logo
815707_E423A_shpory_po_filosofii

11.Философия средневековья: общая характеристика христианской философии.

В истории христианской философии выделяют два основных периода – патристику и схоластику

Патристика- учение отцов церкви церковные соборы трактовали библию и доктрины все вопросы имеют ответ в Боге.

Схоластика- суть вещей мб постигнута логикой и разумом средневековое просвещение. (рационализация веры, соотношение веры и знания, доказательства бытия Бога)

Проблема универсалий: реалисты (общие понятия существуют реально, еще до возникновения вещей, т.е. бог знал, что делал) номиналисты (сначала был предмет, а потом ему дали название, общие понятия не реалии, а наши названия) Концептуалисты (общие понятия сущ-т реально, но в вещах, не отдельно от вещей)

Рассмотрим основные принципы христианской философии в рамках трех основных разделов

1. Онтология христианства. Есть Высшее Начало бытия – это Бог. Бог есть Личность, а не просто некий безликий и абстрактный принцип. Он вечен и безусловен. В природе Бога христианство выделяет три стороны, три ипостаси: Бог одновременно един и тройственен (не един). Это противоречие. Еще один важный догмат христианства – догмат творения. Бог сотворил мир из ничего. Христианский Бог настолько могущественный, что ему не нужно ничего, кроме него самого, чтобы сотворить мир. Это и значит, что Бог творит из ничего, т.е. до творения нет ничего, кроме самого Бога. Бог творит мир, уподобляя его себе. Так как Бог свободен, то и мир получает свободу, возможность отпадать от Бога, погружаться в грех. В то же время цель создания мира – слияние мира с Богом без потери своей свободы. После сотворения мир отпадает от Бога. Грехопадение его оказывается столь глубоким, что требуется вмешательство Бога в мир и его спасение. Бог населяет мир бесконечным множеством существ. Все они образуют иерархию. В центре этой иерархии – человек. Над ним – ангелы, под ним – природа. Человек – предмет особого внимания Бога, его боль и забота. Земля, как местопребывания человека, находится в центре Вселенной. Средневековое христианство считая вселенную конечной.

2. Гносеология христианства. Познание истины есть познание Бога. Невозможно познать Бога-истину только разумом. Бога нельзя познать как объект, только достаточно сильно пожелав и сделав собственное усилие для его познания. Если Бог не захочет сам открыть себя человеку, то человек никогда не познает Бога, как бы он ни старался. Таким образом, Бог сам открывает себя человеку (познание как Откровение Бога). В то же время помочь в познании Бога могут правильный образ жизни и изучение Священного писания, хотя в конце концов Бог сам решает, кому открыться. Таким образом, разум в христианстве играет подчиненную роль, он идет после веры. Основными источниками Откровения считаются (в порядке важности): 1) Священное писание (Библия) и предание (устная традиция церкви, передающаяся из поколения в поколение), 2) личный опыт Откровения в молитве, 3) откровение Бога через сотворенный им мир, природу (познание Творца через творение – так называемое естественное откровение).

3. Аксиология христианства. Аксиология – учение о ценностях и ценностном мире. Бог всеблаг и всемогущ. Зло идет не от Бога, но от слепой свободы твари. Бог до поры мирится с такой свободой для того, чтобы творение не по принуждению, но по своей собственной воле осознало правильность Божьего закона. Зло проникло в людей, превратило их жизнь в страдание, ослепило самих людей. Люди также стали все больше отпадать от Бога. Возлюбив людей, Бог решил послать к ним Сына – воплощение своей сыновней ипостаси в образе человека. Бог воплотился в образе Христа и своей мученической смертью на кресте принял на себя грехи людей, после чего стало вновь возможным приобщение людей к Богу. Христос – не Бог и не человек, но Богочеловек. В нем непостижимо слиты, в то же время оставаясь раздельными Божественная и человеческая природа (догмат Богочеловечности. Христианство отрицает перевоплощение души и рассматривает посмертное существование человеческой души как состояние, подобное сну.

В это время возникает феодальное общество (крепостное право). Значительную роль играло духовенство. Монастыри были и крепостями и центрами земледелия и очагами просвещения и культуры. Церковь стала хранительницей письменности и образованности в Европе. Раннее средневековье характеризовалось становлением христианства. В условиях жесткого диктата церкви и государственной власти философия была объявлена служанкой богословия, которая должна была использовать свой рациональный аппарат для подтверждения догматов христианства. Эта философия получила название “схолистики”(опиралась на форменную логику Аристотеля). В этот период врмени в философии большое внимание уделяется Богу.

БЛАЖЕННЫЙ АВГУСТИН (354 – 430). Выдающийся мыслитель, Он был вдохновителем многочисленных и разнообразных идей и течений в области богословия, общей философии, научной методологии, этических, эстетических и историософских воззрений. Учение о бытии Августина близко к неоплатонизму. По Августину, все сущее, поскольку оно существует и именно потому, что оно существует, есть благо. Бог – есть источник бытия, чистая форма, наивысшая красота, источник блага. Поддержание бытия мира есть постоянное творение его Богом вновь. Мировоззрение Августина глубоко теоцентрично: в центре духовных устремлений – Бог, как исходный и конечный пункт размышлений. Проблема Бога и его отношение к миру у Августина центральная.Размышления Августина о Боге привели его к проблеме вечности и времени. По Августину время – есть какое то протяжение. Вечность же мыслиться им так: в мире мыслей – идей Бога все есть раз и навсегда – статичная вечность неотделима от бога. Учения Августина о божественной благодати в ее отношении к воле человека, оказали большое влияние на последующую христианскую философию.

ФОМА АКВИНСКИЙ (1225-1274). Основная цель отработка основных догматов христианского вероучения в формах здравого смысла. Опираясь на позднего Аристотеля канонизировал христианское понимание соотношения идеального и материального, как соотношение изначального принципа формы с неустановившимся принципом материи.(слабейшим видом бытия). Слияние первопринципов формы и материи рождает мир индивидуальных явлений. Душа человека - есть формообразный принцип, однако свое полное индивидуальное воплощение она получает только при соединении с телом. Так был разрешен один из самых острых вопросов христианской схолистики. Схолистика должна была истолковывать свое отношение к материи т.к. Иисус Христос был явлен в виде человека, т.е объединил в себе бога (идеал) и человека (материя) природу. Этот факт не давал возможности трактовать материю как нечто (чего требовал догмат о творении мира из ничего). Поэтому квалифицировал материи Фома Аквинский с помощью целой системы утонченных рассуждений в качестве “слабейшего вида бытия” была воспринята церковью как выход из тупика. Важное значение имело учение о различии сущности и существования. Они совпадают только в боге. Существование выше сущности, относится к ней как действительность к возможности. Доказательство существование бога. Каждое явление имеет причину. Поднимаясь по лестнице причин мы приходим к необходимости существования бога - верховной причины.

Док-во сущ. бога. Каждое явл имеет причину. Поднимаясь по лестнице причин мы приходим к необходимости сущ. бога - верховной причины