40. Философия марксизма и основные этапы её развития.
Направление Философской мысли, связанной с деятельностью К. Маркса и Ф. Энгельса, и развитая в работах В.И. Ленина, получила название марксизм. Это учение при своём возникновении связывалось с выражением интересов пролетариата, является методологией познания и преобразования мира на основе идеалов коммунизма характеризуется, как научное мировоззрение, которое: 1) отвергает религиозный взгляд на мир. 2) Признаёт материалистическое решение основного вопроса философии об отношении мышления к бытию. 3) Считает сущностью человека совокупность всех общественных отношений, а практику – основой познания. Сфера мышления и сознания в этом учении понимается как результат процесса отражения объективных процессов мира.
Марксистская философия рассматривается как синтез диалектики и материализма. А также в неразрывном единстве с историческим реализмом.
К. Маркс (1818 - 1883) – создатель учения, представляющего собой, систему философских, экономических и социально-политических взглядов. Концептуальной основой учений Маркса было гегельянства от которого он принял принцип диалектики. Материя трактуется Марксом как объективная реальность данная человеку в ощущениях и существующая вне и независимо от человеческого сознания. Ей присущи следующие атрибуты: всеобщность, субстанциональность, абсолютность. Следовательно, утверждает Маркс: “ Материя определяет сознание, она воздействует на чувства, отражается в сознании”
Законченную форму материализм получил в диалектическом материализме(ДМ) разработанном Ф. Энгельсом и впоследствии продолженном В. И. Лениным. ДМ заключается в объяснении объективного процесса развития материи независимо от человеческого познания.
Материя проходит 3 основных закона: 1) Закон перехода количества в качество; 2) Закон единства и борьбы противоположностей. 3) Закон отрицания отрицания.
Исходным пунктом для осмысления преобразования действительности (По Марксу) – выступает практика – как главный критерий истины.
Постулаты материализма: 1) мир – материален. 2) Мир объективен и не зависит от сознания. 3) мир познаваем. 4) Материя – первична – сознание – вторично.
Главные достижения Марксизма: 1) Благодаря Марксу и Энгельсу , произошло обоснование МД , главная цель которой была направлена не на осмысление мира, а на его преобразование; 2) Абсолютная практика пантеизма; 3) Разработана проблема практики. 4) Выделение и объяснение природы как общественного сознания.
Слабые стороны: 1) Преувеличение роли экономики и политики и недооценка духовности. 2) Преувеличение роли общественного и игнорирование человека как личности. 3) Чрезмерный радикализм.
Основные этапы: 1) Классический Марксизм – М-зм Маркса и Энгельса. ХIXв
2) Гауский Марксизм: (XIX -XXвв) Большевизм, Ленинизм, Социал - Демократизм.
3) Советский Союз – Марксизм – Ленинизм. Имел догматический характер. Приобрел характер идеологии, а не философии.
4) Западный. В основном франкфурская школа (Неомарксизм), приобрёл оттенки фрейдизма и социологизма.
- 1.Место философии в системе научного знания.
- 2.Специфика и многообразие философского знания.
- 3.Функции философии.
- 4.Философия как мировоззрение.
- 5. Основные понятия и категории философии.
- 6.Понятие мировоззрения, его суть и структура.
- 7. Предыстория возникновения и институционализации философии.
- 8. Основные исторические типы мировоззрения, общая характеристика.
- 9. Специфика философского знания Стародавней Индии.
- 10.Особенности философской мысли Древнего Китая.
- 11.Особенности возникновения и развития философии в Древней Греции.
- 12.Основные этапы развития философии в Древней Греции.
- 13. Философия Элейской школы. Парменид.
- 14. Досократовская философия.
- 15.Сократ и его место в истории философии.
- 16. Объективный идеализм Платона.
- 17. Энциклопедическая философская система Аристотеля.
- 18. Эллинистическая философия (стоицизм, эпикуреизм, скептицизм).
- 19. Социально-исторические и духовные условия становления и развития философии Средневековья.
- 20. Патристика как историческая форма философствования.
- 21. Философские взгляды Аврелия Августина.
- 22. Схоластика: противоречивость номинализма и реализма.
- 23. Ф. Аквинский – систематизатор схоластики.
- 24. Антропоцентризм и гуманизм как доминанты философского мышления эпохи Возрождения.
- 25. Натурфилософия эпохи возрождения.
- 26. Социальная философия эпохи возрождения.
- 27. Рационализм как ключевой принцип философского мышления Нового времени.
- 28. Рационализм р.Декарта.
- 29. Рационализм после Декарта (Спиноза и Лейбниц).
- 30. Эмпиризм и рационализм.
- 31. Эмпиризм ф.Бекона.
- 32. Сенсуализм Дж. Локка.
- 33. Основные принципы, идеи и концепции философии Просвещения.
- 34.Французкий материализм 18 века.
- 35. Немецкая классическая философия.
- 36. Трансцдентальная философия и Канта.
- 37. Категорический императив и. Канта.
- 38.Система объективного идеализма Гегеля.
- 39. Диалектика Гегеля.
- 40. Философия марксизма и основные этапы её развития.
- 41. Неомарксизм (Франкфурдская школа).
- 42. Формирование неоклассической философии в западной Европе на границе XIX – XX вв.
- 43. Основные линии развития современной философии: иррационально-антропологическая, позитивистская, релегиозная.
- 44. Позитивистская традиция в философии.
- 45. Неопозитивизм и его разновидности.
- 46. Проблема научной рациональности в современной философии. (Постпозитивизм).
- 47.Экзистенциализм: содержание и направления.
- 48. Герменевтическая традиция в философии.
- 49. Психоанализ и неофрейдизм.
- 50. Ситуация постмодерна в философи.
- 51. Г. Сковорода – родоночальник украинской классической философии.
- 52. Особенности укр. Фил. Парадигмы.
- 53. Специфика русской философской мысли.
- 54.Бытие как исходная философская категория.
- 55.Основные формы бытия.
- 56. Категория «материя» и ее атрибуты.
- 57. Диалектика как теоретическая система.
- 58. Законы и принципы диалектики.
- 59. Принципы и категории диалектики.
- 60. Метафизика и диалектика как два способа философского понимания бытия.
- 61.Сознание как философская категория.
- 62. Структура сознания и категория идеального.
- 63. Сознательное и бессознательное (з. Фрейд, к. Юнг).
- 64. Познание как предмет философского анализа.
- 65. Специфика научного познания.
- 66. Чувственное, рациональное и иррациональное познание.
- 67. Формы чувственного восприятия (чувство, восприятие, представление).
- 68. Формы рационального познания (понимание, объяснение).
- 69. Познание и практика. Прагматическая концепция истина.
- 70. Истина и ее критерии.
- 71. Основные концепции истины.
- 72. Наука как предмет философского анализа, структура науки.
- 73. Особенности классической и неоклассической философии.
- 73. Сциентизм и антисциентизм в философии и культуре.
- 74. Проблема демаркации (разграничения) науки и не-науки. Критерии научности.
- 75. Основные формы научного знания (факт, гипотеза, закон, теория, концепция).
- 76. Общелогические приемы и методы исследований.
- 77. Понятие научного метода.
- 78. Специфика и актуальность философского рассмотрения проблемы человека. Философская антропология.
- 79. Философское размежевание понятий индивида, индивидуальность, личность.
- 80.Понятие ценностей. Аксиология.
- 81. Общество как социальная система.
- 82. Философская концепция детерминизма: современность и возможные альтернативы.
- 84.Философия истории: предмет и направления.
- 85. Понятие культуры и специфика его рассмотрения в философии.
- 86. Закономерности развития культуры и цивилизационные основы исторического процесса.
- 87.Общественный прогресс: суть и критерии.
- 89. Понятие обществено-экономической формации.