logo search
философия / Классики(запад) / Возрождение / Беме / Аврора

Глава XV

О ТРЕТЬЕМ ВИДЕ,

ИЛИ ОБРАЗЕ, ГРЕХОВНОГО НАЧАЛА В ЛЮЦИФЕРЕ

Третий дух в Боге есть горький дух, возникающий в молнии жизни: ибо

молния жизни восходит в сладкой воде в результате трения терпкого и

жгучего качеств; тело молнии весьма кротко пребывает в сладкой воде

как свет, или сердце, сама же молния вся дрожит, а от испуга, и

огня, и воды, и терпкого духа она становится горькою, проходя через

начало воды, в которой она восходит.

2. Так же молния, или неистовый испуг, или горький дух, пленена в

терпком качестве, и прославлена, и высокорадостна в ясном свете в

терпком духе, и она теперь есть подвижность, или корень жизни, и

образует в терпком качестве или делает раздельным слово, так что в

теле возникает мысль или воля.

3. И этот высоколикующий и радостный дух бывает теперь весьма

похвально и прекрасно использован в Божественном салиттере для

образования: ибо он движется преимущественно в звуке и в любви, и к

сердцу Божию ближе всех в рождении, и связан с ним в радости, ибо он

и сам есть источник радости или восхождение в сердце Божием.

4. И нет здесь иного различия, кроме только того, какое бывает между

телом и душою в человеке: тело знаменует собою семь неточных духов

Отца и душа знаменует Единородного Сына Бога Отца. ["Дух души

знаменует сердце Божие, а душа -- око Божие в первом Начале, как

разъяснено в третьей книге о Троякой Жизни Человека".]

5. Подобно тому как тело рождает душу, так и семь духов Божиих

рождают Сына; и подобно тому как душа, будучи рождена, есть нечто

особое и, однако, связана с телом и не может пребывать без тела, так

и Сын Божий, будучи рожден, есть нечто особое и, однако, не может

пребывать без Отца.

6. Теперь заметь: точно таким же образом состояло горькое качество и

в Люцифере и не имело никакой причины и никакого побуждения для

своего восстания; но оно последовало безумному высокомерию терпкого

качества как отца своего и также возомнило, что будет в своем виде

господствовать над всем Божеством, и в своем восстании зажглось.

7. Когда же оно приняло участие в рождении душевного духа в теле, то

дух стал в этом виде яростным, колючим, неистовым, зажженным,

горьким как желчь и раздирающим духом, истинным качеством адского

огня, существом совершенно яростным и враждебным.

8. Когда же этот дух в душевном духе из сердца Люцифера и его

легионов воззрел в Божество ["то есть ввел волю свою в него, как в

родительницу"}, то это было не что иное, как только раздирание,

терзание, жаление, умерщвление и ядовитое жжение. Об этом говорит

Христос: "Диавол -- лжец и убийца искони и не убывал в истине"

(Иоанн. 8, 44).

9. Люцифер же мнил, что тем самым он будет выше Бога, что никто не

сможет владеть и править так устрашающе, как он, и что все должно

будет преклониться пред ним; он хотел духом своим властно

господствовать во всем Божестве, как царь над всем: будучи самым

прекрасным, он хотел быть и самым могущественным.

10. Но он отлично видел и ведал кроткое и смиренное существо в Боге

Отце; к тому же он отлично ведал также, что Божество от вечности

пребывало в подобной кротости и что в подобной же Божественной

кротости надлежало рождать и ему, как доброму и послушному сыну.

11. Но так как он был образован таким прекрасным и славным, подобно

некоему царю в природе, то, уязвленный своим прекрасным обликом,

возомнил про себя: "Вот я сложен теперь в Боге и из Бога, кто сможет

победить меня или кто -- изменить меня? Я буду сам господином и буду

господствовать во всем моею остротою, и мое тело пусть будет образом

на почитание всем; я устрою себе новое царство: ибо вся эта область

-- моя, один я -- Бог, никто другой".

12. И в своей гордости сам поразил себя тьмою и слепотою и сделал из

себя диавола: таковым и суждено ему быть и оставаться вечно. ["Он

познал в Боге только Величество, а не Слово в средоточии, держащее

веяльную лопату. Он ослепил сам себя терпкою тьмою, ибо он хотел

возжечь себя и господствовать в огне над светом и кротостью".]

13. Когда же эти злые диавольские духи стали двигаться в салиттере

Божием ["разумей, в средоточии родительницы"] и взирать в нем, то не

было в нем ничего, кроме жаления, жжения, умерщвления и разорения, а

также одного только противления: ибо сердце Божие желало любви и

кротости, а Люцифер хотел насильно превратить их в неистовство.

14. Не было там ничего, кроме вражды и противления; он насильно

возжег салитгер Божий, который покоился от вечности и пребывал в

своей кротости.

15. От этого возжжения в этой области и зовет себя Бог ныне гневным

Богом, "Богом -- ревнителем, наказывающим ненавидящих Его" (Исх. 20,

5; Второз. 5, 9), то есть тех, кто еще сильнее разжигают гнев и

ярость Его своими диавольскими духами, своими проклятиями, хулениями

и всею яростнос-тью, какая таится в сердце, гордостью, скупостью,

завистью, гневом -- все это, что ни есть в тебе, бросаешь ты в Бога

["то есть в родительницу природы: почему и надлежит ей быть

испытанной огнем, а также и душевному духу, ибо злоба должна

остаться в огне"}.

16. Ты спросишь: как это может быть? Когда ты раскрываешь глаза и

взираешь на существо Божие, то как бы вонзаешься шипами в существо

Божие и подвигаешь гнев Божий. Когда звук звенит в твоих ушах, так

что ты воспринимаешь его из существа Божия, то ты заражаешь его, как

если бы швырял в него громовые удары.

17. Подумай, что ты делаешь носом и ртом, когда твой милый

новорожденный сын исходит из уст вместе с твоей речью, как сын всех

семи духов; не бушует ли он в салиттере Божием, как некогда Люцифер?

О, здесь нет никакого различия.

18. Бог же, напротив, говорит: Я Бог "творящий милость до тысячи

родов любящим Меня" (Исх. 20, 6; Второз. 5, 10).

19. Заметь здесь внимательно: это те, кто противятся возжженному

огню гнева своею любовью, кротостью и усердными возжжениями любви, и

гасят огонь гнева своею молитвою, и идут упорно навстречу зажженной

яростности.

20. Им немало достается тяжелых ударов: ибо зажженный огонь гнева

Божия кидается иногда на них, так что они не знают, куда деваться;

тяжкие горы ложатся на них; возлюбленный крест давит и бывает тяжел.

21. Но он -- утешение ваше и крепкий шлем против яростности и

возжженного огня, как говорит царственный пророк Давид: "Во тьме

восходит свет правым" (Пс. 111, 4).

22. Именно в этой борьбе против гнева Божия и возжженной ярости

диавола и всех безбожных людей и восходит благочестивому свет в его

сердце, и объ-емлет его радостная любовь Божия, чтобы он не отчаялся

на кресте своем и продолжал бурно выступать против гнева и ярости.

23. Если бы не оставалось еще на земле всегда и повсюду несколько

благочестивых людей, которые гасили бы гнев Божий своим

противлением, давно уже возгорелось бы адское пламя; ты бы увидел

тогда, где оказался бы ад, чему ты ныне не веришь.

24. Но вот что говорит дух: лишь только ярость победит в сем мире

противление любви, как возгорится огонь, и с той поры не будет

больше времени в сем мире.

25. А что ярость горит ныне ужасающим образом, это не требует

доказательства, ибо ясно как день. Смотри: вот восходит еще малый

огонек в противление гневу, по особому побуждению любви Божи-ей;

когда ослабеет и он, то настанет конец сего времени.

26. Но прав ли Люцифер, пробудивши яростность в салиттере Божием,

отчего сей мир стал таким колючим, тернистым, каменистым,

завистливым и лживым? Также на это пусть дадут ответ здесь защитники

и заступники Люцифера; если же нет, то пусть осужден будет также и

этот третий горький, колючий дух.