logo
815707_E423A_shpory_po_filosofii

3. Психоанализ

Психоанализ – влиятельное направление современной психологии и философии, основанное австрийским врачем Зигмундом Фрейдом (1856 - 1939).

В основе психоанализа лежит представление о том, что область человеческого я занимает лишь малую часть нашей психики, которая со всех сторон окружена океаном бессознательного. Это разного рода психический опыт, который в данный момент не осознается человеком, но может оказывать на него значительное влияние. Психоанализ выступает как метод расшифровки структуры человеческого бессознательного.

В структуре человеческой психики Фрейд выделяет три основные области – эго (сферу сознания и самосознания), подсознательное и надсознательное. Подсознательную сферу человеческой психики (id, «оно») образуют разного рода животные инстинкты, главную роль среди которых играет сексуальное влечение (libido). Сфера надсознательного (суперэго) – это разного рода ценности и нормы, которые закладываются в ребенка его родителями в процессе воспитания.

Область эго – это сфера интеллекта, который способен искать те или иные средства для достижения целей в реальности внешнего мира. Подсознательное влечение стремится к достижению удовольствия, независимо от его реальности, что обозначается Фрейдом как принцип удовольствия. Суперэго скорее исходит из принципа долга, определяя в качестве целей нормы и ценности социальной среды. В итоге возникает два вида целей, идущих от подсознательного и суперэго, которые во многом противоречат друг другу, поскольку животные подсознательные желания обычно осуждаются суперэго, не проходят его цензуру.

Возникает конфликт между под- и надсознательными областями психики, который может завершаться четырьмя основными результатами. Это: победа суперэго и вытеснение обратно в область подсознательного сексуальных влечений, победа подсознательных влечений и их реализация с использованием интеллектуальных ресурсов эго, разного рода маскировки подсознательного, куда относятся: автоматизмы (описки, оговорки, забывания, ассоциации), сновидения, неврозы, сублимация подсознательных влечений.

Фрейд полагал, что различные автоматизмы человеческого поведения не случайны, но в них проявляет себя подсознательная жизнь, и по характеру автоматизмов можно пытаться судить о структуре подсознательных влечений. подсознательное влечение может сублимироваться. Сублимация – это процесс использования энергии libido в социально приемлемых формах, когда суперэго берет от подсознательного влечения его энергию и направляет ее в некоторую форму деятельности, которая признана обществом. Фрейд вообще полагал, что у личности есть единственный источник энергии – это психическая энергия подсознательного. Процесс сублимации – это и есть процесс использования этой энергии для других подсистем личности. культура питается энергией подсознательного Если культура будет слишком бороться с подсознательным, то это грозит разрушением самой культуре. Отсюда берут свои истоки идеи Фрейда о смягчении социальной цензуры в отношении к сексуальным влечениям человека, что в последующем легло в основу сексуальной революции на Западе.

Кроме энергии libido (Эроса), позднее Фрейд стал выделять в области подсознательного еще одно важное влечение – влечение к смерти и саморазрушению (Танатос).

Позднее из классического психоанализа развиваются более новые направления, которые получили общее название неофрейдизма. Их общим отличием от фрейдовской версии психоанализа был отход от такой важной роли именно сексуальных влечений в области подсознательного и расширение понятия бессознательного до уровней коллективного бессознательного. Одним из наиболее ярких представителей неофрейдизма является швейцарский психиатр Карл Юнг (1875 - 1961). Свою систему взглядов он называл аналитической психологией. Юнг заметил у своих пациентов одну удивительную особенность. Описывая свои сны, они рассказывали о таких образах, которые встречались в мифах и религиях разных народов, причем, сами пациенты об этом не подозревали. Опираясь на эти наблюдения, Юнг выдвинуд гипотезу о существовании у всех людей общего коллективного бессознательного, в котором с древнейших времен хранятся архетипы – первообразы и глубинные символы родовой организации человеческой психики. Необходимо трансформировать сознание таким образом, чтобы оно вновь стало открыто на свои коллективные бессознательные области, как это было когда-то у людей на ранних стадиях развития человеческой истории. Юнг видил задачу своего подхода именно в этом.

Тенденция к расширению границ человеческого бессознательного, начатая Юнгом, получает позднее еще большее свое развитие в идее трансперсональных слоев бессознательного и возникновении так называемой трансперсональной психологии. Здесь вводятся представления о космических уровнях человеческого бессознательного, далеко выходящих за границы не только индивидуальной личности, но и вообще определений человека как родового существа.