logo
815707_E423A_shpory_po_filosofii

35. Аксиология – философское учение о ценностях.

Аксиоло́гия (от греч. αξια — ценность) — теория ценностей, раздел философии. изучает вопросы, связанные с природой ценностей, их месте в реальности и о структуре ценностного мира, т.е о связи различных ценностей между собой, с социальными и культурными факторами и структурой личности.

Впервые вопрос о ценностях был поставлен Сократом, сделавшим его центральным пунктом своей философии и сформулированный им в виде вопроса о том, что есть благо. Благо есть реализованная ценность — полезность. Т.е ценность и польза две стороны одной и той же медали.

В античной и средневековой философии вопрос о ценностях был непосредственно включён в структуру вопроса о бытии: полнота бытия понималась как абсолютная ценность для человека, выражавшая одновременно этические и эстетические идеалы.

аксиология как особый раздел философского знания возникает тогда, когда понятие бытия расщепляется на два элемента: реальность и ценность как возможность практической реализации. Задача аксиологии в таком случае — показать возможности практического разума в общей структуре бытия.

Аксиология (учение об основаниях)- высшим понятием этого раздела философии является понятие"ценность"- основание и эталон сознания. Внутри аксиологии выдел множество более частных направлений ,исследующих отдельные ценности или ценностно-зависимую реальность.

Например:

Философская этика- учение о добре и зле, Философская эстетика-учение о красоте, антропология-учение о человеке.

К аксиологическим проблемам принадлежат проблемы понимания того ,что есть ценность и ценностное бытие, каковы виды ценностей, существуют ли ценности объективно или субъективно(только в сознании того или иного существа), есть ли более важные и менее важные ценности, как организована система ценностей? В аксиологии существует также большое разнообразие более частных направлений, предоставляющих те или иные варианты ответов на поставленные вопросы:

ЦЕННОСТНЫЙ РЕЛЯТИВИЗМ (утверждает относительность всех ценностей, отрицает наличие среди них более или менее важных),

ЦЕННОСТНЫЙ ДОГМАТИЗМ (склонен утверждать некоторые ценности как абсолютные и незыблемые, стоящие над всеми ост видами ценностей). Есть целый ряд направлений аксиологии, предоставляющих свой вариант ответа для решения вопроса о смысле человеческой жизни.

ГЕДОНИЗМ считает, что высшая ценность чел жизни- чувственные удовольствия.

ЭВДЕМОНИЗМ несколько сложнее гедонизма, полагая высшей ценностью счастье человека. В понимание счастья входит уже не только чувствен наслаждение, но и социально-душевное благополучие личности.

ПРАГМАТИЗМ полагает смыслом человеческой жизни пользу и выгоду.

ЭГОИЗМ высшей ценностью утверждает собственное благополучие человека, в отношении к которому все остальные люди выступают как только средства.

АЛЬТРУИЗМ благом человека считает заботу о других людях, жертвенное служение им.

36. ЧЕЛОВЕК КАК ТВОРЕЦ И ТВОРЕНИЕ КУЛЬТУРЫ Человек и культура неразрывно связаны друг с другом. В какой культурной сфере воспитывается индивид, таков и его образ жизни, таковы его установки и цели. Человек - не только центр культуры, но и то единственное и абсолютное "пространство", в рамках которого живет и функционирует культура. Вне человека культура попросту не существует. Человек как носитель культуры понимается в очень широком социальном контексте, во всем богатстве своих общественных отношений, в единстве с созданным им материальным и духовным общественным миром. Культура - это слагаемые человеческой деятельности, благодаря которому происходят развитие, саморазвитие человека как общественного субъекта. Можно сказать, что в своей основе культура - это саморазвитие человека как общественного существа. Культура есть выражение и обнаружение деятельной природы человека. И в этом смысле культура выступает мерой развития самого человека. Каков человек, такова и культура общества, Человек выступает фактически в роли Общественного человека, олицетворяющего собой все Человеческое Общество. История общества превращается в историю человеческой деятельности, в историю культуры. Орудия труда и научные трактаты, парламент и моральные нормы, шедевры живописи и космические станции, - все это создано человеком, все это мир чел. культуры. Функции культуры, которые заключаются в том, чтобы научить жить людей в обществе, оказываются весьма сложно отделить от самой общественной жизни - от науки, производства, политики. Культура общества находится в тесной зависимости от того, что человек как сознательное существо думает о себе, о своих желаниях и целях. Культура оказывается не просто производством полезных для человека и, следовательно, для общества вещей, но и реализацией человеком своего собственного предназначения в мире как он его (это предназначение) понимает.