2. Учение об идолах познания.
Кроме использования верного метода познания, необходимо, полагал Бэкон, очистить наше сознания от разного рода типичных заблуждений, которые мешают познанию истины и были названы английским философом «идолами познания». Если среду сознания сравнивать с зеркалом, то идолы познания походят на разного рода загрязнения и искривления зеркальной поверхности, что приводит к «кривому зеркалу» нашего сознания, не способному адекватно отразить реальность. Необходимо по возможности очистить зеркало нашего сознания от разного рода искажений, и для этого важно представлять основные виды последних.
Бэкон выделяет четыре основных вида идолов познания. Мы перечислим и вкратце охарактеризуем их, двигаясь от более простых к более сложным.
1) Идол пещеры. Этот вид заблуждений связан с индивидуальными особенностями человеческого разума, подобно тому, например, как в темной пещере человек может принять камень за голову человека из-за слабости своего органа зрения, плохо видящего в темноте. Этот вид заблуждений самый легкий и преодолевается он сопоставлением разных точек зрения, подобно тому как в суде опрашивают несколько свидетелей, чтобы сделать картину произошедшего более объективной.
2) Идол театра. Это вид заблуждения, связанный с излишним доверием к авторитету, когда, например, известный актер начинает заниматься политикой, и мы верим ему (в том числе потому, что он мог играть мудрых политиков), хотя как политик он может быть достаточно слабым. Такое заблуждение преодолевается критической настройкой ума, к которой человек должен систематически приучать себя. Нельзя быть слишком доверчивым, просто принимая на веру то или иное утверждение, особенно когда оно подкреплено некоторым авторитетом. Всегда необходима здоровая порция критичности и скепсиса, требующая более основательной проверки и обоснования той или иной информации.
3) Идол площади. Этот вид заблуждения более сложный, связанный с природой человеческого языка, которым человек почти всегда вынужден пользоваться, но который не всегда является совершенным инструментом выражения реальности, обладая моментом собственной формы, за которой может не стоять какая-то подлинная реальность. Подобно тому как на площади могут рождаться слухи, за которыми на самом деле мало правды, так и язык может порождать свои собственные языковые мифы, которые могут приниматься человеком за что-то реальное. Например, название одного объекта в одном языке может выражаться словом мужского рода, в другом языке – словом женского или среднего рода. Отсюда ясно, что такой языковой род вряд ли выражает что-то существенное в природе объекта, но человек невольно находится под властью родового определения объекта в своем языке, что может приводить к определенным выводам, не соответствующим реальности. Привыкая постоянно пользоваться языком, человек всегда живет в мире своего языка, и отстраниться от этого языкового мира уже достаточно сложно. В какой-то мере, полагает Бэкон, могут помочь в преодолении этого заблуждения методы познания, в которых роль языка ослаблена, в первую очередь эмпирическое познание на основе внешних органов чувств – зрения, слуха и т.д.
4) Идол рода. Это самый труднопреодолимый вид заблуждения, причины которого коренятся в родовой природе человеческого существа как определенного типа бытия в мире, у которого есть свои границы, и чтобы выйти за них, необходимо в определенной мере перестать быть только человеческим существом. Если прежние виды заблуждений можно сравнить с внешним «загрязнением» поверхности «зеркала» нашего сознания, которую более или менее сложно, но можно пытаться «смыть» с поверхности, то идол рода – это уже скорее искривление самой поверхности «зеркала», для исправления которой пришлось бы «шлифовать» зеркальную поверхность, но и после этого нет полных гарантий, что нам удастся справиться с проблемой. Самым ярким выражением идола рода Бэкон считает антропоморфизм, т.е. систематический перенос человеком свойств своей родовой организации на внешний мир. Среди всех видов антропоморфизма Бэкон наиболее не соответствующей природе научного познания считал идею целевых причин, т.е. приписывание природным процессам своих целей, к которым они якобы стремятся (например, в философии Аристотеля камень падает вниз, поскольку стремится как к своей цели к своему «естественному месту»). Именно начиная с Бэкона, в науке все более стали критиковать идею целевых причин, в том числе в биологии и медицине, полагая, что все процессы в природе необходимо возводить только к материальным и действующим причинам.
Очистив по возможности свое сознание от разного рода идолов и систематически используя метод научной индукции, мы только в этом случае сможем начать движение по пути построения подлинно научного знания в любой области исследования, в том числе в философии. Таков ответ на вопрос о природе научного познания основоположника новоевропейского эмпиризма, английского философа Френсиса Бэкона.
- 37. Любовь и творчество в жизнедеятельности 39
- 38. Смысл жизни и деятельности человека. 40
- 1) Онтологические проблемы.
- 2) Гносеологические проблемы.
- 3) Проблемы аксиологии.
- 4) Проблемы философской логики.
- Функции
- Предмет
- 2.Структура философского знания (онтология, гносеология, аксиология и логика).
- 3. Философская мысль древней индии и древнего китая.
- 1.Древняя Индия
- Общая часть философии индуизма
- Школы ньяя и вайшешика
- Школы санкхья и иога
- Школы миманса и веданта
- Философия буддизма
- Экзотерическая версия буддизма.
- Философия индийской медицины
- 2.Древний Китай
- Три основные школы:
- Немного о философии китайской медицины
- 4.Милетская школа (фалес, анаксимандр, анаксимен). Гераклит.
- 5.Элейская школа (ксенофан, парменид, зенон). Пифагорейская школа.
- 1. Элейская философия
- 2. Пифагорейцы
- 6. Античные плюралисты (эмпедокл, анаксагор, атомисты).
- 7.Софисты (протагор, горгий и продик) и сократ
- 8.Философия платона.
- 9.Философия аристотеля.
- 10.Эллинистически-римская философия, ее своеобразие (эпикуреизм, стоицизм, неоплатонизм). Стоики и эпикурейцы
- Философия эпикурейцев
- Неоплатонизм
- 11.Философия средневековья: общая характеристика христианской философии.
- 12.Патристика: основные представители (ориген, тертуллиан, августин) и их идеи.
- 13.Схоластика. Фома аквинский. Доказательства бытия бога.
- 14.Философия эпохи возрождения, ее специфика. Философские идеи николая кузанского и джордано бруно.
- 2. Философия Николая Кузанского
- Философия Джордано Бруно
- 15.Философия френсиса бэкона.
- 1. Учение о научной индукции.
- 2. Учение об идолах познания.
- 16.Философия рене декарта.
- Теорема 1. Если есть сомнение, то есть сомневающийся.
- Теорема 2. Если есть я, то есть идеи, наполняющие это я.
- Теорема 3. Если есть идеи, то есть наибольшая среди идей – идея Бога.
- Теорема 4. Если есть Бог, то есть созданный им мир.
- 17.Английский эмпиризм (гоббс, локк, юм).
- 18.Французские энциклопедисты. Философия французского просвещения.
- 19.Теоретическая и практическая философия и.Канта.
- Теоретическая философия канта
- Практическая философия Канта
- 20.Философская система и метод гегеля.
- 21.Иррационализм XIX века (шопенгауэр, ницше, шпенглер).
- 22.Русская философия: славянофилы и западники.
- 1. Западники и славянофилы
- 23.Серебряный век русской философии (в.С.Соловьев)
- 24.Русский космизм (федоров, вернадский, циолковский, чижевский).
- 25.Основные школы и направления западной философии XX века.
- 1. Феноменология
- 2. Экзистенциализм
- 3. Психоанализ
- 4. Парапозитивизм
- Неопозитивизм
- Постпозитивизм
- 5. Постструктурализм и постмодернизм
- 6. Интегральный подход Кеннета Уилбера
- 26.Бытие и его атрибуты: пространство и время.
- 27.Бытие и его атрибуты: материя и сознание.
- 28.Бытие и его атрибуты: движение и развитие.
- 29.Жизнь как специфическая форма бытия.
- 30.Диалектика, её принципы и всеобщие законы.
- 2. Общее понятие законов диалектики.
- 3. Закон единства и борьбы противоположностей.
- Можно также выделить различные виды борьбы:
- 4. Закон перехода количественных изменений в качественные.
- 5. Закон отрицания отрицания.
- 6. Основные принципы диалектики.
- 2. Эволюция
- 3. Органическая эволюция на земле
- 33. Феномен культуры. Теории культуры
- 34. Культура и социум, их соотношение
- 35. Аксиология – философское учение о ценностях.
- 37. Любовь и творчество в жизнедеятельности
- 38. Смысл жизни и деятельности человека.
- 39. Философия истории: формационный и цивилизационный подходы
- Формационный подход к истории
- 40. Проблема прогресса в истории.
- 41. Познание. Соотношение знания и мнения.
- 42. Соотношение знания и веры в познании
- 43. Понимание и его виды: объяснение и интерпретация.
- 44. Истина и ее критерии.
- 45. Рациональное и эмпирическое познание
- 46. Разум, чувства и интуиция в познании
- 47. Структура научного познания.
- 48. Научные революции и смена типов рациональности.
- Причины революций:
- 49. Классическая научная рациональность
- 1. Онтологическая характеристика классической научной рациональности .
- 2. Гносеологическая характеристика классической научной рациональности .
- 3. Аксиологическая характеристика классической научной рациональности .
- 50. Неклассическая научная рациональность
- 1. Онтологическая характеристика неклассической научной рациональности
- 2. Гносеологическая характеристика неклассической научной рациональности
- 3. Аксиологическая характеристика неклассической научной рациональности
- 51. Философия и медицина
- 1. Взаимосвязь философии и медицины в деятельности Пифагора
- 2. Взаимосвязь философии и медицины в философии Востока
- 52. Философско-этические проблемы в медицине.
- 1. Этика жизни или биоэтика
- 53. Основные феноменологические признаки живого.
- 54. Холизм в биологии и медицине.
- 55. Редукционизм в биологии и медицине.
- 56. Основные виды холизма.
- 57. Основные виды редукционизма.
- 58. Основная тенденция развития биомедицинского знания с точки зрения холизма и редукционизма.
- 59. Критерий жизни как необходимый и достаточный признак живого
- 60. Понятие «паттерн» и «организация» в теории аутопоэза.
- 61. Основные признаки аутопоэтических систем. Аутопоэтичность и автономность.
- 62. Понимание структуры и функций нервной, иммунной и эндокринных систем в теории аутопоэза.
- 64. Кобинативно-комплементарные системы и матричное копирование как модель живой системы на околомолекулярном уровне.
- 66. Понятие клинического мышления.
- 1. Донаучный период
- 2. Период «терапевтического нигилизма»
- 3. Количественный период развития клинического мышления. Феномен доказательной медицины.
- 67. Донаучный период развития медицинского знания.
- 68. Этап «терапевтического нигилизма»
- 69. Количественный период развития клинического мышления. Феномен доказательной медицины.
- 70. Основные принципы клинического мышления, согласно х. Вульфу.
- 71. Категория «мера жизни» и ее роль в философии медицины.
- 72. Понятия «объем выживания» и «функция благополучия (оптимальности)» как возможные способы выражения меры жизни.
- 73. Основные понятия медицины (здоровье, болезнь, саногенез, патогенез) и их связь с методологией критериев оптимальности.
- 74. Идея интегральной медицины и ее соотношение с частными медицинами.
- 75. История философии биомедицины: спор реалистов и номиналистов о понятии болезни