5.2. Общество как подсистема объективной реальности и система субъективной реальности.
Преодолевая ограниченность и недостатки натурализма и идеализма, диалектико-материалистическая концепция увидела в обществе материальное образование, но весьма специфическое: с одной стороны, сходное с "природной" материей, с другой, - качественно отличное от неё; с одной стороны - "пронизанное" духом, с другой, - существующее не только вне и независимо от сознания, но и детерминирующее его в конечном счёте.
Современный материализм трактует общество как обособившееся от природы специфическое материальное образование, представляющее собой исторически изменяющиеся формы деятельности и общественных отношений людей, обусловленные материальными условиями жизни. Такое понимание общества позволяет рассмотреть его, с одной стороны, как подсистему объективной реальности, социальную материю (одновременно и тождественную и отличную от предшествующих этапов эволюции материального мира), с другой стороны, как систему субъективной реальности, общественного сознания (специфической формы бытия, существующей исключительно в структуре социальной материи). Двуединая сущность общества с необходимостью предполагает выяснение соотношения между идеальной и материальной, субъективной и объективной его составляющими.
Идеальное (или духовное) представлено в обществе сложной, структурированной системой общественного сознания, выполняющего функции и предпосылки, и "внутреннего опосредования", и результата (как отражения) материальных процессов (по Марксу, "Сознание никогда не может быть чем-либо иным, как осознанным бытием" (6, т.2, с.2O)).
Материальное в обществе (тождественное понятиям "общественное бытие", "общественная жизнь", "общественное производство") представлено разветвлённой системой деятельности и общественных отношений людей5.
Деятельность как субстанция социальной формы движения материи, атрибутное свойство человека и общества по своей природе материальный процесс, практика. Любой конкретный вид деятельности - это единство противоположностей - двух взаимодополнительных способов её существования: живой деятельности (процесс) и опредмеченной, овеществлённой (результат). Первая реализует момент изменчивости в системе деятельности, вторая - момент покоя, устойчивости.
Являясь коллективными существами, люди постоянно обмениваются процессами и продуктами деятельности и вступают тем самым в общественные отношения. Общественные отношения - это результат и способ (форма) осуществления человеческой деятельности, субъекты которой обусловливают друг друга в предметно опосредованной форме. Деятельность и общественные отношения взаимополагают друг друга, выступают как обязательные стороны, моменты единой общественно-исторической практики, где деятельность - содержание последней, а общественные отношения - её форма. Выступая формой осуществления человеческой деятельности, общественные отношения являются важнейшим показателем качества общества.
Понятие субъективного более масштабно, чем понятие идеального, так как включает в себя не собственно сознание, а опосредованную сознанием живую (практическую и познавательную) деятельность субъекта (индивида или социальной общности) во всех сферах общественной жизни6.
Отсюда объективным в обществе выступает всё то, что находится вне субъективного. Это прежде всего овеществлённая деятельность (феномены "искуственной природы"), а также все виды общественных отношений. Объективность последних обусловлена двумя их важнейшими чертами: во-первых, предметной опосредованностью в процессе обмена деятельностями; во-вторых, субъектами общественных отношений выступают не отдельные индивиды, а группы людей: сознательная целенаправленная деятельность отдельных индивидов (субъективное начало в становлении общественных отношений) в своей совокупности порождает так называемый "параллелограм сил" (или иначе "равнодействующую воль"), результатом которого являются общественные отношения, выступающие как "непредвиденный" результат индивидуальных действий, и потому в них находит своё выражение историческая необходимость, общественная закономерность, то есть нечто объективное.
Объективность общественных отношений касается либого их вида, а не только системы отношений, складывающихся в процессе производства материальных благ. Так, духовные отношения, раз возникнув, приобретают вполне определённое объективное содержание, становятся стороной, фактом материально-практической деятельности. Как уже сложившиеся, "ставшие", эти отношения есть объективная форма (структура) деятельности людей, нечто такое, что имеет определённую независимость от их сознания и деятельности, то, что они не могут игнорировать, произвольно менять и с чем должны постоянно считаться как с важной реально практической силой.
- Приднепровская государственная академия строительства и архитектуры
- Философия Учебно-методическое пособие для студентов 2 курса всех специальностей
- Авторский коллектив:
- Рецензент :
- Предисловие
- Раздел 1. Философия и ее роль в жизни человека и общества.
- 1.1. Понятие философии.
- 1.2. Понятие мировоззрения
- 1.3. Проблемы мировоззрения и "основной вопрос философии".
- 1.4. Роль философии в жизни общества и человека.
- Раздел 2. Бытие мира. Основные формы бытия. Материя.
- 2.1. Бытие мира, основные формы бытия.
- 2.2. Проблема субстанции. Формирование понятия "Материя".
- 2.3. Движение - способ существования материи. Уровни и формы движения.
- 2.4. Пространство и время - формы движения материи.
- Раздел 3. Проблема взаимосвязи и развития мира.
- 3.1. Диалектика и метафизика как два подхода к проблеме.
- 3.2. Связи объективного мира и категории познания.
- 3.3. Структурные связи.
- 3.4. Связи детерминации
- 3.5. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений.
- 3.6. Закон единства и борьбы противоположностей.
- 3.7. Закон отрицания отрицания.
- Раздел 4. Бытие природы.
- 4.1.Понятие природы и эволюция её понимания.
- 4.2. Взаимодействие общества и природы. Экологическая проблема.
- Раздел 5. Бытие общества.
- 5.1. Теоретические модели общества в истории философии.
- 5.2. Общество как подсистема объективной реальности и система субъективной реальности.
- 5.3. Проблема исторической необходимости и сознательной деятельности людей.
- Раздел 6. Бытие человека.
- 6.1. Проблема сущности человека.
- 6.2. Антропосоциогенез и его комплексный характер.
- 6.3. Соотношение биологического и социального в человеке.
- 6.4. Проблема смерти, бессмертия и смысла жизни человека.
- Раздел 7. Бытие духа: дух, духовность, сознание.
- 7.1. Дух, духовность, душа.
- 7.2. Генетические предпосылки сознания.
- 7.3. Возникновение сознания. Общественная природа сознания
- Раздел 8. Бытие духа: постижение мира.
- 8.1. Познание как философская проблема, диалектика процесса познания.
- 8.2. Проблема истины.
- 8.3. Научное познание и его специфика.
- 8.4. Многообразие форм постижения мира.
- Раздел 9. Общество как саморазвивающаяся система: структура общественного производства.
- 9.1. Общество как система. Понятие и структура общественного производства.
- 9.2. Способ производства материальных условий жизни людей.
- 9.3. Политическая система общества.
- 9.4. Духовная сфера общественной жизни.
- Раздел 1o. Обшество как развивающаяся система: проблема истории в ее динамике.
- 1O.1. Единство и многообразие мировой истории.
- 10.2. Культурологический, цивилизационный и формационный подходы к исследованию социальных процессов.
- 10.3. Революционный и эволюционный способы развития общества.
- 10.4 Сущность общественного прогресса и его критерии.
- Раздел 11. Общество: источники, движущие силы и субъекты исторического процесса.
- 11.1 Источники и движущие силы социального развития.
- 11.2. Субъекты исторического процесса. Типология социальных групп.
- 11.3. Основные общности людей: классы, нации, семья.
- 11.4. Роль народных масс и личности в истории.
- Раздел 12. Бытие индивида.
- 12.1. Индивид и мир.
- 12.2. Индивид и социум.