10.4 Сущность общественного прогресса и его критерии.
Рассмотрение истории в ее динамике требует выяснения сути таких феноменов как прогресс и регресс общества. Являясь двумя разновидностями социального развития, т.е. качественного преобразования общества, последние противоположны по своей направленности: прогресс есть поступательное восхождение от низкоорганизованных социальных систем к высокоорганизованным, а регресс есть тенденция упрощения общественной организации, распада и деградации сложившегося социального устройства.
Хотя, по мнению большинства мыслителей прошлого и настоящего, "в понятии истории заключено понятие бесконечного прогресса" /5; С.199/, в истории философской мысли можно обнаружить теории либо отрицающие прогресс, либо сопровождающие его признание такими оговорками, что понятие прогресса теряет всякое объективное содержание. Причем отрицание прогресса или подчеркивание его относительного характера имеют под собой реальные основания, связанные с противоречивостью прогресса, его неравномерностью, наложением тенденций прогресса и регресса как в различных сферах общественного производства, так и в одной и той же. (Например, прогресс техники, лежащий в основе роста производительности труда, приводит во многих случаях к разрушению природы и подрыву естественных основ существования общества. Наука используется для создания не только более совершенных производительных сил, но и все возрастающих по своей мощности разрушительных сил. Компьютеризация, широкое использование информационной техники в различных видах деятельности безгранично расширяют творческие возможности человека и в то же время таят для него массу опасностей, начиная с появления разного рода новых болезней и кончая возможными ситуациями тотального контроля над личной жизнью).
Кроме того, в своих действиях и оценках люди руководствуются интересами, и то, что одни люди или социальные группы считают прогрессом, другие нередко оценивают с противоположных позиций. Отсюда очень важно определить четкий критерий прогресса. Мировая философская мысль изобилует предложениями такого критерия: здесь и уровень свободы и творчества, и мораль, и уровень правового, гражданского устройства, и наука и техника, и уровень производительных сил и т.д. По мнению автора, все эти критерии действительно могут служить показателем прогрессивности общества, однако при всем при том есть один критерий, который "снимает" в себе все другие, выступая интегральной характеристикой достигнутого обществом уровня развития - это производительная сила человека (реализуемая не только в сфере материального производства, но и во всех других сферах) как уровень всесторонности, гармоничности, целостности, свободы личности.
Не менее сложной и интересной проблемой в понимании социального прогресса является определение его источников. Согласно диалектической методологии, источником развития любой материальной системы являются заключающиеся в ней противоречия. В литературе можно обнаружить немало предложений, что же можно считать основным противоречием исторического процесса. Чаще всего называются противоречия между: 1) производительными силами и производственными отношениями, 2) возрастающими потребностями людей и достигнутым уровнем производства, 3) потребностями и деятельностью человека; 4) потребностями и возможностями их удовлетворения и т.д. По мнению автора, все эти противоречия действительно существенно влияют на общественный прогресс, и тем не менее основное противоречие нужно искать там, где заключен и основной критерий прогресса - в человеке, субъективном начале истории. Именно в противоречии между родом и индивидом (или, что то же самое, между социальной и индивидуальной сущностями человека) увидели основное противоречие истории Аристотель, Кант, Трубецкой /См.: 5; С.251, 437-438/ и некоторые другие философы. Это противоречие, проходящее стержневой линией через всю историю человечества, на каждом ее этапе приобретает особенный, специфический вид: в условиях аграрной цивилизации - это противоречие между обществом и индивидом, находящимся в физической и политико-правовой зависимости от других индивидов; в условиях индустриальной цивилизации - это противоречие между обществом и индивидом, находящимся в вещной зависимости от других индивидов; в условиях информационной цивилизации - это противоречие между обществом и всесторонне развитым, гармоничным, целостным, свободным индивидом.
Л и т е р а т у р а
1. Гегель Г.В.Ф. Сочинения, Т.8.
2. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения, 2-е издание.
3. Ленин В.И. Полное собрание сочинений, 5-е издание.
4. Степин В.А. Социализм: теория и практика (опыт системного анализа).
Днепропетровск, 1992.
5. Мир философии, Ч.II. - М., 1991.
Степин В.А.
- Приднепровская государственная академия строительства и архитектуры
- Философия Учебно-методическое пособие для студентов 2 курса всех специальностей
- Авторский коллектив:
- Рецензент :
- Предисловие
- Раздел 1. Философия и ее роль в жизни человека и общества.
- 1.1. Понятие философии.
- 1.2. Понятие мировоззрения
- 1.3. Проблемы мировоззрения и "основной вопрос философии".
- 1.4. Роль философии в жизни общества и человека.
- Раздел 2. Бытие мира. Основные формы бытия. Материя.
- 2.1. Бытие мира, основные формы бытия.
- 2.2. Проблема субстанции. Формирование понятия "Материя".
- 2.3. Движение - способ существования материи. Уровни и формы движения.
- 2.4. Пространство и время - формы движения материи.
- Раздел 3. Проблема взаимосвязи и развития мира.
- 3.1. Диалектика и метафизика как два подхода к проблеме.
- 3.2. Связи объективного мира и категории познания.
- 3.3. Структурные связи.
- 3.4. Связи детерминации
- 3.5. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений.
- 3.6. Закон единства и борьбы противоположностей.
- 3.7. Закон отрицания отрицания.
- Раздел 4. Бытие природы.
- 4.1.Понятие природы и эволюция её понимания.
- 4.2. Взаимодействие общества и природы. Экологическая проблема.
- Раздел 5. Бытие общества.
- 5.1. Теоретические модели общества в истории философии.
- 5.2. Общество как подсистема объективной реальности и система субъективной реальности.
- 5.3. Проблема исторической необходимости и сознательной деятельности людей.
- Раздел 6. Бытие человека.
- 6.1. Проблема сущности человека.
- 6.2. Антропосоциогенез и его комплексный характер.
- 6.3. Соотношение биологического и социального в человеке.
- 6.4. Проблема смерти, бессмертия и смысла жизни человека.
- Раздел 7. Бытие духа: дух, духовность, сознание.
- 7.1. Дух, духовность, душа.
- 7.2. Генетические предпосылки сознания.
- 7.3. Возникновение сознания. Общественная природа сознания
- Раздел 8. Бытие духа: постижение мира.
- 8.1. Познание как философская проблема, диалектика процесса познания.
- 8.2. Проблема истины.
- 8.3. Научное познание и его специфика.
- 8.4. Многообразие форм постижения мира.
- Раздел 9. Общество как саморазвивающаяся система: структура общественного производства.
- 9.1. Общество как система. Понятие и структура общественного производства.
- 9.2. Способ производства материальных условий жизни людей.
- 9.3. Политическая система общества.
- 9.4. Духовная сфера общественной жизни.
- Раздел 1o. Обшество как развивающаяся система: проблема истории в ее динамике.
- 1O.1. Единство и многообразие мировой истории.
- 10.2. Культурологический, цивилизационный и формационный подходы к исследованию социальных процессов.
- 10.3. Революционный и эволюционный способы развития общества.
- 10.4 Сущность общественного прогресса и его критерии.
- Раздел 11. Общество: источники, движущие силы и субъекты исторического процесса.
- 11.1 Источники и движущие силы социального развития.
- 11.2. Субъекты исторического процесса. Типология социальных групп.
- 11.3. Основные общности людей: классы, нации, семья.
- 11.4. Роль народных масс и личности в истории.
- Раздел 12. Бытие индивида.
- 12.1. Индивид и мир.
- 12.2. Индивид и социум.