logo
815707_E423A_shpory_po_filosofii

3. Аксиологическая характеристика классической научной рациональности .

В классической научной рациональности происходит абсолютизация ценности истины сравнительно с другими видами ценностей (добром, красотой и т.д.). Все остальные ценности рассматриваются как подчиненные истине, так или иначе выводимые из нее. Такая ценностная установка особенно характерна для науки эпохи Просвещения. Позднее она несколько смягчается, принимая вид ценностного дуализма – истина существует сама по себе, все прочие ценности - сами по себе. Наука существует отдельно от других сфер культуры. Подлинный ученый не должен вмешиваться в политику или религию, сохраняя нейтралитет по отношению к вопросам использования научных достижений в тех или иных вненаучных целях.

Подводя итог основным определениям классической научной рациональности, можно сделать вывод, что в ее основании лежит повышенная несовместимость между различными полярными началами :

в онтологии: между пространством и временем, между пространством и тем, что его наполняет, между необходимостью и случайностью

в гносеологии: между относительным субъектом и объектом познания, между наукой и философией науки

в аксиологии: между истиной и другими видами ценностей, между наукой и иными формами культуры