logo
815707_E423A_shpory_po_filosofii

12.Патристика: основные представители (ориген, тертуллиан, августин) и их идеи.

Патристика – первый период развития христианской философии, занимающий отрезок времени примерно с 2-го по 8-й века нашей эры. учение отцов. Имеются в виду так называемые «отцы церкви» - крупные общественные деятели, мыслители и подвижники периода становления христианства, многие из которых причислены к лику святых. Они внесли огромный вклад в разработку догматики христианства и формирования христианства как Церкви. С точки зрения философской в период патристики происходит согласование античной философии и христианской догматики

1. Ориген (ок. 185 – 254 г. н.э Ориген склонялся к непротиворечивой субординации трех ипостасей Бога, считая ипостась Отца высшей, ипостась Сына – средней, и ипостась Духа Святого – нижней ипостасью Бога. Ориген развивал так называемую теорию апокатастасиса. Согласно ей, Бог совторил все существа равными вначале. В процессе дальнейшего существования сотворенного мира происходит расслоение существ на высших (ангелы), средних (люди) и низших (демоны), но в конце времен все вновь вернется к началу, и возникшее расслоение исчезнет. Ориген принимал теорию переселения душ, пытаясь согласовать с нею идеи христианства. Тела, в которые вселяется душа в череде своих воплощений, служат очищению души и ее совершенствованию. В Священном писании Ориген выделял три смысла: 1) соматический (буквальный смысл исторической хроники), 2) психический (смысл нравственной проповеди), 3) пневматический (тайный духовный смысл, глубоко сокрытый от непосвященных).

2. Тертуллиан (около 160 - после 220 г. н.э.). В истории философии Тертуллиан стал олицетворением борьбы с философами в отстаивании истин христианской веры. Вера в Христа и человеческая мудрость, по мнению Тертуллиана, несовместимы. Истины веры не вмещаются в конечный человеческий разум и предстают перед ним как противоречия, в то время как основной принцип человеческой логики – непротиворечивость. Более того, именно невозможность и абсурдность истин веры для разума – одно из важнейших свидетельств их Божественного происхождения изречение - «Верю, потому что невозможно». Именно потому, что Божественная природа невозможна и непостижима для человека, именно поэтому человек и должен принять ее, не пытаясь снизить своим «пониманием». В отношении к истинам веры человек должен отключить свой разум и принять их с сердечностью и простодушием.

3. Аврелий Августин (Augustinus Sanctus, Августин Блаженный) (354 – 430 гг. н.э.). Августин – один из первых основоположников европейского персонализма, утвердивший идею личности как выражения высшего типа существования. Само бытие в своих основах восходит к Богу, а поскольку Бог – личность, то и само бытие – личностно. Основа личности – дух. К принципам тела и души христианская философия, вслед за неоплатонизмом, добавляет высший принцип духа. Тело + Душа + Дух –новая формула понимания бытия и человека. Дух выражает себя в трех основных формах – воле, мышлении и чувстве. Путь к Богу лежит через смещение центра человеческой жизни в область духовного бытия. Совершенный дух есть любовь. Рождаясь в первый раз в физическом теле, человек может при жизни родиться во второй раз – родиться духовно. Такой духовно рожденный человек и есть личность. В духовном рождении дух проникает все существо человека и проявляет себя в вере как устремленности к Богу всего существа человека. У Августина нет такого противопоставления веры и разума, как у Тертуллиана. Вера в том числе выражает себя и через разумное постижение Бога, «мышление с одобрением» истин Священного писания. Например, можно пытаться развить ряд рациональных доказательств бытия Бога, в основе которых, согласно Августину, лежит усиление степени Бога, в какой он проявляет себя в сотворенном мире, до всей полноты Бога в его собственной природе. Человек свободен и отягощен первородным грехом первых людей (Адама и Евы), которые когда-то отвергли Бога. Мистерия падений и спасений человечества являет себя в человеческой истории, которая имеет необратимое линейное развитие в стремлении к последней цели, в качестве которой выступает преображение государства (Града Земного) в Церковь (Град Небесный). Августин – автор первого в истории европейской культуры автобиографического произведения «Исповедь», в котором он знакомит читателя с историей своей жизни, своих падений и восхождений, мучений и радостей божественных откровений.