1.3. Проблемы мировоззрения и "основной вопрос философии".
Обобщенно говоря, проблемы мировоззрения - это отношение "человек - мир". Что есть человек в единстве с миром и что есть мир в единстве с человеком? В чем сущность и многообразие их отношения? Отсюда идет поиск ответа на другие мировоззренческие вопросы: а) способен ли человек преобразовывать мир в соответствии со своими целями и намерениями, не разрушая при этом среду обитания; б) способен ли человек познавать и понимать мир, самого себя и других людей, способны ли это делать целые народы; в) способен ли человек быть счастливым в этом мире и если да, то любыми ли путями можно идти к своему счастью. Сложность в том, что человек не может дать ответы на эти вопросы раз и навсегда, но должен грамотно их решать применительно к конкретным житейским и историческим ситуациям. Задача же философии в том, чтобы вскрыть действительную сложность рассматриваемых проблем и предложить пути их решения с наименьшими издержками.
В философии проблемы мировоззрения осмысливаются через рассмотрение человека в качестве субъекта, а природы в качестве объекта на основе определенного понимания целостности мира. Что есть мир в целом? Можно ли ответить на этот вопрос простым перечислением, что мир - это деревья, поле, вещество, галактика, знания, чувства и т.д. Мы знаем только крохотную часть бесконечного и безграничного окружающего нас мира, а потому на этом пути положительного ответа нет. Но в то же время мир для человека, каким бы он ни был в разных подробностях, включает в себя такие реальности: объективную и субъективную, природу (материю) и дух (сознание). Чтобы понять отношение "человек - мир", решают проблему первичности. Если исходить, что первична природа, а дух, сознание продукт порожденный - это будет материализм. Он ориентирует на то, что природа существует независимо от сверхестественных сил, она подчиняется своим законам, эти законы человек может познать и использовать в своей практической деятельности. Если считать, что природа порождена духом - это будет идеализм. Вы можете прочитать в советской философской литературе, что такая постановка проблемы первичности одного или другого получила название основного вопроса философии. Всякий человек опирается на свое понимание мира как целого, на определенное мировоззрение: он либо ищет причину явлений в самой вещи, старается найти естественную причину, либо бъясняет причину явлений с помощью сверхъестественных сил, бога. Идеализм в философии представлен двумя основными направлениями - субъективным идеализмом и объективным идеализмом. В истории философской мысли выделяют следующие формы материализма: стихийный материализм древних греков, метафизический материализм XVII-XVIII вв. и диалектический материализм. То или иное решение вопроса о соотношении материального и идеального определяет, в свою очередь, понимание процесса познания, практической деятельности и оценочного отношения к действительности. В решении вопроса о познаваемости мира материализм и объективный идеализм дают положительный ответ (правда с разных позиций), а субъективный идеализм приводит к агностицизму - направлению в философии, ограничивающему познаваемость мира. Метафизический материализм при этом исходит из возможности полного и исчерпывающего познания мира, а диалектический материализм признает одновременно и принципиальную познаваемость мира, и неисчерпаемость этого процесса.
Материалистическое либо идеалистическое мировоззрение, будучи обращено к задачам познания и преобразования мира, обнаруживает себя как метод. Метод - это способ, подход, совокупность приемов познания мира. Вопросы методологии также разрабатываются философией. Исторически в философии разрабатывалось два основных метода: метафизический и диалектический. Метафизический метод акцентирует основное внимание на рассмотрение явлений окружающего мира в их изолированности, самостоятельности и стабильности. Диалектический же метод ориентирует на изучение связей и развития явлений, а сами объективные противоречия рассматривает как источник самодвижения и развития.
- Приднепровская государственная академия строительства и архитектуры
- Философия Учебно-методическое пособие для студентов 2 курса всех специальностей
- Авторский коллектив:
- Рецензент :
- Предисловие
- Раздел 1. Философия и ее роль в жизни человека и общества.
- 1.1. Понятие философии.
- 1.2. Понятие мировоззрения
- 1.3. Проблемы мировоззрения и "основной вопрос философии".
- 1.4. Роль философии в жизни общества и человека.
- Раздел 2. Бытие мира. Основные формы бытия. Материя.
- 2.1. Бытие мира, основные формы бытия.
- 2.2. Проблема субстанции. Формирование понятия "Материя".
- 2.3. Движение - способ существования материи. Уровни и формы движения.
- 2.4. Пространство и время - формы движения материи.
- Раздел 3. Проблема взаимосвязи и развития мира.
- 3.1. Диалектика и метафизика как два подхода к проблеме.
- 3.2. Связи объективного мира и категории познания.
- 3.3. Структурные связи.
- 3.4. Связи детерминации
- 3.5. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений.
- 3.6. Закон единства и борьбы противоположностей.
- 3.7. Закон отрицания отрицания.
- Раздел 4. Бытие природы.
- 4.1.Понятие природы и эволюция её понимания.
- 4.2. Взаимодействие общества и природы. Экологическая проблема.
- Раздел 5. Бытие общества.
- 5.1. Теоретические модели общества в истории философии.
- 5.2. Общество как подсистема объективной реальности и система субъективной реальности.
- 5.3. Проблема исторической необходимости и сознательной деятельности людей.
- Раздел 6. Бытие человека.
- 6.1. Проблема сущности человека.
- 6.2. Антропосоциогенез и его комплексный характер.
- 6.3. Соотношение биологического и социального в человеке.
- 6.4. Проблема смерти, бессмертия и смысла жизни человека.
- Раздел 7. Бытие духа: дух, духовность, сознание.
- 7.1. Дух, духовность, душа.
- 7.2. Генетические предпосылки сознания.
- 7.3. Возникновение сознания. Общественная природа сознания
- Раздел 8. Бытие духа: постижение мира.
- 8.1. Познание как философская проблема, диалектика процесса познания.
- 8.2. Проблема истины.
- 8.3. Научное познание и его специфика.
- 8.4. Многообразие форм постижения мира.
- Раздел 9. Общество как саморазвивающаяся система: структура общественного производства.
- 9.1. Общество как система. Понятие и структура общественного производства.
- 9.2. Способ производства материальных условий жизни людей.
- 9.3. Политическая система общества.
- 9.4. Духовная сфера общественной жизни.
- Раздел 1o. Обшество как развивающаяся система: проблема истории в ее динамике.
- 1O.1. Единство и многообразие мировой истории.
- 10.2. Культурологический, цивилизационный и формационный подходы к исследованию социальных процессов.
- 10.3. Революционный и эволюционный способы развития общества.
- 10.4 Сущность общественного прогресса и его критерии.
- Раздел 11. Общество: источники, движущие силы и субъекты исторического процесса.
- 11.1 Источники и движущие силы социального развития.
- 11.2. Субъекты исторического процесса. Типология социальных групп.
- 11.3. Основные общности людей: классы, нации, семья.
- 11.4. Роль народных масс и личности в истории.
- Раздел 12. Бытие индивида.
- 12.1. Индивид и мир.
- 12.2. Индивид и социум.