11.2. Субъекты исторического процесса. Типология социальных групп.
Участниками социального действия, а значит, субъектами исторического процесса выступают все осуществляющие общественно необходимую деятельность индивиды и общности людей, как осознающие свои функции в истории, так и действующие в ней стихийно. Тогда как творцами истории, по мнению автора, могут считаться только те субъекты, которые сознательно и целенаправленно готовят прогрессивные изменения в обществе или активно участвуют в борьбе за такие преобразования с консервативными и реакционными силами.
В прямом, непосредственном смысле слова субъектом является индивид. Однако в историческом процессе индивидуально-личностный план субъективности выступает как ограниченное представление. В то же время понятие субъекта, примененное к любому надличностному социальному образованию, например социальной группе, приобретает несколько иной смысл. Группа может быть субъектом, если она представляет некую целостность, т.е. если за бесконечным многообразием поступков, стремлений, целей составляющих ее индивидов проявляются общие, существенные, типические черты. Для того, чтобы обнаружить последние, необходимо было применить методологический прием сведения индивидуального к социальному, т.е. выделения больших социальных групп, состоящих конечно же из индивидов, но вместе с тем не тождественных их простой сумме. Отнесение индивида к той или иной группе означает выявление в нем тех черт, которые присущи всем индивидам, составляющим эту группу. Отсюда любая социальная общность может быть персонифицирована в виде типической личности как носительницы всех общих и существенных характеристик данной общности.
Все многообразие групп людей в обществе классифицируется как по биологическим основаниям (например, расовым, половым, возрастным и т.д.), так и по социальным. Членение по социальным основаниям, имеющее прямое отношение к историческому процессу, получило наименование социальной структуры общества - совокупности социальных групп и системы взаимоотношений между ними. Социальная структура общества - весьма многочленное образование, однако в ней можно выделить ряд "базовых" общностей, таких как исторические общности людей, семья, классы, социальные слои и прослойки.
- Приднепровская государственная академия строительства и архитектуры
- Философия Учебно-методическое пособие для студентов 2 курса всех специальностей
- Авторский коллектив:
- Рецензент :
- Предисловие
- Раздел 1. Философия и ее роль в жизни человека и общества.
- 1.1. Понятие философии.
- 1.2. Понятие мировоззрения
- 1.3. Проблемы мировоззрения и "основной вопрос философии".
- 1.4. Роль философии в жизни общества и человека.
- Раздел 2. Бытие мира. Основные формы бытия. Материя.
- 2.1. Бытие мира, основные формы бытия.
- 2.2. Проблема субстанции. Формирование понятия "Материя".
- 2.3. Движение - способ существования материи. Уровни и формы движения.
- 2.4. Пространство и время - формы движения материи.
- Раздел 3. Проблема взаимосвязи и развития мира.
- 3.1. Диалектика и метафизика как два подхода к проблеме.
- 3.2. Связи объективного мира и категории познания.
- 3.3. Структурные связи.
- 3.4. Связи детерминации
- 3.5. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений.
- 3.6. Закон единства и борьбы противоположностей.
- 3.7. Закон отрицания отрицания.
- Раздел 4. Бытие природы.
- 4.1.Понятие природы и эволюция её понимания.
- 4.2. Взаимодействие общества и природы. Экологическая проблема.
- Раздел 5. Бытие общества.
- 5.1. Теоретические модели общества в истории философии.
- 5.2. Общество как подсистема объективной реальности и система субъективной реальности.
- 5.3. Проблема исторической необходимости и сознательной деятельности людей.
- Раздел 6. Бытие человека.
- 6.1. Проблема сущности человека.
- 6.2. Антропосоциогенез и его комплексный характер.
- 6.3. Соотношение биологического и социального в человеке.
- 6.4. Проблема смерти, бессмертия и смысла жизни человека.
- Раздел 7. Бытие духа: дух, духовность, сознание.
- 7.1. Дух, духовность, душа.
- 7.2. Генетические предпосылки сознания.
- 7.3. Возникновение сознания. Общественная природа сознания
- Раздел 8. Бытие духа: постижение мира.
- 8.1. Познание как философская проблема, диалектика процесса познания.
- 8.2. Проблема истины.
- 8.3. Научное познание и его специфика.
- 8.4. Многообразие форм постижения мира.
- Раздел 9. Общество как саморазвивающаяся система: структура общественного производства.
- 9.1. Общество как система. Понятие и структура общественного производства.
- 9.2. Способ производства материальных условий жизни людей.
- 9.3. Политическая система общества.
- 9.4. Духовная сфера общественной жизни.
- Раздел 1o. Обшество как развивающаяся система: проблема истории в ее динамике.
- 1O.1. Единство и многообразие мировой истории.
- 10.2. Культурологический, цивилизационный и формационный подходы к исследованию социальных процессов.
- 10.3. Революционный и эволюционный способы развития общества.
- 10.4 Сущность общественного прогресса и его критерии.
- Раздел 11. Общество: источники, движущие силы и субъекты исторического процесса.
- 11.1 Источники и движущие силы социального развития.
- 11.2. Субъекты исторического процесса. Типология социальных групп.
- 11.3. Основные общности людей: классы, нации, семья.
- 11.4. Роль народных масс и личности в истории.
- Раздел 12. Бытие индивида.
- 12.1. Индивид и мир.
- 12.2. Индивид и социум.