящий милость до тысячи
родов любящим Меня" (Исх. 20, 6; Второз. 5, 10).
19. Заметь здесь внимательно: это те, кто противятся возжженному
огню гнева своею любовью, кротостью и усердными возжжениями любви, и
гасят огонь гнева своею молитвою, и идут упорно навстречу зажженной
яростности.
20. Им немало достается тяжелых ударов: ибо зажженный огонь гнева
Божия кидается иногда на них, так что они не знают, куда деваться;
тяжкие горы ложатся на них; возлюбленный крест давит и бывает тяжел.
21. Но он -- утешение ваше и крепкий шлем против яростности и
возжженного огня, как говорит царственный пророк Давид: "Во тьме
восходит свет правым" (Пс. 111, 4).
22. Именно в этой борьбе против гнева Божия и возжженной ярости
диавола и всех безбожных людей и восходит благочестивому свет в его
сердце, и объ-емлет его радостная любовь Божия, чтобы он не отчаялся
на кресте своем и продолжал бурно выступать против гнева и ярости.
23. Если бы не оставалось еще на земле всегда и повсюду несколько
благочестивых людей, которые гасили бы гнев Божий своим
противлением, давно уже возгорелось бы адское пламя; ты бы увидел
тогда, где оказался бы ад, чему ты ныне не веришь.
24. Но вот что говорит дух: лишь только ярость победит в сем мире
противление любви, как возгорится огонь, и с той поры не будет
больше времени в сем мире.
25. А что ярость горит ныне ужасающим образом, это не требует
доказательства, ибо ясно как день. Смотри: вот восходит еще малый
огонек в противление гневу, по особому побуждению любви Божи-ей;
когда ослабеет и он, то настанет конец сего времени.
26. Но прав ли Люцифер, пробудивши яростность в салиттере Божием,
отчего сей мир стал таким колючим, тернистым, каменистым,
завистливым и лживым? Также на это пусть дадут ответ здесь защитники
и заступники Люцифера; если же нет, то пусть осужден будет также и
этот третий горький, колючий дух.
- Якоб Беме. Аврора, или Утренняя заря в восхождении, или...
- Глава I
- О качествовании холода
- О качествовании воздуха и воды
- О влияниях других качеств на три стихии: огонь, воздух и воду
- О сладком качестве
- О кислом качестве
- О терпком или соленом качестве
- Глава II
- О качестве солнца
- Глава III
- О боге отце
- О сущности и свойстве отца
- О боге сыне
- О боге духе святом
- О святой троице
- Глава IV
- О божественном качестве
- О сотворении ангелов
- Глава V
- О качествовании ангела
- Глава VI
- Глава VII
- О рождениях ангельских царей, как они произошли
- Об основании и тайне
- Глава VIII
- О другой особенности, или другом виде
- О третьей особенности, или третьем виде
- О четвертой особенности, или виде
- О пятой особенности, или виде
- Глава IX
- Великая небесная и божественная тайна
- О приветной любви, блаженстве и согласии духов божиих
- Глава X
- Глава XI
- О действии и свойстве божественной и небесной природы
- Глава XII
- Об ангельской радости
- О всем небесном блаженстве всех трех царств ангельских
- О царском первенстве, или власти трех царей ангельских
- О великой славе и красоте трех царей ангельских
- О царе, или великом князе, миха-эле
- О втором царе, именуемом ныне из-за его падения люцифером
- О сотворении его
- О третьем царе ангельском по имени ури-эль
- О дивной соразмерности, об изменении и восхождении качеств в небесной природе
- Глава XIII
- И бедственном падении царства люцифера
- Истинное рождение божие
- О славном рождении и красоте царя люцифера
- Об ужасном, гордом
- Источная жила греха
- Глава XIV
- Глубина
- Дивное откровение
- О падении всех его ангелов
- О великих грехах и противлении,
- О первом виде, или духе, начала греха в люцифере
- О втором виде, или духе, начала греха в люцифере
- Высочайшая глубина
- Глава XV
- О четвертом виде, или образе, начала греха в люцифере
- О пятом виде, или образе, начала греха в люцифере и его ангелах
- О шестом виде, или образе, начала греха в люцифере и его ангелах
- Глава XVI
- Об ужасном, жалостном и бедственном повреждении
- О возжжении огня гнева
- Первый сын - гордость
- Второй сын - жадность
- Третий сын - зависть
- Четвертый сын - гнев
- Конечное осуждение
- О конечной битве и об изгнании царя люцифера со всеми его ангелами
- Глава XVII
- Глава XVIII
- Глубина
- О сотворении света в сем мире
- Глава XIX
- Об образе земли
- О дне и ночи
- Глава XX
- Врата тайны
- Врата божества
- Святые врата
- Глава XXI
- Радостные врата человека
- Врата силы
- Отверстые врата земли
- Глубина в средоточии рождения
- О семи духах божиих и их действии в земле
- Глубина в окружности рождения
- Глава XXII
- О земле
- Глубина
- Произрастание земли
- О металлах в земле
- Глава XXIII
- О звездном рождении и рождении божием
- Врата божий
- Врата святой троицы
- О великой простоте божией
- О возжженной природе
- Глава XXIV
- Глава XXV
- О возжжении сердца или жизни сего мира
- Высочайшая основа солнца и всех планет
- Истинное рождение и происхождение солнца и планет
- О планете марс
- О планете юпитер
- Глава XXVI
- О планете венера
- Врата любви
- О планете меркурий
- Средоточие или окружность рождения жизни. Великая глубина
- О человеке и звездах
- Глубина в средоточии