logo
Прокофьев Философия ІІ к

1.3. Проблемы мировоззрения и "основной вопрос философии".

Обобщенно говоря, проблемы мировоззрения - это отношение "человек - мир". Что есть человек в единстве с миром и что есть мир в единстве с человеком? В чем сущность и многообразие их отношения? Отсюда идет поиск ответа на другие мировоззренческие вопросы: а) способен ли человек преобразовывать мир в соответствии со своими целями и намерениями, не разрушая при этом среду обитания; б) способен ли человек познавать и понимать мир, самого себя и других людей, способны ли это делать целые народы; в) способен ли человек быть счастливым в этом мире и если да, то любыми ли путями можно идти к своему счастью. Сложность в том, что человек не может дать ответы на эти вопросы раз и навсегда, но должен грамотно их решать применительно к конкретным житейским и историческим ситуациям. Задача же философии в том, чтобы вскрыть действительную сложность рассматриваемых проблем и предложить пути их решения с наименьшими издержками.

В философии проблемы мировоззрения осмысливаются через рассмотрение человека в качестве субъекта, а природы в качестве объекта на основе определенного понимания целостности мира. Что есть мир в целом? Можно ли ответить на этот вопрос простым перечислением, что мир - это деревья, поле, вещество, галактика, знания, чувства и т.д. Мы знаем только крохотную часть бесконечного и безграничного окружающего нас мира, а потому на этом пути положительного ответа нет. Но в то же время мир для человека, каким бы он ни был в разных подробностях, включает в себя такие реальности: объективную и субъективную, природу (материю) и дух (сознание). Чтобы понять отношение "человек - мир", решают проблему первичности. Если исходить, что первична природа, а дух, сознание продукт порожденный - это будет материализм. Он ориентирует на то, что природа существует независимо от сверхестественных сил, она подчиняется своим законам, эти законы человек может познать и использовать в своей практической деятельности. Если считать, что природа порождена духом - это будет идеализм. Вы можете прочитать в советской философской литературе, что такая постановка проблемы первичности одного или другого получила название основного вопроса философии. Всякий человек опирается на свое понимание мира как целого, на определенное мировоззрение: он либо ищет причину явлений в самой вещи, старается найти естественную причину, либо бъясняет причину явлений с помощью сверхъестественных сил, бога. Идеализм в философии представлен двумя основными направлениями - субъективным идеализмом и объективным идеализмом. В истории философской мысли выделяют следующие формы материализма: стихийный материализм древних греков, метафизический материализм XVII-XVIII вв. и диалектический материализм. То или иное решение вопроса о соотношении материального и идеального определяет, в свою очередь, понимание процесса познания, практической деятельности и оценочного отношения к действительности. В решении вопроса о познаваемости мира материализм и объективный идеализм дают положительный ответ (правда с разных позиций), а субъективный идеализм приводит к агностицизму - направлению в философии, ограничивающему познаваемость мира. Метафизический материализм при этом исходит из возможности полного и исчерпывающего познания мира, а диалектический материализм признает одновременно и принципиальную познаваемость мира, и неисчерпаемость этого процесса.

Материалистическое либо идеалистическое мировоззрение, будучи обращено к задачам познания и преобразования мира, обнаруживает себя как метод. Метод - это способ, подход, совокупность приемов познания мира. Вопросы методологии также разрабатываются философией. Исторически в философии разрабатывалось два основных метода: метафизический и диалектический. Метафизический метод акцентирует основное внимание на рассмотрение явлений окружающего мира в их изолированности, самостоятельности и стабильности. Диалектический же метод ориентирует на изучение связей и развития явлений, а сами объективные противоречия рассматривает как источник самодвижения и развития.