42. Формирование неоклассической философии в западной Европе на границе XIX – XX вв.
Формирование неклассической философии обусловлено разработкой многих идей, которые возникли в результате ряда причин: 1) Прогресс естественных наук и техники. 2) Сформировалось оптимистическая вера в неограниченные возможности человека по переустройству мира. Новые возможности в технике привели к промышленному перевороту в Англии. 3) Глубокие изменения в традиционном восприятии человека, вызвали труды Дарвина, показавшие эволюцию всего жизненного мира, а также труды З. Фрейда, открывшего уровень бессознательного в человеке.
Великая роль марксисткой теории, которая способствовала развитию диалектико – марксистской картины общества и исторической картины общества и исторического прогресса, зависящего от экономических условий.
В XIX в. Помимо перечисленных, сформировалось множество философских направлений как продолжающих классические направления философии( неогегельянство, неокантианство, неотомизм), так и неклассической философии (позитивизм, феноминология, герминефтика, аналитическая философия, иррациональный валеонтаризм, экзестенциолизм)
Позитивизм – направление философии и науки которое исходит из позитивного, т.е. из данного фактического, устойчевого несомненного и ограничевает им своё исследование. Метофизические объяснения считает теоритически – неосуществимыми и практически - бесполезными.
Экзестенционализм – одно из ведущих направлений ХХ в. Название происходит от лат. – существование. Представители: Хайдер, Камю, Сартр. Экзестенционализм исходит из еденичности человеческого существования которое хорактерезуется комплексом отрицательных эмоций: страх, озабоченность, осознание конечности бытия. Различают 2 направления: 1) атеисическое. 2) религиозное.
Феноминология – это учение о финоминах, т.е. возникающих в сознании смыслов, предметов и событий. Феноминология противопостовляется экзестенционализму т.к. выявляет чистые сущности и логические принципы с помощью многоступенчатого метода феноменологической редукции. Редукция – сведение высшего – сложного к низшему – простому.
Герминефтика – опираетса на понимание, обноружение смысла по средсвам интерпритациитекста. Представители (Дильтей, Гадамер и др. )
Аналит. Философия – направление западной философии ХХв. В которой анализация звуковых средств и выражений рассматривается как истенный источник постановки философских проблем и как метод их решения.
Постмодернизм – направление пренципиально отказывается от универсальной философской теории. В этой философии противопостовляются высшие ценности и ценности жизни. Все высшие ценности – добро, благо, истина – отрицаются.
- 1.Место философии в системе научного знания.
- 2.Специфика и многообразие философского знания.
- 3.Функции философии.
- 4.Философия как мировоззрение.
- 5. Основные понятия и категории философии.
- 6.Понятие мировоззрения, его суть и структура.
- 7. Предыстория возникновения и институционализации философии.
- 8. Основные исторические типы мировоззрения, общая характеристика.
- 9. Специфика философского знания Стародавней Индии.
- 10.Особенности философской мысли Древнего Китая.
- 11.Особенности возникновения и развития философии в Древней Греции.
- 12.Основные этапы развития философии в Древней Греции.
- 13. Философия Элейской школы. Парменид.
- 14. Досократовская философия.
- 15.Сократ и его место в истории философии.
- 16. Объективный идеализм Платона.
- 17. Энциклопедическая философская система Аристотеля.
- 18. Эллинистическая философия (стоицизм, эпикуреизм, скептицизм).
- 19. Социально-исторические и духовные условия становления и развития философии Средневековья.
- 20. Патристика как историческая форма философствования.
- 21. Философские взгляды Аврелия Августина.
- 22. Схоластика: противоречивость номинализма и реализма.
- 23. Ф. Аквинский – систематизатор схоластики.
- 24. Антропоцентризм и гуманизм как доминанты философского мышления эпохи Возрождения.
- 25. Натурфилософия эпохи возрождения.
- 26. Социальная философия эпохи возрождения.
- 27. Рационализм как ключевой принцип философского мышления Нового времени.
- 28. Рационализм р.Декарта.
- 29. Рационализм после Декарта (Спиноза и Лейбниц).
- 30. Эмпиризм и рационализм.
- 31. Эмпиризм ф.Бекона.
- 32. Сенсуализм Дж. Локка.
- 33. Основные принципы, идеи и концепции философии Просвещения.
- 34.Французкий материализм 18 века.
- 35. Немецкая классическая философия.
- 36. Трансцдентальная философия и Канта.
- 37. Категорический императив и. Канта.
- 38.Система объективного идеализма Гегеля.
- 39. Диалектика Гегеля.
- 40. Философия марксизма и основные этапы её развития.
- 41. Неомарксизм (Франкфурдская школа).
- 42. Формирование неоклассической философии в западной Европе на границе XIX – XX вв.
- 43. Основные линии развития современной философии: иррационально-антропологическая, позитивистская, релегиозная.
- 44. Позитивистская традиция в философии.
- 45. Неопозитивизм и его разновидности.
- 46. Проблема научной рациональности в современной философии. (Постпозитивизм).
- 47.Экзистенциализм: содержание и направления.
- 48. Герменевтическая традиция в философии.
- 49. Психоанализ и неофрейдизм.
- 50. Ситуация постмодерна в философи.
- 51. Г. Сковорода – родоночальник украинской классической философии.
- 52. Особенности укр. Фил. Парадигмы.
- 53. Специфика русской философской мысли.
- 54.Бытие как исходная философская категория.
- 55.Основные формы бытия.
- 56. Категория «материя» и ее атрибуты.
- 57. Диалектика как теоретическая система.
- 58. Законы и принципы диалектики.
- 59. Принципы и категории диалектики.
- 60. Метафизика и диалектика как два способа философского понимания бытия.
- 61.Сознание как философская категория.
- 62. Структура сознания и категория идеального.
- 63. Сознательное и бессознательное (з. Фрейд, к. Юнг).
- 64. Познание как предмет философского анализа.
- 65. Специфика научного познания.
- 66. Чувственное, рациональное и иррациональное познание.
- 67. Формы чувственного восприятия (чувство, восприятие, представление).
- 68. Формы рационального познания (понимание, объяснение).
- 69. Познание и практика. Прагматическая концепция истина.
- 70. Истина и ее критерии.
- 71. Основные концепции истины.
- 72. Наука как предмет философского анализа, структура науки.
- 73. Особенности классической и неоклассической философии.
- 73. Сциентизм и антисциентизм в философии и культуре.
- 74. Проблема демаркации (разграничения) науки и не-науки. Критерии научности.
- 75. Основные формы научного знания (факт, гипотеза, закон, теория, концепция).
- 76. Общелогические приемы и методы исследований.
- 77. Понятие научного метода.
- 78. Специфика и актуальность философского рассмотрения проблемы человека. Философская антропология.
- 79. Философское размежевание понятий индивида, индивидуальность, личность.
- 80.Понятие ценностей. Аксиология.
- 81. Общество как социальная система.
- 82. Философская концепция детерминизма: современность и возможные альтернативы.
- 84.Философия истории: предмет и направления.
- 85. Понятие культуры и специфика его рассмотрения в философии.
- 86. Закономерности развития культуры и цивилизационные основы исторического процесса.
- 87.Общественный прогресс: суть и критерии.
- 89. Понятие обществено-экономической формации.