logo search
815707_E423A_shpory_po_filosofii

1.Древняя Индия

Все школы опираются на древнеиндийскую мифологическую традицию, связанную с ведами. Веды – это древние священные тексты индийской культуры как Библия в христианских культурах. Время создания вед уходит во 2-е тысячелетие до нашей эры. «Веда» в переводе с санскрита значит «знание». Эти тексты состоят из следующих частей:

веда гимнов, веда жертвенных формул, веда напевов, веда заклинаний.

Позднее были написаны различные комментарии к ведам. Философское значение особенно имеют так называемые Упанишады, что в переводе с санскрита означает «сидеть у ног учителя».

Учение вед особенно выражено в брахманизме – древней индийской религии. Здесь говорится о множестве божеств, верховными из которых являются Брахма – бог сотворения мира, Вишну – бог, поддерживающий всякое сотворенное бытие, и бог Шива, олицетворяющий принцип разрушения и завершения мировых циклов. Три высших бога образуют три ипостаси единого божества – Троицу, которая на санскрите называется Тримурти («три божества»). В отношении к учению вед все школы индийской философии можно разделить на ортодоксальные, поддерживающие веды, и неортодоксальные – так или иначе не согласные с этим учением. Ортодоксальны школы признают авторитет Вед, неортодоксальные не признают.

Веды 4 вида: Самхиты, Брахманы (руководство для жрецов), Араньяки (руководство для отшельников), Упанишады.

Школы Астики: Веданта, Миманса, Санкхья, Йога, Ньяя, Вайшешика. Основа базируется на ведах.

Школы Настики: Буддийская, Джайнизм, Чарвака.

Буддизм суть в 4 истинах: 1 - Жизнь - это страдание. 2 - Люди страдают, потому что они привязаны к жизни. 3 - Можно спастись от страданий путем избавления от желаний. 4 - Учение о том, как спастись – достичь нирваны (состояние при котором освобождение от телесной зависимости и невозмутимость духа избавляет от страданий)

Джайнизм Отрицание Вед, осуждение жертвоприношений, представление о карме, аскетизм признается высшей добродетелью человека.

Чарвака Единственный источник знания - восприятие. Нет ни богов ни ада ни рая ничего подобного, есть материя и мы ее познаем. Следствие, нужно жить этим миром, первая и последняя жизнь. Следствие, нужно получить как можно больше наслаждений и стараться получить меньше страданий.

Немного о философии индийской медицины