3.2. Связи объективного мира и категории познания.
Слово "категория" употребляется в быту для обозначения группы, разряда (например, мясо первой категории, второй). В конкретных науках категории рассматриваются как особого вида понятия, предельно общие, фундаментальные для данной отрасли знания ( в физике при изучении структуры атома вводятся такие категории как "масса", "энергия", "квант" и пр.) В философии категории понимаются как предельно общие, фундаментальные понятия, отражающие наиболее существенные, закономерные связи и отношения реальной действительности и познания (6, с.251). В предыдущих разделах рассматривались такие категории как материя и сознание, движение и покой, бытие, смысл жизни и пр. Диалектика при изучении всеобщих связей и закономерностей бытия и мышления использует такие категории как противоречие и противоположности, качество и количество, причина и следствие, необходимость и случайность и пр. Категории философии - это не только отражение всеобщих связей бытия и познания, но это формы мышления и ступени познания.
Студенту кажется, что философские категории интересны только для специалиста, но они выступают в качестве форм всякого мышления - философского и обыденного, научного и ненаучного. Люди овладевают некоторыми категориями до 3-5 лет. Как ребенок усваивает знания, которые не может освоить на опыте и не может понять? Познание самого общего дается труднее всего. Для того, чтобы мыслить, нужно быть знакомым со всеобщими свойствами действительности (и отношений). Ребенок начинает говорить, усваивает вместе с простенькими фразами категории, формы мышления. "Кто переставил мои игрушки? Почему?" - через игру усваивается всеобщее положение о том, что все имеет свою причину. Каждая мысль носит категориальную форму. "Жучка - собака": единичное и общее, данная собака включается в вид собак. Нашел на пляже кольцо человек и размышляет: "Золотое или подделка" ( сущность и явление). Люди обычно не осознают категориальность мысли, то, что мысль должна быть облечена в определенную форму. Подлинное изучение категорий - это осознание того, как мы мыслим, как строится и организуется наше мышление.
Впервые категории систематически исследуются Аристотелем на материале мышления и языка. Он обнаружил, что существующие мысли бесконечно многообразны, что каждая из мыслей может быть совершенно не похожа на остальные. Но не сводится ли все многообразие мыслей к небольшому количеству типов и форм? Исследуя многие, непохожие друг на друга объекты, мы как будто ставим небольшое количество вопросов и отвечаем на них. Что нас интересует при изучении любой вещи: где? ( пространство ), когда? ( время ), по какой причине? ( без причины событий не бывает ) и пр. Аристотель выделил 1O категорий, его ученики и комментаторы добавили еще 5. Кант выделил приблизительно столько же.
Наиболее фундаментально и логически целостно философский анализ категорий представлен у Гегеля на идеалистической основе. Последовательный материализм рассматривает категории как результат обобщения опыта исторического развития познания и общественной практики. "Перед человеком сеть явлений природы, - пишет В. Ленин. - Инстинктивный человек, дикарь, не выделяет себя из природы. Сознательный человек выделяет категории, суть ступеньки выделения, т.е. познания мира, узловые пункты в сети, помогающие познавать ее и овладевать ею" (2, с. 85).
Имеются различные классификации категорий. Здесь, в основном, будет использована та, которая представлена в учебнике "Введение в философию". Категории диалектики, как указывалось, являются отражением универсальных связей бытия. Чтобы понять подвижный мир, издавна использовали парные категории, отражающие противоположные стороны явлений. Впоследствии была выработана система категорий, которая дает схему связей бытия.
- Приднепровская государственная академия строительства и архитектуры
- Философия Учебно-методическое пособие для студентов 2 курса всех специальностей
- Авторский коллектив:
- Рецензент :
- Предисловие
- Раздел 1. Философия и ее роль в жизни человека и общества.
- 1.1. Понятие философии.
- 1.2. Понятие мировоззрения
- 1.3. Проблемы мировоззрения и "основной вопрос философии".
- 1.4. Роль философии в жизни общества и человека.
- Раздел 2. Бытие мира. Основные формы бытия. Материя.
- 2.1. Бытие мира, основные формы бытия.
- 2.2. Проблема субстанции. Формирование понятия "Материя".
- 2.3. Движение - способ существования материи. Уровни и формы движения.
- 2.4. Пространство и время - формы движения материи.
- Раздел 3. Проблема взаимосвязи и развития мира.
- 3.1. Диалектика и метафизика как два подхода к проблеме.
- 3.2. Связи объективного мира и категории познания.
- 3.3. Структурные связи.
- 3.4. Связи детерминации
- 3.5. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений.
- 3.6. Закон единства и борьбы противоположностей.
- 3.7. Закон отрицания отрицания.
- Раздел 4. Бытие природы.
- 4.1.Понятие природы и эволюция её понимания.
- 4.2. Взаимодействие общества и природы. Экологическая проблема.
- Раздел 5. Бытие общества.
- 5.1. Теоретические модели общества в истории философии.
- 5.2. Общество как подсистема объективной реальности и система субъективной реальности.
- 5.3. Проблема исторической необходимости и сознательной деятельности людей.
- Раздел 6. Бытие человека.
- 6.1. Проблема сущности человека.
- 6.2. Антропосоциогенез и его комплексный характер.
- 6.3. Соотношение биологического и социального в человеке.
- 6.4. Проблема смерти, бессмертия и смысла жизни человека.
- Раздел 7. Бытие духа: дух, духовность, сознание.
- 7.1. Дух, духовность, душа.
- 7.2. Генетические предпосылки сознания.
- 7.3. Возникновение сознания. Общественная природа сознания
- Раздел 8. Бытие духа: постижение мира.
- 8.1. Познание как философская проблема, диалектика процесса познания.
- 8.2. Проблема истины.
- 8.3. Научное познание и его специфика.
- 8.4. Многообразие форм постижения мира.
- Раздел 9. Общество как саморазвивающаяся система: структура общественного производства.
- 9.1. Общество как система. Понятие и структура общественного производства.
- 9.2. Способ производства материальных условий жизни людей.
- 9.3. Политическая система общества.
- 9.4. Духовная сфера общественной жизни.
- Раздел 1o. Обшество как развивающаяся система: проблема истории в ее динамике.
- 1O.1. Единство и многообразие мировой истории.
- 10.2. Культурологический, цивилизационный и формационный подходы к исследованию социальных процессов.
- 10.3. Революционный и эволюционный способы развития общества.
- 10.4 Сущность общественного прогресса и его критерии.
- Раздел 11. Общество: источники, движущие силы и субъекты исторического процесса.
- 11.1 Источники и движущие силы социального развития.
- 11.2. Субъекты исторического процесса. Типология социальных групп.
- 11.3. Основные общности людей: классы, нации, семья.
- 11.4. Роль народных масс и личности в истории.
- Раздел 12. Бытие индивида.
- 12.1. Индивид и мир.
- 12.2. Индивид и социум.