logo
815707_E423A_shpory_po_filosofii

Три основные школы:

Конфуцианство – Кун Фу-цзы – основатель. Центр учений – нравственный ценности и искусство управления государством. Высшая моральная заповедь – «не делай другим то, чего не желаешь себе». Главный метод управления народом – сила примера и убеждения. Этика конфуцианства основывается на принципе «золотой середины» - чтобы жить в согласии с другими людьми, надо найти прежде всего согласие с собой.

Даосизм - Лао Цзы – основатель (5 в. до н.э.) Онтологические проблемы – первое место. В основе мировоззрения лежит Дао, являющееся первоосновой и субстанцией всех вещей. Дао предшествует Богу и диктует законы небу, небо – земле, земля – человеку. Цель поведения – уподобиться Дао, которое умеет побеждать без борьбы. Идеал даосов – патриархальная, непросвещенная жизнь, отсутствие внешних контактов, мир с соседями.

Моизм - третье течение в Китае (Основатель Мо Цзи (Мо ди) (479-381)) Трактат «Люцзин».

Суть: темная связь с религией

Учение о небе - руководящая сила. Критика существующих порядков, Войны не допустимы. Нужно любить ближнего =>люди равны => их ценить по личным заслугам. Все должны физически трудится. Принцип равенства. Роскошь не допустима. Истина - это то, что полезно.

Есть чуть-чуть логики но не формализованной, философии - мало. Больше этики. Нет проблемы познания.

В рассмотрении китайской философии остановимся кратко на двух школах – конфуцианстве и даосизме.

1. Конфуцианство. Основатель этой философии – древний китайский мудрец Конфуций (551-479 гг. до н.э.). Его мудрые мысли и афоризмы собраны в сборнике «Лунь Юй». Конфуций проповедовал следование нравственным нормам и законам. Государство он рассматривал как большую семью, правитель которой – отец, все подданные – дети. Идеал человека Конфуций представляет в образе «благородного человека», который должен быть образован, неприхотлив в еде и одежде, избегать крайностей. Для улучшения общества имеют значение не столько законы, сколько хороший правитель, воспитывающий народ своим примером. Высшая и всеобщая форма общественного порядка – путь (дао).

Дао - вечно и безымянно, бестелесно и бесформенно, неисчерпаемо и бесконечно в движении, оно праотец всего сущего. “Все сущее в мире рождается из бытия, а бытие рождается из небытия”. Философы древности не просто констатировали существование первоначала, но и пытались отыскать ему аргументированное доказательство, выявив его субстрат и даже структуру

Конфуцианство, заложившее с древности идеологический фундамент китайского общества, выдвинуло в качестве краеугольного камня социальной организации - ли, что означало норму, правило, церемониал. Ли предполагало поддержание навечно рангово-иерархических различий. Конфуций говорил, что без ли не может быть порядка, а, следовательно, и процветания в государстве

Конфуцианство проповедует веру в судьбоносное Небо и дух предков. Небо – олицетворение совершенного бытия, живущего в согласии с Дао. Со 2-го века до н.э. конфуцианство становится официальной религией Китая. Идеал благородного человека превращается в идеал образцового чиновника.

В центре философии К. - проблемы воспитания. “Все люди близки друг другу по своей природе, а расходятся между собой в ходе воспитания”. Небо - верховное божество. “Жизнь людей зависит от судьбы, а богатство и знатность происходят от неба”. Видным последователем Конфуция был Мэн-цзы. Согласно его учению, человеческая жизнь подчинена “небесной воле”, которую выражает и исполняет мудрый государь - “сын неба”. Человеку от рождения присущи 4 качества: чувство сострадания, чувство стыда, скромность и умение различать истину от лжи.

Против конфуцианской школы выступил Мо-цзы. Утверждал, что предопределенной судьбы нет, она зависит от того, как человек будет осуществлять в жизни принципы всеобщей любви, выражающей “небесную волю”.

Неоконфуцианство - идеалистическая школа китайской философии, сложившаяся в основном в период Сун (10-13 века). Значительное место занимают вопросы онтологии, натурфилософии, космогонии. Утверждалась незыблемость социальных порядков. Занимало господствующее положение в философской и общественно-политической мысли Китая до начала 20 века.

2. Даосизм. учение Лао-цзы о дао - пути вещей. Основная идея - жизнь природы и людей не управляется “волей неба”, а протекает по определенному естественному пути - дао. Основа мира - дао и субстанция ци (воздух, эфир). В мире все находится в движении и изменении, в результате чего все вещи необходимо переходят в свою противоположность. Призывал людей отказаться от излишеств и вернуться к первообщинной жизни. По легенде, даосизм был основан китайскими мудрецами Лао-цзы и Чжуан-цзы, которые жили в 4-м веке до н.э. Основное произведение даосизма – «Дао дэ цзин». Даосизм учит о великом законе-пути Дао, который должен ощутить и выразить своей жизнью человек. Для этого лучше уйти из шумного бестолкового мира и сделаться отшельником, вернуться к природе и вести жизнь простую и чистую. Слияние с Дао приводит к недеянию (у-вэй). Это не значит, что человек ничего не делает. Это лишь означает, что человек все делает в согласии с Дао. И тогда ему не приходится прикладывать собственных усилий при совершении действия, он сливается с ритмом Дао и движется его силой. Дао легче выразить в жизни отдельного человека, чем общества, поэтому человек для даосов выше общества и государства. Человек, сливший свою жизнь с Дао, становится сверхчеловеком, он действует как сила природы, стоящая вне условных человеческих ценностей. Даосская концепция человека – основа традиционной китайской медицины. Даосы искали средства продления человеческой жизни и обретения бессмертия. Даосское лечение основано на принципе стимуляции внутренних сил организма и приведении их в гармонию. Лечить необходимо не столько больной орган, сколько весь организм в целом.