logo
815707_E423A_shpory_po_filosofii

21.Иррационализм XIX века (шопенгауэр, ницше, шпенглер).

Артур Шопенгауэр (1788 - 1860) – немецкий философ. Основное его произведение – «Мир как воля и представление», которое впервые увидело свет в 1819 г.

Шопенгауэр выделяет два мира, две области реальности: 1) мир внешний, видимый, определенный – мир представлений, и 2) мир вещей-в-себе, мир подлинного бытия. В мире представлений нет ничего окончательного, безусловного, в то время как дух человека всегда испытывает потребность в чем-то безусловном. Безусловное можно найти только в мире вещей-в-себе. Оно есть некая первоактивность, которая собою все определяет и все движет. Это мировая воля. Поэтому подлинный мир – мир воли или мира как воля. Мировую волю нельзя познать разумом, ее можно постичь только в интуиции. Мировая воля бессознательна и выступает как чистая воля. Чистота ее означает, что она выступает как стремление ради стремления, воля волить, воля хотеть («воля к жизни»).

Если же мировая воля в качестве предмета имеет саму себя, то ничто не может успокоить такую волю, и она оказывается вечным страданием. Так Шопенгауэр открывает широкие пути к более мрачным и пессимистичным тонам своей философии. Высшее начало бытия – мировая воля. Но она же есть страдание. Так страдание оказывается первичным и высшим принципом бытия.

Отсюда вытекают основные принципы этики Шопенгауэра. Страдание первично и потому удовольствие производно от страдания, выступая как лишь случай уменьшения страдания. Поэтому основу нравственности должно составлять не чувство любви (как это утверждает христианство, например), но сострадание и стремление к уменьшению страдания, как своего, так и чужого. Жалость и сострадание выше любви. В любви есть момент эгоизма, когда человек нравится себе в момент любви к другому. Но если человек побуждается принять на себя страдания другого, и сам ничего не выигрывает от этого.

высшее начало есть страдание, а страдание - это нечто неполноценное страдание должно быть преодолено. Но это невозможно, и, более того, страдание должно быть утверждено и каждый миг утверждает себя в страдающей природе мировой воли. Из этого парадокса Шопенгауэр находит тот выход, что он призывает избавиться от воли ее угашением. уходом в ничто, в пустоту, в небытиеперекликается с философией буддизма и его принципом нирваны. Этапы на пути угашения воли – незаинтересованное созерцание и незаинтересованное мышление. Первое есть основа подлинного искусства, второе – основа науки. В человеческой истории, согласно Шопенгауэру, нет никакого прогресса, но проявляет себя лишь вечное и бессмысленное повторение бедствий, что вновь напоминает идею перевоплощений в восточной философии как вечного вращения в колесе сансары.

Фридрих Ницше (1844 - 1900) – немецкий философ, один из наиболее ярких представителей «философии жизни». Основные его произведения – «Так говорил Заратустра» (1883), «По ту сторону добра и зла» (1886).

Как и для Шопенгауэра, для Ницше истинной основой мира является текучее, активное, неуловимое начало – воля. Это воля быть и быть все больше. В этом смысле это воля к власти, усилению себя со стороны всякой целостности мира, усилению своего влияния на мир.

Не будучи в состоянии справиться с неуловимой природой мировой воли, человек подменяет ее чем-то повторяющимся, одинаковым, понятным. Так рождаются человеческие мифы, к которым Ницше относит язык, религию, интеллект, науку. Ближе всего к истинной природе мировой воли, как полагал Ницше, находится искусство с его интуитивностью, вечным обновлением, творчеством и вдохновением.

В основе искусства лежит единство двух начал – начала порядка, формы, организации (апполонийское начало) и начало энергии, хаоса и бесформенности (дионисийское начало). Подлинное искусство состоит в гармонии этих начал с некоторым преобладанием второго над первым.

Историю культуры Ницше во многом рассматривает как историю «клеветы на мир», когда жизнь умерщвлялась в слове, законах, нормах – во всех образах неизменности и повторяемости. как полагает Ницше, убито все живое, истинное, вдохновенное, сильное и красивое, господствует власть толпы и посредственности, которая создала мораль рабства, боится и ненавидит истинно сильных и ярких личностей. Необходимо освобождение, «переоценка всех ценностей». Нужно понять, что на самом деле нет ни добра, ни зла, ни истины, ни лжи, но есть только воля к власти – воля быть и быть все больше, могущенственнее

И только личность, способная превысить человеческую природу, встать по ту сторону добра и зла, сможет по-настоящему пробиться к истине мира. Но это уже будет «сверхчеловек», который находится примерно в том же отношении к человеку, в каком человек стоит к животным формам жизни.

Оствальд Шпенглер (1880 - 1936) – немецкий историк и философ, создатель оригинальной концепции философии истории. Основное произведение Шпенглера – «Закат Европы».

Шпенглер является одним из ярких представителей цивилизационного подхода в истории, согласно которому не существует единой мировой истории, но вся история – это множество малых локальных историй, каждую из которых Шпенглер обозначает как Культуру. Каждая Культура – большой живой исторический организм, который живет на одном или нескольких народах как на своем теле. Культура – это единство всех материальных и нематериальных своих составляющих, экономики, политики, науки, философии, религии и т.д. Как живой организм проходит свой жизненный цикл от рождения до смерти, так каждая культура обладает временем жизни примерно в 1000 лет, проходя свою жизнь от рождения до гибели через основные стадии – юности, зрелости, старости. Время от времени в истории возникают новые Культуры, проходя свои циклы, и каждая Культура, однажды возникнув, обречена на гибель. Панорама мировой истории – это множество существующих отдельных Культур, находящихся на разных стадиях своего развития.

Шпенглер выделяет в мировой истории 8 Культур. Это:

Египетская, Индийская, Вавилонская, Китайская, «Аполлоновская» (греко-римская), «Магическая» (византийско-арабская), «Фаустовская» (западно-европейская), Культура Майя.

Все Культуры несравнимы друг с другом. Представитель одной Культуры никогда не поймет представителя другой, но всегда истолкует его по-своему. В основе каждой Культуры находится «прасимвол» («архетип»). Задача философии истории – постичь прасимвол Культуры, что невозможно сделать чисто рациональным путем.

Каждая Культура, проходит в своем развитии основные стадии. Это: 1) мифосимволическая - стадия зарождающейся Культуры, когда основные формы Культуры еще только зарождаются, 2) стадия ранней Культуры, когда формы Культуры впервые возникают, 3) стадия метафизико-религиозной высокой Культуры, на которой Культура достигает своего расцвета, 4) стадия старения и гибели Культуры – стадия цивилизации.

Проделав анализ развития европейской Культуры, Шпенглер пришел к выводу, что она прошла стадию своей зрелости и начала стареть, вступив в стадию цивилизации. В своей работе «Закат Европы» Шпенглер предрекает грядущую гибель западной Культуры. Он указывает следующие признаки европейской цивилизации как симптомы ее старости: 1) массовость, преобладание экстенсивных, количественных параметров над качественными, интенсивными, 2) прагматизм, секптицизм, потеря веры и высшего смысла жизни, 3) вырождение творчества в спорт, 4) гипертрофия политики по сравнению с остальными формами Культуры.

Подводя итог, мы видим, что представители Иррационализма 19 века во многом исходили из общих представлений о структуре реальности, возможностей ее познания и ценностного выражения. Высшее начало рассматривается ими как некое иррациональное, непостижимое разумом состояние, которое наиболее адекватно выражает себя в искусстве, носит спонтанный и творческий характер, составляет основу жизни и ее творческой эволюции.