logo
815707_E423A_shpory_po_filosofii

Причины революций:

1. внутри-дисциплинарное развитие, в ходе которого возникают проблемы неразрешимые в рамках данной научной дисциплины.

2.междисциплинарные взаимодействия, основанным на переносе идеалов и норм исследования из одной научной дисциплины в другую, что приводит часто к открытию явлений и законов, которые до этого не попадали в сферу научного поиска.

различают две разновидности научной революции:

а) идеалы и нормы научного исследования остаются неизменными, а картина мира пересматривается;

б) одновременно с картиной мира радикально меняются не только идеалы и нормы науки, но и ее философские основания.

революции знаменуются формированием опред стиля мышления и соответствующий ему продукт – научное знание.

Существует 4 главных ее типа: логико-математическая, естественнонаучная, инженерно-технологическая и социально-гуманитарная. Такие перемены следует рассматривать в триединой системе взаимодействия «субъект – средства – объект»

Первая научная революция сопровождалась изменением картины мира, перестройкой видения физической реальности, созданием идеалов и норм классического естествознания. Первая научная революция произошла в ХVII в. Ее результатом было возникновение классической европейской науки, прежде всего, механики, а позже физики.

Вторая научная революция, способствовала началу пересмотра идеалов и норм научного познания, сформировавшихся в период первой научной революции. произошла в конце XVIII—первой половине XIX в. Произошел переход от классической пауки, ориентированной в основном на изучение механических и физических явлений, к дисциплинарно организованной науке.

3 и 4 научные революции привели к пересмотру всех указанных выше компонентов основания классической науки.

Третья научная революция охватывает период с конца XIX в. до середины XX в. Революционные преобразования произошли сразу во многих науках: в физике были разработаны релятивистская и квантовая теории. в биологии — генетика, в химии — квантовая химия и т.д.

Четвертая научная революция совершилась в последнюю треть XX столетия. Она связана с появлением особых объектов исследования. что привело к радикальным изменениям в основаниях науки.

Три крупных стадии исторического развития науки, это три исторических типа научной рациональности, сменявшие друг друга в истории техногенной цивилизации. Это - классическая рациональность (соответствующая классической науке в двух ее состояниях - додисциплинарном и дисциплинарно организованном); неклассическая рациональность (соответствующая неклассической науке) и постнеклассическая рациональность. Между ними, как этапами развития науки, существуют своеобразные "перекрытия", причем появление каждого нового типа рациональности не отбрасывало предшествующего, а только ограничивало сферу его действия, определяя его применимость только к определенным типам проблем и задач.

Классический тип научной рациональности, центрируя внимание на объекте, стремится при теоретическом объяснении и описании элиминировать все, что относится к субъекту, средствам и операциям его деятельности. Такая элиминация рассматривается как необходимое условие получения объективно-истинного знания о мире. Цели и ценности науки, определяющие стратегии исследования и способы фрагментации мира, на этом этапе, как и на всех остальных, детерминированы доминирующими в культуре мировоззренческими установками и ценностными ориентациями. Но классическая наука не осмысливает этих детерминаций.

Неклассический тип научной рациональности учитывает связи между знаниями об объекте и характером средств и операций деятельности. Экспликация этих связей рассматривается в качестве условий объективно-истинного описания и объяснения мира. Но связи между внутринаучными и социальными ценностями и целями по-прежнему не являются предметом научной рефлексии, хотя имплицитно они определяют характер знаний (определяют, что именно и каким способом мы выделяем и осмысливаем в мире).

Постнеклассический тип рациональности расширяет поле рефлексии над деятельностью. Он учитывает соотнесенность получаемых знаний об объекте не только с особенностью средств и операций деятельности, но и с ценностно-целевыми структурами. Причем эксплицируется связь внутринаучных целей с вненаучными, социальными ценностями и целями.