3.1. Диалектика и метафизика как два подхода к проблеме.
Вы можете прочитать в философской литературе советского периода и в последних работах ряда современных авторов, что диалектика предстает в трех основных ипостасях: как учение о развитии, как теория познания и как учение о мышлении.
Иной подход представлен в учебном пособии "Фiлософiя. Курс лекцiй", (Киiв, 1993р., с. 23-27). В нем говорится о двух существенно различных способах философствования. Первый проявляется в стремлении к мудрости - софийный способ философствования реализует себя в диалектическом методе. Второй (аристотелевский) трактует философию как науку о сущем и потому видит главные задачи в постижении истины - это эпистемный способ философствования и он реализует себя в догматичном (метафизическом) методе.
Напомним, что термин "диалектика" начали употреблять философы Древней Греции для обозначения искусства обнаружения истины путем столкновения противоположных позиций в процессе ученой беседы, диалога, в котором противоположные позиции не перечеркивают, а дополняют, обогащают друг друга. Употреблялся в разных значениях. (5, т.1, с.474-478)
Метафизика (греч.), буквально - "после физики" (при классификации произведений Аристотеля), в истории философии термин употреблялся как синоним философии, как метод интеллектуального созерцания с целью познания сути вещей и в других значениях. (5, т.3, с.4O2-4O8)
Диалектическое мировоззрение (как система взглядов, на которую опираются в понимании мира) требует в объяснении и познании мира исходить из принципов развития, всеобщей связи и противоречивости действительности. Метафизическое мировоззрение ориентируется на рассмотрение мира как неизменного , состоящего из случайного скопления независимых друг от друга вещей и непротиворечивого. Однако принципы метафизического объяснения никто не проводит в наше время последовательно и открыто, метафизический подход связан с упрощенным, односторонним, а потому ошибочным рассмотрением принципов развития и всеобщей связи.
1) И метафизик признает развитие, но под развитием понимает простой рост или уменьшение, движение по кругу или по прямой без возвратов к старому. При этом основой развития объявляется устранение противоречий, а не борьба противоположностей. Для диалектики развитие - это качественное изменение, прерыв постепенности и сложное продвижение вперед с одновременным возвратом якобы к старому, с повторением отдельных моментов, казалось бы, пройденных этапов.
2) Все признают взаимосвязи, но метафизики при этом не признают взаимообусловленности. Для диалектики, с одной стороны, каждая вещь существует только через другую и не может сохраниться, если в окружающей среде произойдут коренные изменения, с другой стороны, вещи относительно независимы от существующих условий. Свойства вещи одновременно определяются и самой вещью, и другими вещами.
3) Метафизики прошлого, а тем более современные, признают существование борьбы противоположностей, ибо невозможно отрицать борьбу добра и зла, нового и старого. Однако метафизик на признает мысль о единстве противоположностей. С позиции диалектики, например, движение и покой существуют только в единстве: сохранность тела (покой) обеспечивается именно его движением, а движение всегда включает в себя элемент покоя как необходимый момент. Мы часто забываем, что без зла не существует и добра, в частности, даже любовь сопровождается слепотой к недостаткам любимого человека, равнодушием к окружающим, ибо, как говорят, нет людей более эгоистичных, чем влюбленные. Метафизик рассматривает противоположности как внешние, поверхностные, могущие существовать друг без друга. Диалектика из всех противоположностей (крайне полярные состояния на шкале измерения) выделяет диалектические противоположности - такие, которые (1) не существуют одна без другой, взаимно предполагают, взаимопроникают и взаимообусловливают друг друга (единство) и, в то же время (2), взаимоисключают, взаимоотталкиваются одна от другой - состояние, которое обозначают метафорой - "борьба". Учитывая нераздельность двух состояний, говорят о "единстве и борьбе противоположностей". Диалектик рассматривает противоречия в самой сущности вещей, рассматривает такие противоречия, которые нельзя разрешить уничтожением одной из противоположностей, обеспечив тем самым расцвет другой.
Современная диалектика рассматривает метафизику и как исторически преодоленное мировоззрение ХVII-XVIII вв., и как одностороннее отражение действительности. В метафизике отражаются устойчивость, целостность, самостоятельность вещей и процессов. Для теории и практики важно не только то, что вещи постоянно изменяются, но и то, что в течение определенного промежутка времени они остаются неизменными. В большинстве случаев люди всячески поддерживают равновесие, обеспечивающее сохранность вещи или процесса (борются с ржавением металла, распадом семейных отношений и т.п.).
Диалектика и метафизика не только два противоположных мировоззрения, два противоположных понимания развития и всеобщей связи, но и два противоположных метода познания. Метод - совокупность приемов, обеспечивающих познание. Познавать - это значит отражать, создать в своей голове картину, идеальную копию объективного мира, ибо вещи отражаются в наших головах в форме понятий. Очевидно, что отношения понятий в нашем сознании должны соответствовать связи вещей в мире. Связь понятий - субъективная диалектика - должна соответствовать связи вещей - объективная диалектика. Применение тех или иных законов объективного мира в процессе познания во многом зависит от понимания этих законов: человек будет на позициях метафизики, если он не учитывает развития, либо признает развитие, но не применяет принцип развития к процессу познания.
Метафизическое мировоззрение в своих крайних проявлениях рассматривает мир в его неизменности, как случайное скопление независимых друг от друга вещей, как непротиворечивый и гармоничный по своей сути. Соответственно, метафизический метод ориентирует на изучение состояния вещей, а не их переходов из одного состояния в другое, на изучение не связей и отношений вещей, а каждой вещи в отдельности, на устранение противоречий в качестве условия познания вещи в ее нормальном состоянии.
Диалектическое мировоззрение исходит из признания развития, всеобщей связи, противоречивости действительности. Соответственно, в центре внимания оказывается развитие вещи (если мы даже полностью опишем состояние вещи в данный момент времени, мы не поймем, из чего она возникла и во что превращается); связи и отношения рассматриваются как важнейший объект изучения; вещи рассматриваются как единство противоположностей, ибо не поняв возникновения и развития противоречий, нельзя понять вещь как процесс.
Диалектический метод дает истинное знание, а метафизический - ошибочное, но метафизический метод - необходимый этап познания. Метафизика по отношению к диалектике выступает как отдельный кадр по отношению к фильму в целом, а вся беда в абсолютизации одной ступени, одного звена.
Рассмотрим диалектический метод как включающий в себя метафизический в качестве одного подчиненного момента. Первый этап познания по необходимости метафизический: изучается объект, взятый изолированно, в какой-то момент времени, и этим создается основа для второго этапа. Второй этап: изучается происхождение объекта, его связи, т.е. выявляется его роль и место в более общей системе. Третий этап: зная историю предмета, его взаимодействия, по-новому изучается его теперешнее состояние3. Если на первом этапе важным кажется то, что бросается в глаза, то на третьем этапе есть предпосылки для того, чтобы распознать главное, но внешне мало заметное, противопоставив его бурно развивающемуся, но несущественному. Именно с изложенных выше позиций можно решать задачу более или менее научного постижения той ситуации, в которой оказалось наше общество.
Для того, чтобы быть диалектиком, необходимо выполнять два взаимосвязанных условия: а) в процессе познания не уклоняться от строжайшего соблюдения требований диалектики; б) всегда учитывать свою ограниченность, то есть неполноту, неокончательность, относительность своих знаний. Сознательная диалектика предполагает также анализ природы самих понятий, то есть философских категорий.
- Приднепровская государственная академия строительства и архитектуры
- Философия Учебно-методическое пособие для студентов 2 курса всех специальностей
- Авторский коллектив:
- Рецензент :
- Предисловие
- Раздел 1. Философия и ее роль в жизни человека и общества.
- 1.1. Понятие философии.
- 1.2. Понятие мировоззрения
- 1.3. Проблемы мировоззрения и "основной вопрос философии".
- 1.4. Роль философии в жизни общества и человека.
- Раздел 2. Бытие мира. Основные формы бытия. Материя.
- 2.1. Бытие мира, основные формы бытия.
- 2.2. Проблема субстанции. Формирование понятия "Материя".
- 2.3. Движение - способ существования материи. Уровни и формы движения.
- 2.4. Пространство и время - формы движения материи.
- Раздел 3. Проблема взаимосвязи и развития мира.
- 3.1. Диалектика и метафизика как два подхода к проблеме.
- 3.2. Связи объективного мира и категории познания.
- 3.3. Структурные связи.
- 3.4. Связи детерминации
- 3.5. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений.
- 3.6. Закон единства и борьбы противоположностей.
- 3.7. Закон отрицания отрицания.
- Раздел 4. Бытие природы.
- 4.1.Понятие природы и эволюция её понимания.
- 4.2. Взаимодействие общества и природы. Экологическая проблема.
- Раздел 5. Бытие общества.
- 5.1. Теоретические модели общества в истории философии.
- 5.2. Общество как подсистема объективной реальности и система субъективной реальности.
- 5.3. Проблема исторической необходимости и сознательной деятельности людей.
- Раздел 6. Бытие человека.
- 6.1. Проблема сущности человека.
- 6.2. Антропосоциогенез и его комплексный характер.
- 6.3. Соотношение биологического и социального в человеке.
- 6.4. Проблема смерти, бессмертия и смысла жизни человека.
- Раздел 7. Бытие духа: дух, духовность, сознание.
- 7.1. Дух, духовность, душа.
- 7.2. Генетические предпосылки сознания.
- 7.3. Возникновение сознания. Общественная природа сознания
- Раздел 8. Бытие духа: постижение мира.
- 8.1. Познание как философская проблема, диалектика процесса познания.
- 8.2. Проблема истины.
- 8.3. Научное познание и его специфика.
- 8.4. Многообразие форм постижения мира.
- Раздел 9. Общество как саморазвивающаяся система: структура общественного производства.
- 9.1. Общество как система. Понятие и структура общественного производства.
- 9.2. Способ производства материальных условий жизни людей.
- 9.3. Политическая система общества.
- 9.4. Духовная сфера общественной жизни.
- Раздел 1o. Обшество как развивающаяся система: проблема истории в ее динамике.
- 1O.1. Единство и многообразие мировой истории.
- 10.2. Культурологический, цивилизационный и формационный подходы к исследованию социальных процессов.
- 10.3. Революционный и эволюционный способы развития общества.
- 10.4 Сущность общественного прогресса и его критерии.
- Раздел 11. Общество: источники, движущие силы и субъекты исторического процесса.
- 11.1 Источники и движущие силы социального развития.
- 11.2. Субъекты исторического процесса. Типология социальных групп.
- 11.3. Основные общности людей: классы, нации, семья.
- 11.4. Роль народных масс и личности в истории.
- Раздел 12. Бытие индивида.
- 12.1. Индивид и мир.
- 12.2. Индивид и социум.