1. Феноменология
Феноменология – одно из влиятельных направлений западной философии 20 в., основанное немецким философом Эдмундом Гуссерлем (1859 - 1938). буквально это наука о феноменах. Феномены – это образования чистого (абсолютного) сознания.
В феноменологии выделяется два вида сознания – обыденное и чистое сознание. Обыденное сознание – это то, что мы обычно имеем в виду под сознанием как областью бытия, в которой находятся наши мысли, чувства, желания, и которая противостоит внешнему миру объектов. Таким образом, идея обыденного сознания предполагает разделение единой реальности на объект и субъект, и обыденное сознание занимает здесь только область субъекта.
Чистое сознание – это понимание сознания как единой реальности, в которой лежат рядом и внутренний, и внешний мир. Ведь в конечном итоге и внешний мир, его объекты также создаются нашим сознанием. Таким образом, в чистом сознании находят свое объединение объект и субъект, здесь мысли и вещи лежат рядом в рамках единой реальности. Образования чистого сознания – это и есть феномены.
Существует способ достижения чистого сознания, - интеллектуальная медитация, которую Гуссерль называет феноменологическая редукция. В ее основе наложение феноменологического эпохэ (запрета) на все смысловые конструкции, которые предполагают разделение бытия на субъект и объект и отождествление своего я с субъектом.
Гуссерль указывает следующие признаки феноменов. Во-первых, феномены синтетичны – в них объединены свойства внешнего и внутреннего мира. Это своего рода мысле-вещи или вещи-мысле-чувства-воления. Например, стул как феномен – это не только зиртельный образ стула, который мы воспринимаем глазами, но это еще и переживания стула и его смысл как имеено стула – средства для сидения. Здесь стул как бы «обрастает» мыслями и переживаниями, образуя единый феномен.
Во-вторых, феномены очевидны. Сомнение – это вообще признак отождествления своего я с обыденным сознанием, где большая часть бытия попадает в область не-я и требует своего обоснования. Когда достигается чистое сознание, то там все самоудостоверяет себя, выступая как ясное и самоочевидное
В-третьих, феномены интенциональны. Интенциональность –стремление, - это свойство направленности феноменов. В этом свойстве Гуссерль подчеркивает принадлежность феноменов сознанию. Все образования даже обыденного сознания обладают направленностью на свой предмет. Например, любая мысль – это мысль о чем-то. Любое чувство – это чувство чего-то, допустим, чувство радости или горя. Любое желание – это желание чего-то. Таким образом, все состояния сознания обладают универсальным свойством направленности на свои предметы. Это и есть свойство интенциональности. В каждом феномене есть его направленная составляющая, которую Гуссерль назвал ноэзис, и есть предмет этой направленности – ноэма.
Ноэма – также часть феномена. Хотя она выражает предмет, но это не объект, лежащий вне сознания, а лишь та сторона объекта сознания, которая проявляется в данном феномене.
Чистое сознание как система всех феноменов образует «жизненный мир». Это вся полнота человеческого существования, в своем единстве и непосредственности.
В своей работе «Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология» (1936) Гуссерль полагал, что развитие современной культуры во многом определяется научным познанием, в котором абсолютизируется мир объектов и разрушается мир субъекта. Тем самым наука все более утверждает разделение на объект и субъект, разрушая структуры чистого сознания. Необходимо вернуться к более равновесному и целостному образу реальности, который, с его точки зрения, как раз и пытается развивать феноменология.
Жизненный мир Гуссерль рассматривает как своего рода расширенный мир повседневности, который способен охватить собою разросшуюся и разорванную специализацией современную культуру.
- 37. Любовь и творчество в жизнедеятельности 39
- 38. Смысл жизни и деятельности человека. 40
- 1) Онтологические проблемы.
- 2) Гносеологические проблемы.
- 3) Проблемы аксиологии.
- 4) Проблемы философской логики.
- Функции
- Предмет
- 2.Структура философского знания (онтология, гносеология, аксиология и логика).
- 3. Философская мысль древней индии и древнего китая.
- 1.Древняя Индия
- Общая часть философии индуизма
- Школы ньяя и вайшешика
- Школы санкхья и иога
- Школы миманса и веданта
- Философия буддизма
- Экзотерическая версия буддизма.
- Философия индийской медицины
- 2.Древний Китай
- Три основные школы:
- Немного о философии китайской медицины
- 4.Милетская школа (фалес, анаксимандр, анаксимен). Гераклит.
- 5.Элейская школа (ксенофан, парменид, зенон). Пифагорейская школа.
- 1. Элейская философия
- 2. Пифагорейцы
- 6. Античные плюралисты (эмпедокл, анаксагор, атомисты).
- 7.Софисты (протагор, горгий и продик) и сократ
- 8.Философия платона.
- 9.Философия аристотеля.
- 10.Эллинистически-римская философия, ее своеобразие (эпикуреизм, стоицизм, неоплатонизм). Стоики и эпикурейцы
- Философия эпикурейцев
- Неоплатонизм
- 11.Философия средневековья: общая характеристика христианской философии.
- 12.Патристика: основные представители (ориген, тертуллиан, августин) и их идеи.
- 13.Схоластика. Фома аквинский. Доказательства бытия бога.
- 14.Философия эпохи возрождения, ее специфика. Философские идеи николая кузанского и джордано бруно.
- 2. Философия Николая Кузанского
- Философия Джордано Бруно
- 15.Философия френсиса бэкона.
- 1. Учение о научной индукции.
- 2. Учение об идолах познания.
- 16.Философия рене декарта.
- Теорема 1. Если есть сомнение, то есть сомневающийся.
- Теорема 2. Если есть я, то есть идеи, наполняющие это я.
- Теорема 3. Если есть идеи, то есть наибольшая среди идей – идея Бога.
- Теорема 4. Если есть Бог, то есть созданный им мир.
- 17.Английский эмпиризм (гоббс, локк, юм).
- 18.Французские энциклопедисты. Философия французского просвещения.
- 19.Теоретическая и практическая философия и.Канта.
- Теоретическая философия канта
- Практическая философия Канта
- 20.Философская система и метод гегеля.
- 21.Иррационализм XIX века (шопенгауэр, ницше, шпенглер).
- 22.Русская философия: славянофилы и западники.
- 1. Западники и славянофилы
- 23.Серебряный век русской философии (в.С.Соловьев)
- 24.Русский космизм (федоров, вернадский, циолковский, чижевский).
- 25.Основные школы и направления западной философии XX века.
- 1. Феноменология
- 2. Экзистенциализм
- 3. Психоанализ
- 4. Парапозитивизм
- Неопозитивизм
- Постпозитивизм
- 5. Постструктурализм и постмодернизм
- 6. Интегральный подход Кеннета Уилбера
- 26.Бытие и его атрибуты: пространство и время.
- 27.Бытие и его атрибуты: материя и сознание.
- 28.Бытие и его атрибуты: движение и развитие.
- 29.Жизнь как специфическая форма бытия.
- 30.Диалектика, её принципы и всеобщие законы.
- 2. Общее понятие законов диалектики.
- 3. Закон единства и борьбы противоположностей.
- Можно также выделить различные виды борьбы:
- 4. Закон перехода количественных изменений в качественные.
- 5. Закон отрицания отрицания.
- 6. Основные принципы диалектики.
- 2. Эволюция
- 3. Органическая эволюция на земле
- 33. Феномен культуры. Теории культуры
- 34. Культура и социум, их соотношение
- 35. Аксиология – философское учение о ценностях.
- 37. Любовь и творчество в жизнедеятельности
- 38. Смысл жизни и деятельности человека.
- 39. Философия истории: формационный и цивилизационный подходы
- Формационный подход к истории
- 40. Проблема прогресса в истории.
- 41. Познание. Соотношение знания и мнения.
- 42. Соотношение знания и веры в познании
- 43. Понимание и его виды: объяснение и интерпретация.
- 44. Истина и ее критерии.
- 45. Рациональное и эмпирическое познание
- 46. Разум, чувства и интуиция в познании
- 47. Структура научного познания.
- 48. Научные революции и смена типов рациональности.
- Причины революций:
- 49. Классическая научная рациональность
- 1. Онтологическая характеристика классической научной рациональности .
- 2. Гносеологическая характеристика классической научной рациональности .
- 3. Аксиологическая характеристика классической научной рациональности .
- 50. Неклассическая научная рациональность
- 1. Онтологическая характеристика неклассической научной рациональности
- 2. Гносеологическая характеристика неклассической научной рациональности
- 3. Аксиологическая характеристика неклассической научной рациональности
- 51. Философия и медицина
- 1. Взаимосвязь философии и медицины в деятельности Пифагора
- 2. Взаимосвязь философии и медицины в философии Востока
- 52. Философско-этические проблемы в медицине.
- 1. Этика жизни или биоэтика
- 53. Основные феноменологические признаки живого.
- 54. Холизм в биологии и медицине.
- 55. Редукционизм в биологии и медицине.
- 56. Основные виды холизма.
- 57. Основные виды редукционизма.
- 58. Основная тенденция развития биомедицинского знания с точки зрения холизма и редукционизма.
- 59. Критерий жизни как необходимый и достаточный признак живого
- 60. Понятие «паттерн» и «организация» в теории аутопоэза.
- 61. Основные признаки аутопоэтических систем. Аутопоэтичность и автономность.
- 62. Понимание структуры и функций нервной, иммунной и эндокринных систем в теории аутопоэза.
- 64. Кобинативно-комплементарные системы и матричное копирование как модель живой системы на околомолекулярном уровне.
- 66. Понятие клинического мышления.
- 1. Донаучный период
- 2. Период «терапевтического нигилизма»
- 3. Количественный период развития клинического мышления. Феномен доказательной медицины.
- 67. Донаучный период развития медицинского знания.
- 68. Этап «терапевтического нигилизма»
- 69. Количественный период развития клинического мышления. Феномен доказательной медицины.
- 70. Основные принципы клинического мышления, согласно х. Вульфу.
- 71. Категория «мера жизни» и ее роль в философии медицины.
- 72. Понятия «объем выживания» и «функция благополучия (оптимальности)» как возможные способы выражения меры жизни.
- 73. Основные понятия медицины (здоровье, болезнь, саногенез, патогенез) и их связь с методологией критериев оптимальности.
- 74. Идея интегральной медицины и ее соотношение с частными медицинами.
- 75. История философии биомедицины: спор реалистов и номиналистов о понятии болезни