1. Онтологическая характеристика классической научной рациональности .
Мир, согласно классической картине мира, - это в первую очередь бесконечное во все стороны пространство. У него три измерения, это пространство одинаково во всех своих точках и направлениях. Что бы ни наполняло такое пространство, оно от этого никак не изменится. Поэтому такое пространство называют абсолютным . В абсолютном пространстве течет время. Время одинаково для всех, не замедляется и не ускоряется, всегда течет равномерно и ни от чего не зависит, не имеет ни начала, ни конца. Такое время также называют абсолютным временем. Время отделено от Пространства и представляет из себя самостоятельную сущность. В абсолютных пространстве и времени существует материя, она организована в виде различных тел. Среди всех этих тел есть мельчайшие тела, которые уже нельзя разделить на более мелкие тела, - это атомы. Все другие тела состоят из атомов, т.е. представляют из себя просто скопления атомов, рано или поздно рассеивающиеся в пространстве. Между телами действуют силы притяжения и отталкивания, которые не позволяют атомам слишком удаляться друг от друга и в то же время полностью «слипаться» друг с другом. Движения атомов и тел подчиняются строгим законам, эти законы управляют всеми природными процессами. Материя сама по себе инертна и пассивна, - чтобы заставить ее изменяться, необходимо применить к ней некоторую внешнюю силу. Любое изменение в мире обязательно имеет свою причину, т.е. протекает с необходимостью, согласно некоторому закону. Случайность происходит только от незнания, за всякой случайностью скрывается непознанная закономерность. В конце концов в таком мире нет ничего, кроме атомов, закономерно двигающихся в пустом бесконечном пространстве. Все известные нам качества, например, цвет, запах, формы предметов, не говоря уже о наших чувствах, мыслях, - все это иллюзия, на самом деле всего этого нет, есть только атомы и пустота. Нет никакого Бога, есть только один материальный мир. Жизнь и человек возникают в этом мире случайно – как системы сложных скоплений атомов. Все действия, которые совершает человек, - это в конце концов более замаскированное выражение все тех же физических законов. Сознание человека, его чувства и мысли – это ничто иное как электрические импульсы в его нервной системе. У природных процессов нет цели, они просто подчиняются некоторым неизменным причинным законам, определяющих настоящее из прошлого. То же верно и для человека, и для общества, ведь человек и общество – это некоторые частные случаи природных объектов.
- 37. Любовь и творчество в жизнедеятельности 39
- 38. Смысл жизни и деятельности человека. 40
- 1) Онтологические проблемы.
- 2) Гносеологические проблемы.
- 3) Проблемы аксиологии.
- 4) Проблемы философской логики.
- Функции
- Предмет
- 2.Структура философского знания (онтология, гносеология, аксиология и логика).
- 3. Философская мысль древней индии и древнего китая.
- 1.Древняя Индия
- Общая часть философии индуизма
- Школы ньяя и вайшешика
- Школы санкхья и иога
- Школы миманса и веданта
- Философия буддизма
- Экзотерическая версия буддизма.
- Философия индийской медицины
- 2.Древний Китай
- Три основные школы:
- Немного о философии китайской медицины
- 4.Милетская школа (фалес, анаксимандр, анаксимен). Гераклит.
- 5.Элейская школа (ксенофан, парменид, зенон). Пифагорейская школа.
- 1. Элейская философия
- 2. Пифагорейцы
- 6. Античные плюралисты (эмпедокл, анаксагор, атомисты).
- 7.Софисты (протагор, горгий и продик) и сократ
- 8.Философия платона.
- 9.Философия аристотеля.
- 10.Эллинистически-римская философия, ее своеобразие (эпикуреизм, стоицизм, неоплатонизм). Стоики и эпикурейцы
- Философия эпикурейцев
- Неоплатонизм
- 11.Философия средневековья: общая характеристика христианской философии.
- 12.Патристика: основные представители (ориген, тертуллиан, августин) и их идеи.
- 13.Схоластика. Фома аквинский. Доказательства бытия бога.
- 14.Философия эпохи возрождения, ее специфика. Философские идеи николая кузанского и джордано бруно.
- 2. Философия Николая Кузанского
- Философия Джордано Бруно
- 15.Философия френсиса бэкона.
- 1. Учение о научной индукции.
- 2. Учение об идолах познания.
- 16.Философия рене декарта.
- Теорема 1. Если есть сомнение, то есть сомневающийся.
- Теорема 2. Если есть я, то есть идеи, наполняющие это я.
- Теорема 3. Если есть идеи, то есть наибольшая среди идей – идея Бога.
- Теорема 4. Если есть Бог, то есть созданный им мир.
- 17.Английский эмпиризм (гоббс, локк, юм).
- 18.Французские энциклопедисты. Философия французского просвещения.
- 19.Теоретическая и практическая философия и.Канта.
- Теоретическая философия канта
- Практическая философия Канта
- 20.Философская система и метод гегеля.
- 21.Иррационализм XIX века (шопенгауэр, ницше, шпенглер).
- 22.Русская философия: славянофилы и западники.
- 1. Западники и славянофилы
- 23.Серебряный век русской философии (в.С.Соловьев)
- 24.Русский космизм (федоров, вернадский, циолковский, чижевский).
- 25.Основные школы и направления западной философии XX века.
- 1. Феноменология
- 2. Экзистенциализм
- 3. Психоанализ
- 4. Парапозитивизм
- Неопозитивизм
- Постпозитивизм
- 5. Постструктурализм и постмодернизм
- 6. Интегральный подход Кеннета Уилбера
- 26.Бытие и его атрибуты: пространство и время.
- 27.Бытие и его атрибуты: материя и сознание.
- 28.Бытие и его атрибуты: движение и развитие.
- 29.Жизнь как специфическая форма бытия.
- 30.Диалектика, её принципы и всеобщие законы.
- 2. Общее понятие законов диалектики.
- 3. Закон единства и борьбы противоположностей.
- Можно также выделить различные виды борьбы:
- 4. Закон перехода количественных изменений в качественные.
- 5. Закон отрицания отрицания.
- 6. Основные принципы диалектики.
- 2. Эволюция
- 3. Органическая эволюция на земле
- 33. Феномен культуры. Теории культуры
- 34. Культура и социум, их соотношение
- 35. Аксиология – философское учение о ценностях.
- 37. Любовь и творчество в жизнедеятельности
- 38. Смысл жизни и деятельности человека.
- 39. Философия истории: формационный и цивилизационный подходы
- Формационный подход к истории
- 40. Проблема прогресса в истории.
- 41. Познание. Соотношение знания и мнения.
- 42. Соотношение знания и веры в познании
- 43. Понимание и его виды: объяснение и интерпретация.
- 44. Истина и ее критерии.
- 45. Рациональное и эмпирическое познание
- 46. Разум, чувства и интуиция в познании
- 47. Структура научного познания.
- 48. Научные революции и смена типов рациональности.
- Причины революций:
- 49. Классическая научная рациональность
- 1. Онтологическая характеристика классической научной рациональности .
- 2. Гносеологическая характеристика классической научной рациональности .
- 3. Аксиологическая характеристика классической научной рациональности .
- 50. Неклассическая научная рациональность
- 1. Онтологическая характеристика неклассической научной рациональности
- 2. Гносеологическая характеристика неклассической научной рациональности
- 3. Аксиологическая характеристика неклассической научной рациональности
- 51. Философия и медицина
- 1. Взаимосвязь философии и медицины в деятельности Пифагора
- 2. Взаимосвязь философии и медицины в философии Востока
- 52. Философско-этические проблемы в медицине.
- 1. Этика жизни или биоэтика
- 53. Основные феноменологические признаки живого.
- 54. Холизм в биологии и медицине.
- 55. Редукционизм в биологии и медицине.
- 56. Основные виды холизма.
- 57. Основные виды редукционизма.
- 58. Основная тенденция развития биомедицинского знания с точки зрения холизма и редукционизма.
- 59. Критерий жизни как необходимый и достаточный признак живого
- 60. Понятие «паттерн» и «организация» в теории аутопоэза.
- 61. Основные признаки аутопоэтических систем. Аутопоэтичность и автономность.
- 62. Понимание структуры и функций нервной, иммунной и эндокринных систем в теории аутопоэза.
- 64. Кобинативно-комплементарные системы и матричное копирование как модель живой системы на околомолекулярном уровне.
- 66. Понятие клинического мышления.
- 1. Донаучный период
- 2. Период «терапевтического нигилизма»
- 3. Количественный период развития клинического мышления. Феномен доказательной медицины.
- 67. Донаучный период развития медицинского знания.
- 68. Этап «терапевтического нигилизма»
- 69. Количественный период развития клинического мышления. Феномен доказательной медицины.
- 70. Основные принципы клинического мышления, согласно х. Вульфу.
- 71. Категория «мера жизни» и ее роль в философии медицины.
- 72. Понятия «объем выживания» и «функция благополучия (оптимальности)» как возможные способы выражения меры жизни.
- 73. Основные понятия медицины (здоровье, болезнь, саногенез, патогенез) и их связь с методологией критериев оптимальности.
- 74. Идея интегральной медицины и ее соотношение с частными медицинами.
- 75. История философии биомедицины: спор реалистов и номиналистов о понятии болезни