logo search
Прокофьев Философия ІІ к

3.2. Связи объективного мира и категории познания.

Слово "категория" употребляется в быту для обозначения группы, разряда (например, мясо первой категории, второй). В конкретных науках категории рассматриваются как особого вида понятия, предельно общие, фундаментальные для данной отрасли знания ( в физике при изучении структуры атома вводятся такие категории как "масса", "энергия", "квант" и пр.) В философии категории понимаются как предельно общие, фундаментальные понятия, отражающие наиболее существенные, закономерные связи и отношения реальной действительности и познания (6, с.251). В предыдущих разделах рассматривались такие категории как материя и сознание, движение и покой, бытие, смысл жизни и пр. Диалектика при изучении всеобщих связей и закономерностей бытия и мышления использует такие категории как противоречие и противоположности, качество и количество, причина и следствие, необходимость и случайность и пр. Категории философии - это не только отражение всеобщих связей бытия и познания, но это формы мышления и ступени познания.

Студенту кажется, что философские категории интересны только для специалиста, но они выступают в качестве форм всякого мышления - философского и обыденного, научного и ненаучного. Люди овладевают некоторыми категориями до 3-5 лет. Как ребенок усваивает знания, которые не может освоить на опыте и не может понять? Познание самого общего дается труднее всего. Для того, чтобы мыслить, нужно быть знакомым со всеобщими свойствами действительности (и отношений). Ребенок начинает говорить, усваивает вместе с простенькими фразами категории, формы мышления. "Кто переставил мои игрушки? Почему?" - через игру усваивается всеобщее положение о том, что все имеет свою причину. Каждая мысль носит категориальную форму. "Жучка - собака": единичное и общее, данная собака включается в вид собак. Нашел на пляже кольцо человек и размышляет: "Золотое или подделка" ( сущность и явление). Люди обычно не осознают категориальность мысли, то, что мысль должна быть облечена в определенную форму. Подлинное изучение категорий - это осознание того, как мы мыслим, как строится и организуется наше мышление.

Впервые категории систематически исследуются Аристотелем на материале мышления и языка. Он обнаружил, что существующие мысли бесконечно многообразны, что каждая из мыслей может быть совершенно не похожа на остальные. Но не сводится ли все многообразие мыслей к небольшому количеству типов и форм? Исследуя многие, непохожие друг на друга объекты, мы как будто ставим небольшое количество вопросов и отвечаем на них. Что нас интересует при изучении любой вещи: где? ( пространство ), когда? ( время ), по какой причине? ( без причины событий не бывает ) и пр. Аристотель выделил 1O категорий, его ученики и комментаторы добавили еще 5. Кант выделил приблизительно столько же.

Наиболее фундаментально и логически целостно философский анализ категорий представлен у Гегеля на идеалистической основе. Последовательный материализм рассматривает категории как результат обобщения опыта исторического развития познания и общественной практики. "Перед человеком сеть явлений природы, - пишет В. Ленин. - Инстинктивный человек, дикарь, не выделяет себя из природы. Сознательный человек выделяет категории, суть ступеньки выделения, т.е. познания мира, узловые пункты в сети, помогающие познавать ее и овладевать ею" (2, с. 85).

Имеются различные классификации категорий. Здесь, в основном, будет использована та, которая представлена в учебнике "Введение в философию". Категории диалектики, как указывалось, являются отражением универсальных связей бытия. Чтобы понять подвижный мир, издавна использовали парные категории, отражающие противоположные стороны явлений. Впоследствии была выработана система категорий, которая дает схему связей бытия.