logo search
методичка - лекции для колледжа

1. Введение в философию в 2-х тт. Учебник /под ред. Фролова и.Т.- м.,

1989.

2. Ильин В.В. История философии

-------------------

1. Философия Нового времени - это философия классического рационализма. Суть его – признание рациональности бытия и возможности его познания с помощью понятий. Философия Нового времени развивается в условиях формирования буржуазных общественных отношений, которые и обусловили ее рационалистический характер. Опорой становиться наука, которая стимулирует человека к действию. Основные мотивы философии – познание природы и подчинение ее власти человека, нужна такая философия, которая поможет в практических делах людей. Конечная цель науки – изобретения и открытия. Цель изобретений – человеческая польза, удовлетворение потребностей и улучшение жизни людей.

Механистическая теория. Особенно распространены были механистические учения среди ученых и философов 17-18 веков, таких как Фр. Бэкон (1561-1626), Галилей (1564-1640), Гоббс (1588-1679), Декарт (1596-1650):

1) материя есть движущаяся масса, которая состоит из атомов, т.е. мельчайших неделимых далее частиц.

2) атом есть маленькое, протяженное и абсолютно непроницаемое тело обладающее постоянной массой.

3) атом не способен самостоятельно изменить свое состояние покоя или дви-

жения: только под влиянием извне (толчка или давления) производимым

другим телом атом может выйти из состояния покоя или изменить направле-

ние и скорость своего движения.

Философы ставят задачу выяснения соотношения эмпирического и рационалистического методов познания, считая важнейшей задачей философии создание нового метода, т.к. только обладая правильным методом, возможно "добиваться познания всего".

2. Фрэнсис Бэкон – основные мотивы его философии – познание природы и подчинение ее власти человека. В основе научного познания должны лежать опыты. Бэкон подразделяет опыты на плодоносные и светоносные. Первые приносят немедленный практический результат. Но более ценны вторые, которые, не давая такого результата, проливают свет на глубокие связи природы.

Созидательной части новой философии должна предшествовать разрушительная часть, направленная против причин, задерживающих умственный прогресс. Причины эти зак­лючаются, по мнению Бэкона, в разного рода "идолах", предрассудках, которым подвержен человеческий ум. Бэкон указывает на четыре разновидности "идолов":

1.Идолы "рода". Сама природа человека характе­ризуется ограниченностью ума и несовершенством органов чувств.

2. Идолы "пещеры". Это – заблуждения, свойствен­ные разным индивидуумам.

3. Идолы "площади" ("рынка"). Они проистекают из некоторых особенностей социальной жизни челове­ка. Это, главным образом, словесная путаница, устаревшие понятия.

4. Идолы "театра". Сюда относят­ся ложные теории и философские учения, как комедии представляющие вымышленные и искусственные миры. Идолы "рода" и "пещеры" относятся к естественным свойствам ума, идолы же "рынка" и "театра" приобретены им. Врожденные идолы, по Бэкону, искоренить полностью нельзя, но можно, осознав их действие на человеческий ум, предупредить умноже­ние ошибок и правильно организовать познание. Нужно выработать правильный метод анализа и обобщения опытных данных, позволяющий проникнуть в приро­ду исследуемых явлений. Таким методом должна стать индукция.

Томас Гоббс ставит задачу выяснения соотношения эмпирического и рационалистического методов познания. Философия должна опираться только на твердый фундамент разума, она не признает сверхъестественного откровения. Процесс познания начинается с чувственного опыта. Причина наших ощущений – вне нас. Внешние тела оказывают давление на органы чувств и посредством механических процессов вызывают ощущения в мозгу, рожда­ют образы. Для обыденной жизни достаточно знания фактов, даваемых ощущениями. Но для научного знания этого мало, т.к. в науке образуются теоретичес­кие утверждения, имеющие всеобщий характер. Путь к научному знанию – в мышлении и языке. Мышление – это построение цепочек образов. Совершенствование познания невозможно без точного научного и философского языка. Для этого необходимо давать определения (дефиниции). Благодаря органам чувств мы знакомимся с целостными вещами, а разу­мом мы выделяем части, из которых состоят вещи. Гоббс подчеркивает важность анализа в исследовании.

Гоббс развивает социально–политическую концепцию, положив в основу ее идею о двух состояниях человеческого общества: естественном и госу­дарственном, гражданском. В первом, естественном состоянии человек жи­вет своими чувствами, желаниями, страстями. Отсюда – возникает война всех против всех. Страх за свою жизнь приводит людей к осознанию необходимости перехода от естес­твенного состояния к гражданскому, государственному. Главный его приз­нак – наличие суверенной и обязательной власти для всех граждан. Эта власть, считает Гоббс, учреждается путем общественного договора. Заключая общественный договор, люди выбирают верховный орган, чтобы поло­жить конец всеобщей войне всех против всех.

Д.Локк исходит из трех основных положений:

1) нет врожденных идей, все знание рождается в опыте и из опыта;

2) разум человека при рождении есть "tabula rasa" ("чистая дощечка");

3) нет ничего в разуме, чего не было бы раньше в ощущениях.

Опыт Локк понимает как индивидуальный процесс. Опыт – все то, с чем непосредственно имеет дело человек на протяжении всей его жизни. Отрицая врожденные знания, Локк вместе с тем не отрицал врожден­ности потребностей, стремлений и аффектов; но не врожденны законы логики, принципы морали и догмы религии.

В этике Локк развивает концепцию, позднее получившую название утилитаризма. Моральное благо – то, что полезно человеку, мораль­ное зло – то, что вредно, что ведет к длительному страданию. Локк указывает, что люди не всегда действуют таким об­разом, который, исходя из разумных соображений, должен обеспечивать им максимум удовольствий. Разум – главная способность человека. Воля основывается на разуме.

3. Р. Декарт разрабатывает ра­ционалистическую методологию. Люди, по убеждению Декарта, обычно ошибаются не столько в воспри­ятии фактов, сколько в их осмыслении. Основоположения своего метода Декарт сформулировал в четырех правилах.

1. не принимать за истинное ничего, что я не при­знал бы таковым с очевидностью

2. делить каждую из рассматриваемых труднос­тей на столько частей, сколько потребуется, чтобы лучше их разре­шить.

3. располагать свои мысли в определенном порядке, начиная с предметов простейших и восходить до познания наиболее сложных

4. делать всюду перечни и обзоры, чтобы быть уверенным, что ничего не пропущено.

При применении этого метода выстраивается дедуктивная цепь суж­дений. Если в этой цепи опущено хотя бы одно звено, цепь разрывает­ся. Декарт выдвигает принцип радикального сомнения по отношению к человеческому сознанию. Есть ясное представление – "cogito " ("Я мыслю"). Каж­дый уверен в факте своего собственного мышления. Если даже мы сомнева­емся в факте своего мышления, то несомненно само сомнение. Если существует сомнение, то су­ществует и. мышление. Из факта мышления далее, считает Декарт, мы приходим к выводу о существовании мыслящего субъекта. "Сogito, ergo sum" ("Мыслю, следо­вательно существую"). Это не вызывает сомнений. Мы имеем представления о предметах, вещах вне нас. Люди, обладающие свободой воли, противостоят природе с ее каузаль­ностью. Отсюда начинается дуализм. Механика не может объяснить созна­ние и свободу воли. Следовательно, есть две качественно различные суб­станции.

Барух Спиноза, в отличие от Декарта, отрицает существование вро­жденных идей, признавая у человека наличие врожденной способности приобретать знание. Человеческое исследование мира начинается с чувственного, огра­ниченного, а потому и неясного представления вещей. Чувственное познание обычно ведет к субъективным.

В основе этики Спинозы лежит его концепция соотношения необходи­мости и свободы. Субстанция свободна в смысле внутреннего характера ее детерминации, т.е. в отсутствии всякого внешнего принуждения. У мо­дусов свобода отсутствует, т.к. есть принуждение их извне. То же и человек. Чувствуя себя "свободным" в своих мнениях, решениях и дей­ствиях, человек в действительности глубоко заблуждается и подобен камню, который, если бы мог рассуждать, воображал бы, падая с горы, что он падает "свободно". Спиноза свободу противопоставляет не необходимости, а принуждению, т.е. насилию. Существует свободная необходимость. Человек мо­жет принять, осмыслить, истолковать внешнюю детерминацию как свое собственное добровольное решение. Когда человек не принуждается силой извне, он свободен, но в его поступках есть необходимость. "Стремление жить, любить и т.п. не вынуждено у него силой и, одна­ко, оно необходимо".

Готфрид Вильгельм Лейбниц сформулировал несколько принципов, используемых для пос­троения философской системы.

– Принцип всеобщих различий.

– Принцип непрерывности.

– Принцип дис­кретности.

– Принцип всеобщей.

– Принцип максимума и минимума.

В основе мира лежит субстанция, которая понимается как множество монад. Монада – это некоторое духовное образование. Существуют три основные разновидности монад. Низшие в ряду монад – "голые". Они составляют неорганическую приро­ду. Второй класс монад – такие монады, которые обладают ощущениями и созерцанием. Из них состоят животные. Третий класс – души людей. Это – активные созна­ния, обладающие памятью, способностью к рассуждениям, самосознанию. Каж­дая монада действует совершенно самостоятельно без всякого воздейст­вия со стороны остальных. Монады при их безграничном качественном разнообразии составляют некоторую систему. Развитие монад идет от низшего к высшему. Развитие монад устремлено в бесконечность. Бог, как самая высшая монада, обладает ясным самосознанием, мышлением, полнотой знаний и сил. Бог бестелесен, он "всецело свободен от тела