logo
Прокофьев Философия ІІ к

Предисловие

В силу многих известных обстоятельств сложилась ситуация, когда у студентов нет учебных пособий по курсу философии. Учебники и учебные пособия советских лет в состоянии морального и физического износа (десяток-другой учебников 1989 г. почти рассыпаются). Курсы лекций по философии, изданные в 1991 и 1993 годах издательством "Либiдь", не в состоянии были приобрести не только студенты и преподаватели, но и вуз, их - единицы.

Студентам в основном приходится довольствоваться конспектами устных лекций, которых согласно учебному плану весьма мало. Одним словом, преподаватели нашей кафедры были "обречены" на разработку учебного пособия. Это с одной стороны. С другой - в условиях свободного поиска каждый преподаватель мировоззренчески самоопределялся, вырабатывал свой собственный философский подход, и все они, обогащая друг друга в процессе многолетней работы теоретико-методического семинара, выливались в концепцию кафедры. (В общем, наши преподаватели в определенной мере были готовы к такого рода работе).

Мы пытались уйти от крайнего философского сциентизма, но и не представлять философию только в некоем софийно-импрессионистском, релятивистском плане, куда иногда шарахаются, отвергая сциентизм. Мы исходим из единства научно-познавательной и мировоззренчески-ценностной, гуманистически-личностной сторон. Человек - отношение - мир как философская проблема означает постижение мира через человека, а человека через мир, и постижение всех трех составляющих, где отношение предстает и как единая субъектно-объектная реальность и поле взаимодействия субъективной и объективной реальностей, взаимодействия разворачивающегося и на уровне индивида, и на уровне мира как острейшая драма, а зачастую и трагедия.

Стремясь проводить единую концепцию, авторы вместе с тем продолжают линию учебника "Введение в философию" на полифонию мнений и знакомят с основными позициями вплоть до последних гипотез. Конечно, форма "курса лекций" предполагает большую возможность проявления авторского начала, оригинальности. Мы же сознательно избрали форму учебно-методического пособия, зачастую "наступая на горло собственной песне", с целью отбора, концентрации более-менее устоявшегося учебного и методического материала. Авторский коллектив ставит цель оптимально использовать наработанное, имеющееся в учебной литературе, произведя определенное снятие как в содержании, так и по форме, опираясь на научные публикации последних лет (на украинском и русском языках) и собственные теоретические разработки. Названия разделов сознательно поданы "объективистски", чем уже допускается в их содержании имеющийся в философии плюрализм позиций, основные из которых показаны. На их фоне развивается концепция, которой придерживается автор, как имеющая больше доказательств или доказанная и лишь потому обладающая преимуществом.

При написании пособия основными ориентирами также были: учет подготовки современных студентов и соответствие учебным планам, в которых выделяется 2 часа в неделю аудиторных занятий для студентов второго курса. Поскольку представленный объем материала вынуждено усеченный, авторы отсылают читателя к другим источникам: учебным пособиям, научным работам и другим публикациям (конкретные источники указаны в скобках, а их название - в конце разделов).

К сожалению, в тех или иных разделах поставленных целей удалось достичь в разной мере, но авторы надеются, что и в таком виде данное учебно-методическое пособие окажет помощь нашим студентам в изучении курса философии.

Ф.И. Прокофьев

Ж.В. Котов