logo
815707_E423A_shpory_po_filosofii

Постпозитивизм

Очень скоро, а именно с 50-х гг. 20 века, неопозитивисткая философия стала все более активно критиковаться. Постепенно формируется новое направление философии науки 20 в., которое получило название постпозитивизма. Основные его представители – английский философ Карл Поппер, американские философы Томас Кун и Пол Фейерабенд.

Главное отличие философии постпозитивизма от неопозитивизма состоит в постепенном отказе от критерия научной демаркации. Все более утверждается убеждение, что философия активно взаимодействует с другими формами культуры – искусством, религией, политикой и т.д., и не существует непереходимых границ между наукой и ее социокультурным окружением. В конечном итоге наука – одна из множества форм культуры, несущая в себе общие с другими формами определения и свойства. Ниже мы очень кратко отметим некоторые идеи основных представителей постпозитивизма.

В философии Томаса Куна вводится понятие «парадигмы» научного знания.

Парадигма – это одна или несколько фундаментальных теорий вместе со своей методологией, мировоззрением, системой ценностей и норм. Развитие науки Кун рассматривает как циклический процесс, в котором повторяются следющие четыре основные этапа: 1) допарадигмальный период научного знания, когда нет единой парадигмы в данной отрасли науки, и научное сообщество раздирается борьбой множества научных школ (здесь господствует диссенсус – несогласие между учеными), 2) период научной революции, когда трудами великих ученых-революционеров создается парадигма, которая принимается подавляющим большинством научного сообщества, и воцаряется консенсус – согласие между учеными, 3) период нормальной науки – роста и расширения парадигмы, которая развивается, улучшается и прирастает своими приложениями в трудах массового типа ученого, способного решать задачи-головоломки только в рамках признанной парадигмы, 4) период накопления аномалий и отказа от парадигмы, когда изнутри развития самой парадигмы возникает все больше задач, которые парадигма не в состоянии разрешить. Такие задачи были названы Куном «аномалиями». Накопление некоторой критической массы аномалий приводит к отказу от парадигмы, и научное сообщество вновь погружается в состояние диссенсуса. Далее цикл повторяется. Между парадигмами Кун не признает преемственности, новые парадигмы несоизмеримы с прежними