Тема № 22 Понятие, структура личности. Аксиология.
Человек как фундаментальная категория философии
Природное и социальное в человеке
Соотношение понятий “индивид”, “личность”, “индивидуальность”
Структура потребностей человека
Личность и общество. Проблема отчуждения
Проблема смысла жизни
Литература:
1. Айер А. Человек как предмет научного исследования // Философские
науки. 1991.- № 1.
2. Ватин Н.В. Человеческая субъективность. - Ростов н/Д., 1984.
3. Дубинин Н.П., Шевченко Ю.Г. Некоторые вопросы биосоциальной
природы человека. - М., 1976.
4. Дубинин Н. Что такое человек. - М., 1983.
5. Ильин В.В. Философия: Учебник для вузов. - М., 1999, С. 524 - 589.
6. Ильенков Э.В. Что же такое личность? // С чего начинается личность. 2-е
изд. - М., 1984.
7. Камю А. Человек и его судьба. - М., 1988.
8. Кассирер Э. Опыт о человеке // Философские науки. 1991.- № 7.
9. Лосев А.Ф. Человек // Философские науки. 1988. - № 10
10. Пико Д.М. Речь о достоинстве человека. / /Эстетика Ренессанса. -М., 1981
11. Самосознание европейской культуры ХХ века. - М., 1991
12. Соотношение биологического и социального в человеке. - М., 1975
13. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. - М., 1987
14. Франк С.Л. Духовные основы общества // Русское зарубежье. - М., 1991
15. Франкл В. Человек в поисках смысла. - М., 1990
16. Фейербах Л. Вопрос о бессмертии с точки зрения антропологии.
//Избранные философские произведения. Т.1. - М., 1955
17. Фромм Э. Иметь или быть? - М., 1990
18. Фуко М. Надзирать и наказывать. - М., 1999
19. Хабермас Ю. Понятие индивидуальности //Вопросы филос., 1989.- № 2
20. Шеллинг Ф. Философские исследования о сущности человеческой
свободы и связанных с ней предметах //Сочинения в 2 т.: Т.2. - М., 1989
--------------
1. Философский подход к человеку связан с задачей выявления его сущности, детерминации его поведения. Начиная с мифологического мировоззрения, существует представление о том, что человек двойственен, состоит из тела и души. В религиозно-идеалистическом мировоззрении душа человека понималась как проявление божественного начала. В материализме древнего мира душа трактовалась как результат специфического соединения вещественных начал (в атомизме – соединения имеющих особую форму атомов). Душа понималась как “носительница” внутреннего духовного мира человека (сознания, эмоций, разума). В эпоху Возрождения сделан акцент на деятельность, активность, человека. Немецкая классическая философия рассматривала деятельность как духовную, мыслительную деятельность. Разумное начало в человеке создается деятельностью субъективного “Я”. Диалектико-материалистическая философия, различая материальную и духовную деятельность, утверждает основополагающую роль материальной, практической деятельности. Сама способность к духовной деятельности исторически формируется в социальных условиях, с развитием общественной практики. В качестве условия человеческого бытия рассматривались: воля (Шопенгауэр), труд (Маркс), свобода (Сартр), общение (Ясперс), язык (Хайдеггер), игра (Хейзинга). Таким образом, по мере развития философии выделены главные черты человека: одушевленность, деятельность, социальность.
2. Антропосоциогенез - процесс взаимообусловленного становления человека и общества. В процессе антропосоциогенеза происходит постепенное вытеснение биологических закономерностей закономерностями социальными.
Человеческое сообщество биологически относится к виду человек разумный (Homo sapiens), роду человек (Homo), семейству гоминид (Hominidae), отряду приматов (Primates), классу млекопитающих (Mammalia), типу хордовых (Chordata). С животным миром человека объединяет семейство, отряд, класс и тип, в биологической природе человека не заложено никаких качеств, которые принципиально выделяют его из всего живого мира. Однако видородовые признаки Homo sapiens приобретены им благодаря анатомо-физиологическим изменениям:
-- переход к прямохождению и высвобождение рук;
-- использование в основном мясной пищи;
-- увеличение объема мозга и изменение (за счет использования мясной
пищи) его биохимической структуры.
Диалектико-материалистическая философия, с учетом достижений современной науки, также утверждает биосоциальную природу человека. При рассмотрении достаточно системы детерминаций процесса становления человека необходимо учитывать единство природно-биологических и социальных факторов этого процесса. Дальнейшее развитие сознания определяется обществом: какова социальная среда, такова и выросшая в ней, воспитанная данным сообществом личность, тип ее сознания.
3. Социальная сущность человека формируется и проявляется как в историческом развитии человечества (на филогенетическом уровне), так и в развитии отдельных человеческих индивидов (на онтогенетическом уровне). У человека как члена общества вырабатываются социальные качества, которые определяют его личность.
Каждый нормальный человек, включенный в культуру, овладевающий ей, способный самостоятельно принимать решения и несущий за свои поступки ответственность перед обществом – личность. Процесс становления личности – это процесс социализации индивида.
Индивид - каждый человек как представитель человеческого рода в целом. Человек как личность всегда обладает индивидуальностью - своеобразием, оригинальным и неповторимым сочетанием черт, отличающих его от всех других людей. Но личность и индивидуальность — не одно и то же: индивидуальность имеет и новорожденный, который как личность еще не сформировался, и психический больной, у которого произошла деградация личности.
Содержание личности:
-- биологические особенности;
-- психологические особенности (темперамент, характер (это совокупность устойчивых черт личности, определяющие типичные для нее способы поведения), способности);
-- социальный аспект (мотивы, установки и ценностные ориентации, социальная роль)
4. У каждой личности есть своя композиция потребностей. Выделяют базисные и вспомогательные потребности:
Базисные делятся на:
а) витальные (биологические: в пище, воде и т.д.). Квазипотребность и потребность в экономии сил отличают витальные потребности человека от потребностей животных;
б) социальные (потребность принадлежать к группе, занимать в ней определенное место, пользоваться вниманием, быть объектом уважения). Потребность в идеологии отличают социальные потребности человека от потребностей животных; идеология – совокупность взглядов и теорий, в которых выражаются интересы какой-либо социальной группы, её отношения к общественным явлениям, программы её действия
в) идеальные (когнитивные – потребность в познании окружающего мира и самого себя). Потребность в мировоззрении отличают идеальные потребности человека от потребностей животных;
Вспомогательные делятся на:
а) вооруженность (защита);
б) преодоление препятствий на пути к цели (воля)
Те или иные потребности занимают свое место в шкале ценностей личности. Жизненный путь личности существенно зависит от того, как сочетаются эти потребности и ценности у личности. Иерархия базисных потребностей определяет доминанту аксиологии (ценностные иориентации личности). Вспомогательные потребности рпределяют характер личности и манеру поведения.
Ценность – духовные, социальные и материальные блага, которые являются объектом стремления человека (содержание интересов личности).
Классификация ценности по носителю:
личные, индивидуальные («я стремлюсь»);
групповые, социальные (семья, студенчество);
государственно-национальные;
общечеловеческие (носителем являются прогрессивные слои общества).
5. Общество представляет собой устойчивую систему взаимоотношений между людьми. Содержание проблемы взаимоотношений личности и общества включает в себя ряд аспектов: соотношение личных и общественных интересов, права и обязанности человека по отношению к обществу. Социологи указывают на два способа воздействия общества на личность:
-- через воспитание, пропаганду;
-- через перестройку микросреды, условий жизнедеятельности.
Взаимоотношения личности и общества - это, прежде всего, взаимоотношение интересов. В общественных интересах выражается то, в чем заинтересовано общество в целом (например, развитие экономики, средств коммуникации, охраны окружающей среды и т.д.). К общественным интересам относятся и интересы социальных групп данного общества. Личные интересы выражают потребности отдельного человека, связанные с обеспечением его материальных нужд и духовных запросов.
Существуют различные концепции относительно соотношения общественных и личных интересов. Об отчуждении говорят и в философии, и в социологии, и в психологии, и в эстетике. В первом приближении отчуждение понимается как разобщенность людей, их неспособность к дружбе и любви, неуверенность в себе, моральный нигилизм и т.п.
Отчуждение – это процесс превращения результатов и продуктов деятельности человека в нечто, не зависящее от него и господствующее над ним. Вследствие этого деятельность лишается творческого содержания. Отчуждение имеет свои истоки не только в экономических, но и в определенных социально-политических отношениях, когда осуществляется отстранение народа от руководства государством, специфическая обработка общественного мнения, подавление индивидуальности, разобщение людей.
Процесс отчуждения происходит и в духовной жизни общества. Превращение личности в объект эксплуатации, политического подчинения, манипулирования личностями со стороны господствующих групп порождает в сознании человека разрыв между его желаниями и социальными нормами, восприятие этих норм как чуждых и враждебных личности, чувство изоляции, одиночества и т.д. Внешний социальный мир воспринимается как чуждый и враждебный личности. Отчуждение как психологическое явление – это внутренний конфликт, неприятие чего-то, что как бы находится вне человека, но связано с ним. Отчуждение в ряде случаев специально формируется. Примером могут быть межэтнические и межнациональные отношения. Отчуждение здесь находит свое выражение в шовинистических образах “чудовищ”, когда тот или иной народ представляется как неполноценный, недочеловеки. Общение и обособление - противоречивая извечная ситуация в жизни личности. Крайности: конформизм (человек в чрезмерном общении теряет индивидуальность) и отчуждение (человек самоизолируется от других людей, видя в них своих врагов).
- Методические указания по курсу « основы философии»
- Вопросы к экзамену
- I часть Тема №1 Предмет философии. Роль философии в жизни общества.
- 2. Функции философии:
- Тема № 2 Основной вопрос философии. Диалектика и метафизика.
- Тема № 3 Типы мировоззрения. Особенности философского мировоззрения.
- Краткая характеристика типов мировоззрения:
- Тема № 4 Древнеиндийская философия.
- 1. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
- 3. Ильин в.В., Кармин а.С., Огородников в.П. Философия: экзаменационные
- Буддизм
- Тема № 5 Основные идеи древнекитайской философии.
- 1. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
- 1. Религиозно – мифологические представления
- 2. Даосизм
- 3. Конфуцианство
- 4. Моизм
- 5. Фацзя (школа легистов)
- Тема № 6 Материалистическая линия в греческой философии.
- 1. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
- А) Милетская школа
- Б) Гераклит
- В) Механистическая теория материи.
- Тема № 7 Идеалистическая линия в философии Греции.
- 1. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
- 2. Элеаты
- 3. Софисты
- 5. Платон
- 6. Аристотель
- Тема № 8 Философия эллинистического и римского периода.
- 1. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
- 2. Киники
- 3. Эпикуреизм
- 4. Стоицизм
- 5. Скептицизм
- Тема № 9 Теоцентризм в Средневековой философии.
- 1. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
- Тема № 10 Философия эпохи Возрождения. Антропоцентризм.
- 1. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
- Тема № 11 Философия Нового времени. Основные идеи 17 века.
- 1. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
- Тема № 12 Философия 18 века.
- 1. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
- 4. Французский материализм
- Тема № 13 Основные проблемы философии 19 века.
- 1. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
- Тема № 14 Философия и.Канта.
- 1. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
- Тема № 15 Основные идеи Гегеля.
- 1. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
- Тема № 16 Основные идеи философии марксизма.
- 1. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
- Тема № 17 Философия позитивизма 19 века.
- 1. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
- Тема № 18 Западная философия 19 – 20 вв. О человеке
- 1. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
- Тема № 19 Основные периоды русской философии.
- 1. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
- Тема № 20 Постмодернизм. Философские настроения конца 20 века.
- 1. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
- II часть Тема № 21 Теория отражения. Сознание, его свойства и структура
- Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
- 3. Ильин в.В. Философия: учебное пособие.- сПб.: пгупс, 2000.- 236 с.
- Тема № 22 Понятие, структура личности. Аксиология.
- 6. Проблема смысла жизни
- Тема № 23 Социальная сфера. Брак и семья. Этносы, нации.
- Тема № 24 Общественное сознание и его структура.
- 2. Общественное сознание включает в себя типы, уровни и формы:
- Тема № 25 Правовое и политическое сознание
- Правовое и политическое сознание
- 3. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
- Тема № 26 Материя как философская категория. Явление и сущность.
- 2. Явление и сущность.
- Тема № 27 Метафизическое и диалектическое представление о пространстве и времени.
- 8. Ильин в.В. Философия: учебное пособие.- сПб.: пгупс, 2000.- 236 с.
- 9. Ильин в.В., Кармин а.С., Огородников в.П. Философия: экзаменационные
- 1. Метафизика (антидиалектика):
- 2. Диалектика:
- Тема № 28 Движение и развитие.
- 4. Ильин в.В. Философия: учебное пособие.- сПб.: пгупс, 2000.- 236 с.
- 5. Ильин в.В., Кармин а.С., Огородников в.П. Философия: экзаменационные
- Тема № 29 Универсальные законы объективной диалектики.
- 6. Ильин в.В. Философия: учебное пособие.- сПб.: пгупс, 2000.- 236 с.
- 7. Ильин в.В., Кармин а.С., Огородников в.П. Философия: экзаменационные
- 2. Причина развития
- Характер развития
- 4. Направленность развития
- Тема № 30 Возможность и действительность. Необходимость и случайность. Причинность и детерминизм.
- Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
- Ильин в.В. Философия: учебное пособие.- сПб.: пгупс, 2000.- 236 с.
- Тема № 31 Познание как форма деятельности человека. Истина как цель познания.
- Ильин в.В. Философия: учебное пособие.- сПб.: пгупс, 2000.- 236 с.
- Тема № 32 Чувственное и логическое в познании.
- 1. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,
- 2. Ильин в.В. Философия: учебное пособие.- сПб.: пгупс, 2000.- 236 с.
- 2. Чувственное познание
- 3. Логическое познание
- Тема № 33 Методы и формы научного познания.
- Алексеев п.В., Панин а.В. Философия. Учебник. - м., 1997
- Ильин в.В. Философия: учебное пособие.- сПб.: пгупс, 2000.- 236 с.
- Назиров а.Э., Огородников в.П. История и философия науки. - сПб., 2005. - 374 с.
- Тема № 34 Глобальные проблемы современности.
- 1. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,