45. Рациональное и эмпирическое познание
Для эмпирического познания характерна факто фиксирующая деятельность. Наблюдение и эксперимент важнейшие методы эмпирического познания. Наблюдение - преднамеренное, целенаправленное восприятие, имеющее целью выявление существенных свойств и отношений объектов познания. Исследование требует также и эксперимента, ставящего объект в определенные заданные условия, отвечающие целям исследований. В процессе научного познания применяется так называемый мысленный эксперимент, когда ученный в уме оперирует определенными образами и понятиями, мысленно создает нужные условия. Эксперимент двусторонен: с одной стороны он позволяет проверить и подтвердить гипотезу, с другой стороны он дает данные для новых гипотез.
Рациональное познание- это обобщенное отражение действительности с помощью абстрактного мышления. Существует три формы: ощущение, восприятие, представление
. Важнейш. методы научного Познания: 1) Метод восхождения от абстрактного к конкретному. Процесс научного познания всегда связан с переходом от предельно простых понятий к более сложным – конкретным. 2) Метод моделирования и принцип системности. Состоит в том, что объект, недоступн. непосредств. иссл-ю, заменяется его моделью. Модель обладает схожестью с объектом в свойствах, интересующих иследователя. 3) Эксперимент и наблюдение. В ходе эксперимента наблюдаталь исскуственно изолирует ряд характеристик иследуемой системы и изучает их зависимость от других параметров. В XX веке наука активно математизируется.
Чувств. и рац.: большинство ф. систем выдел. 2 осн. этапа: ч. и р. познание. Их роль и знач-е в пр-се познания определялись в зав-сти от позиции фил-ва. Рац-сты (Декарт, Спиноза, Кант, Гегель) склонны припис. решающ. знач-е рац. позн. Сторонники эмпиризма (Гоббс, Локк) признавали чувств. восприятие главным. В ф. Нов. вр. под рац-стью понималась универс. всеобщ. и необх. логич. система, совок. правил, определяющих способность чел. ума постигать мир и создавать ист. знания. Дек., спин. - врожд. способность. Но эмоции могут заствал. ч-ка бессозн. отказаться от разумн. до-в, что прив. к ложному позн.
Чувственное познание
Ч П явл начальным этапом познания.Ощущения может рассм как простейший и исходный элемент чувств познания. Установлено , что с точки зрения “информ способности” на первом месте стоят зрение и осязание, а затем слух, вкус, обоняние. Ощущение явл субъективным, идеальным образом предмета, так как отражает, преломляет воздействие предм через призму чел сознания. Например боль от ожога ( в огне нет боли). Ощущ не просто фиксирует воздействие объектов, сущ независимо от чел, на чел организм.В ощущ. начинает отражаться связь ощущающего субъекта с окруж миром с кот практически взаимодействует субъект. Ощущ т.о. стоит у истоков отражения и фиксирования объективной сист отношений, в кот реально вступает и реально включен чел. Ощущ зависят и от состояния органов чувств и всего организма. Но, несмотря на эту двойную зависимомть ощущ и от объекта и от субъекта, в процессе практич функционирования сознания у чел выработалась способность оценивать и повседневно использовать объект информацию, поставляемую ощущ. Абсолютизирование субъективности в ощущениях ведет к субъект идеализму. Хотя мы при помощи разл органов чувств ощущ пространств форму, цвет, вкус, запах, в то же время действует чувств способность синтезирования ощущений, превращения их в восприятие, обладающее особым свойством: благодаря восприятию предмет дается сознанию именно в своей целостно-предметной форме, т.е. в виде объективной, независимой от сознания целостности. Именно благодаря включению в восприятие отдельное ощущ приобретает качество субъективного образа объект мира.
- 37. Любовь и творчество в жизнедеятельности 39
- 38. Смысл жизни и деятельности человека. 40
- 1) Онтологические проблемы.
- 2) Гносеологические проблемы.
- 3) Проблемы аксиологии.
- 4) Проблемы философской логики.
- Функции
- Предмет
- 2.Структура философского знания (онтология, гносеология, аксиология и логика).
- 3. Философская мысль древней индии и древнего китая.
- 1.Древняя Индия
- Общая часть философии индуизма
- Школы ньяя и вайшешика
- Школы санкхья и иога
- Школы миманса и веданта
- Философия буддизма
- Экзотерическая версия буддизма.
- Философия индийской медицины
- 2.Древний Китай
- Три основные школы:
- Немного о философии китайской медицины
- 4.Милетская школа (фалес, анаксимандр, анаксимен). Гераклит.
- 5.Элейская школа (ксенофан, парменид, зенон). Пифагорейская школа.
- 1. Элейская философия
- 2. Пифагорейцы
- 6. Античные плюралисты (эмпедокл, анаксагор, атомисты).
- 7.Софисты (протагор, горгий и продик) и сократ
- 8.Философия платона.
- 9.Философия аристотеля.
- 10.Эллинистически-римская философия, ее своеобразие (эпикуреизм, стоицизм, неоплатонизм). Стоики и эпикурейцы
- Философия эпикурейцев
- Неоплатонизм
- 11.Философия средневековья: общая характеристика христианской философии.
- 12.Патристика: основные представители (ориген, тертуллиан, августин) и их идеи.
- 13.Схоластика. Фома аквинский. Доказательства бытия бога.
- 14.Философия эпохи возрождения, ее специфика. Философские идеи николая кузанского и джордано бруно.
- 2. Философия Николая Кузанского
- Философия Джордано Бруно
- 15.Философия френсиса бэкона.
- 1. Учение о научной индукции.
- 2. Учение об идолах познания.
- 16.Философия рене декарта.
- Теорема 1. Если есть сомнение, то есть сомневающийся.
- Теорема 2. Если есть я, то есть идеи, наполняющие это я.
- Теорема 3. Если есть идеи, то есть наибольшая среди идей – идея Бога.
- Теорема 4. Если есть Бог, то есть созданный им мир.
- 17.Английский эмпиризм (гоббс, локк, юм).
- 18.Французские энциклопедисты. Философия французского просвещения.
- 19.Теоретическая и практическая философия и.Канта.
- Теоретическая философия канта
- Практическая философия Канта
- 20.Философская система и метод гегеля.
- 21.Иррационализм XIX века (шопенгауэр, ницше, шпенглер).
- 22.Русская философия: славянофилы и западники.
- 1. Западники и славянофилы
- 23.Серебряный век русской философии (в.С.Соловьев)
- 24.Русский космизм (федоров, вернадский, циолковский, чижевский).
- 25.Основные школы и направления западной философии XX века.
- 1. Феноменология
- 2. Экзистенциализм
- 3. Психоанализ
- 4. Парапозитивизм
- Неопозитивизм
- Постпозитивизм
- 5. Постструктурализм и постмодернизм
- 6. Интегральный подход Кеннета Уилбера
- 26.Бытие и его атрибуты: пространство и время.
- 27.Бытие и его атрибуты: материя и сознание.
- 28.Бытие и его атрибуты: движение и развитие.
- 29.Жизнь как специфическая форма бытия.
- 30.Диалектика, её принципы и всеобщие законы.
- 2. Общее понятие законов диалектики.
- 3. Закон единства и борьбы противоположностей.
- Можно также выделить различные виды борьбы:
- 4. Закон перехода количественных изменений в качественные.
- 5. Закон отрицания отрицания.
- 6. Основные принципы диалектики.
- 2. Эволюция
- 3. Органическая эволюция на земле
- 33. Феномен культуры. Теории культуры
- 34. Культура и социум, их соотношение
- 35. Аксиология – философское учение о ценностях.
- 37. Любовь и творчество в жизнедеятельности
- 38. Смысл жизни и деятельности человека.
- 39. Философия истории: формационный и цивилизационный подходы
- Формационный подход к истории
- 40. Проблема прогресса в истории.
- 41. Познание. Соотношение знания и мнения.
- 42. Соотношение знания и веры в познании
- 43. Понимание и его виды: объяснение и интерпретация.
- 44. Истина и ее критерии.
- 45. Рациональное и эмпирическое познание
- 46. Разум, чувства и интуиция в познании
- 47. Структура научного познания.
- 48. Научные революции и смена типов рациональности.
- Причины революций:
- 49. Классическая научная рациональность
- 1. Онтологическая характеристика классической научной рациональности .
- 2. Гносеологическая характеристика классической научной рациональности .
- 3. Аксиологическая характеристика классической научной рациональности .
- 50. Неклассическая научная рациональность
- 1. Онтологическая характеристика неклассической научной рациональности
- 2. Гносеологическая характеристика неклассической научной рациональности
- 3. Аксиологическая характеристика неклассической научной рациональности
- 51. Философия и медицина
- 1. Взаимосвязь философии и медицины в деятельности Пифагора
- 2. Взаимосвязь философии и медицины в философии Востока
- 52. Философско-этические проблемы в медицине.
- 1. Этика жизни или биоэтика
- 53. Основные феноменологические признаки живого.
- 54. Холизм в биологии и медицине.
- 55. Редукционизм в биологии и медицине.
- 56. Основные виды холизма.
- 57. Основные виды редукционизма.
- 58. Основная тенденция развития биомедицинского знания с точки зрения холизма и редукционизма.
- 59. Критерий жизни как необходимый и достаточный признак живого
- 60. Понятие «паттерн» и «организация» в теории аутопоэза.
- 61. Основные признаки аутопоэтических систем. Аутопоэтичность и автономность.
- 62. Понимание структуры и функций нервной, иммунной и эндокринных систем в теории аутопоэза.
- 64. Кобинативно-комплементарные системы и матричное копирование как модель живой системы на околомолекулярном уровне.
- 66. Понятие клинического мышления.
- 1. Донаучный период
- 2. Период «терапевтического нигилизма»
- 3. Количественный период развития клинического мышления. Феномен доказательной медицины.
- 67. Донаучный период развития медицинского знания.
- 68. Этап «терапевтического нигилизма»
- 69. Количественный период развития клинического мышления. Феномен доказательной медицины.
- 70. Основные принципы клинического мышления, согласно х. Вульфу.
- 71. Категория «мера жизни» и ее роль в философии медицины.
- 72. Понятия «объем выживания» и «функция благополучия (оптимальности)» как возможные способы выражения меры жизни.
- 73. Основные понятия медицины (здоровье, болезнь, саногенез, патогенез) и их связь с методологией критериев оптимальности.
- 74. Идея интегральной медицины и ее соотношение с частными медицинами.
- 75. История философии биомедицины: спор реалистов и номиналистов о понятии болезни