Предисловие
В силу многих известных обстоятельств сложилась ситуация, когда у студентов нет учебных пособий по курсу философии. Учебники и учебные пособия советских лет в состоянии морального и физического износа (десяток-другой учебников 1989 г. почти рассыпаются). Курсы лекций по философии, изданные в 1991 и 1993 годах издательством "Либiдь", не в состоянии были приобрести не только студенты и преподаватели, но и вуз, их - единицы.
Студентам в основном приходится довольствоваться конспектами устных лекций, которых согласно учебному плану весьма мало. Одним словом, преподаватели нашей кафедры были "обречены" на разработку учебного пособия. Это с одной стороны. С другой - в условиях свободного поиска каждый преподаватель мировоззренчески самоопределялся, вырабатывал свой собственный философский подход, и все они, обогащая друг друга в процессе многолетней работы теоретико-методического семинара, выливались в концепцию кафедры. (В общем, наши преподаватели в определенной мере были готовы к такого рода работе).
Мы пытались уйти от крайнего философского сциентизма, но и не представлять философию только в некоем софийно-импрессионистском, релятивистском плане, куда иногда шарахаются, отвергая сциентизм. Мы исходим из единства научно-познавательной и мировоззренчески-ценностной, гуманистически-личностной сторон. Человек - отношение - мир как философская проблема означает постижение мира через человека, а человека через мир, и постижение всех трех составляющих, где отношение предстает и как единая субъектно-объектная реальность и поле взаимодействия субъективной и объективной реальностей, взаимодействия разворачивающегося и на уровне индивида, и на уровне мира как острейшая драма, а зачастую и трагедия.
Стремясь проводить единую концепцию, авторы вместе с тем продолжают линию учебника "Введение в философию" на полифонию мнений и знакомят с основными позициями вплоть до последних гипотез. Конечно, форма "курса лекций" предполагает большую возможность проявления авторского начала, оригинальности. Мы же сознательно избрали форму учебно-методического пособия, зачастую "наступая на горло собственной песне", с целью отбора, концентрации более-менее устоявшегося учебного и методического материала. Авторский коллектив ставит цель оптимально использовать наработанное, имеющееся в учебной литературе, произведя определенное снятие как в содержании, так и по форме, опираясь на научные публикации последних лет (на украинском и русском языках) и собственные теоретические разработки. Названия разделов сознательно поданы "объективистски", чем уже допускается в их содержании имеющийся в философии плюрализм позиций, основные из которых показаны. На их фоне развивается концепция, которой придерживается автор, как имеющая больше доказательств или доказанная и лишь потому обладающая преимуществом.
При написании пособия основными ориентирами также были: учет подготовки современных студентов и соответствие учебным планам, в которых выделяется 2 часа в неделю аудиторных занятий для студентов второго курса. Поскольку представленный объем материала вынуждено усеченный, авторы отсылают читателя к другим источникам: учебным пособиям, научным работам и другим публикациям (конкретные источники указаны в скобках, а их название - в конце разделов).
К сожалению, в тех или иных разделах поставленных целей удалось достичь в разной мере, но авторы надеются, что и в таком виде данное учебно-методическое пособие окажет помощь нашим студентам в изучении курса философии.
Ф.И. Прокофьев
Ж.В. Котов
- Приднепровская государственная академия строительства и архитектуры
- Философия Учебно-методическое пособие для студентов 2 курса всех специальностей
- Авторский коллектив:
- Рецензент :
- Предисловие
- Раздел 1. Философия и ее роль в жизни человека и общества.
- 1.1. Понятие философии.
- 1.2. Понятие мировоззрения
- 1.3. Проблемы мировоззрения и "основной вопрос философии".
- 1.4. Роль философии в жизни общества и человека.
- Раздел 2. Бытие мира. Основные формы бытия. Материя.
- 2.1. Бытие мира, основные формы бытия.
- 2.2. Проблема субстанции. Формирование понятия "Материя".
- 2.3. Движение - способ существования материи. Уровни и формы движения.
- 2.4. Пространство и время - формы движения материи.
- Раздел 3. Проблема взаимосвязи и развития мира.
- 3.1. Диалектика и метафизика как два подхода к проблеме.
- 3.2. Связи объективного мира и категории познания.
- 3.3. Структурные связи.
- 3.4. Связи детерминации
- 3.5. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений.
- 3.6. Закон единства и борьбы противоположностей.
- 3.7. Закон отрицания отрицания.
- Раздел 4. Бытие природы.
- 4.1.Понятие природы и эволюция её понимания.
- 4.2. Взаимодействие общества и природы. Экологическая проблема.
- Раздел 5. Бытие общества.
- 5.1. Теоретические модели общества в истории философии.
- 5.2. Общество как подсистема объективной реальности и система субъективной реальности.
- 5.3. Проблема исторической необходимости и сознательной деятельности людей.
- Раздел 6. Бытие человека.
- 6.1. Проблема сущности человека.
- 6.2. Антропосоциогенез и его комплексный характер.
- 6.3. Соотношение биологического и социального в человеке.
- 6.4. Проблема смерти, бессмертия и смысла жизни человека.
- Раздел 7. Бытие духа: дух, духовность, сознание.
- 7.1. Дух, духовность, душа.
- 7.2. Генетические предпосылки сознания.
- 7.3. Возникновение сознания. Общественная природа сознания
- Раздел 8. Бытие духа: постижение мира.
- 8.1. Познание как философская проблема, диалектика процесса познания.
- 8.2. Проблема истины.
- 8.3. Научное познание и его специфика.
- 8.4. Многообразие форм постижения мира.
- Раздел 9. Общество как саморазвивающаяся система: структура общественного производства.
- 9.1. Общество как система. Понятие и структура общественного производства.
- 9.2. Способ производства материальных условий жизни людей.
- 9.3. Политическая система общества.
- 9.4. Духовная сфера общественной жизни.
- Раздел 1o. Обшество как развивающаяся система: проблема истории в ее динамике.
- 1O.1. Единство и многообразие мировой истории.
- 10.2. Культурологический, цивилизационный и формационный подходы к исследованию социальных процессов.
- 10.3. Революционный и эволюционный способы развития общества.
- 10.4 Сущность общественного прогресса и его критерии.
- Раздел 11. Общество: источники, движущие силы и субъекты исторического процесса.
- 11.1 Источники и движущие силы социального развития.
- 11.2. Субъекты исторического процесса. Типология социальных групп.
- 11.3. Основные общности людей: классы, нации, семья.
- 11.4. Роль народных масс и личности в истории.
- Раздел 12. Бытие индивида.
- 12.1. Индивид и мир.
- 12.2. Индивид и социум.