8.1. Познание как философская проблема, диалектика процесса познания.
Ориентация в мире предполагает адекватное отражение его в нашем сознании. Такое воспроизведение и составляет суть познавательного отношения человека к миру, изучается оно теорией познания. Теория познания (гносеология) рассматривает познание как сущностную силу человека, анализирует его закономерности, принципы, исследует отношение знания и объекта, выясняет необходимые условия и пути познания, рассматривает критерии истинности знаний, включая в себя всю сложную картину форм и видов познания и знания. Познание можно представить как совокупность процессов, благодаря которым человек получает, перерабатывает и использует информацию о мире и о себе. Основными "сторонами" выступают субъект (тот, кто познает) и объект (то, на что познание направлено).
Необходимой предпосылкой всех гносеологических проблем является ответ на вопрос: "Познаваем ли мир? Можем ли мы в наших представлениях и понятиях составлять верное отражение действительности?" Он может быть положительным - возможность познания мира признает большинство философов. Ответ может выражать сомнение - этим отличается скептицизм. Позиция, основу которой составляет отрицание возможности познания мира таким, каков он есть на самом деле, носит название агностицизм. Язык, культура, ощущения - считают современные агностики - это перегородка, отделяющая мир от человека и искажающая его отражение.
Агностиков критиковали многие, но чтобы доказать возможность познания необходимо обосновать, как объективные характеристики вещей превращаются в субъективные формы знания? Каким образом внешняя сознанию вещь становится достоянием человека в идеальной форме? Эти вопросы пытались решить философы различных школ и разных эпох (Демокрит, Платон, Кант, Гегель, Фейербах, Маркс). Многие проблемы еще ждут своего решения, но можно утверждать, что образ предмета формируется у человека тогда, когда между ним и этим предметом складывается деятельное (практическое) отношение. От процессов, реализующих это отношение, зависит адекватность (соответствие) образа и его полнота. Иными словами, основой процесса познания выступает практика - чувственная, материально-преобразующая деятельность, где люди вступают в контакт с предметами окружающего мира, испытывают на себе их сопротивление, сами воздействуют на них, подчиняясь объективным свойствам этих предметов (дерево можно строгать и пилить, а металл - плавить). Изменяя мир, человек объективирует себя, то есть, запечатлевает в виде конкретных продуктов и предметов. С другой же стороны, он как бы удваивает (субъективирует) окружающую его реальность, "перемещая" ее в себя, давая ей иное - идеальное - существование в виде образов, представлений, понятий. В этом процессе преобразования мира в часть человеческого бытия и происходит переход материального в идеальное, перевод объективных характеристик вещей в субъективные формы знания. Познание не только вплетено в предметную деятельность, выступая ее идеальным планом, не только становится и развивается в ходе этой деятельности, оно строится на тех же принципах, что и практика.
логика логика логика
предмета практической мышления,
деятельности познания
Все смыслы, значения, которыми мы наделяем объекты, формируются на основе человеческой деятельности и общения. Способы практического преобразования мира трансформируются в познавательные способности человека: нормы, идеалы и т.д. Как видим, образ - это не зеркальная копия. Его содержание определяется не объектом, самим по себе, а характером практического и познавательного взаимодействия с ним конкретно - исторического субъекта. Это содержание зависит от его интересов, целей, ценностных ориентаций, опыта и знаний, условий и средств познания. Это то, что можно обозначить как "социально-культурная нагруженность, детерминация познания". То, каким раскроет себя мир человеку, зависит от наличного уровня развития материального производства, общественных отношений, культуры. Мы познаем действительность как бы "надев очки" своей эпохи. Об этом свидетельствуют сменяющие друг друга картины мира: от антропоморфных представлений о мире как поле деятельности "человекоподобных сил через механические взгляды, согласно которым действительность представала как огромный часовой механизм (XVII - XVIII вв) к диалектическому системному пониманию мира как человекоразмерного, включающего случайность, вероятность и неопределенность (7).
Таким образом, познание всегда выступает как социально опосредованное и исторически развивающееся отношение человека к миру.
Процесс познания включает в себя использование всех способностей человека и прежде всего - органов чувств, благодаря которым мы получаем ощущения, восприятия и представления, выступающие основными формами чувственного познания. Не только мир, но и сам человек дан себе, в первую очередь, чувственным образом. Он осязает, видит, слышит - и каждое из его ощущений представляет собой субъективный образ объективного мира. (Боль вызывается огнем, но в самом огне боли нет - это особый ответ человеческого организма). Ощущения стоят у истоков отражения и фиксирования объективной системы отношений, в которую реально включен человек: пространственное расположение, сила и удаленность звуков, интенсивность цвета и т.д. Они дают первую, самую элементарную форму образного отражения действительности.
Чувственное отражение - это не дар природы. С самого начала оно имеет специфически человеческий, социально-исторический характер. (Мы видим "глазами человечества" и слышим "его ушами"). Ощущения формируются, развиваются в процессе социализации личности. Образование органов чувств человека - это работа всей предшествующей всемирной истории, а особенности и оттенки чувственного познания - итог многовекового развития человеческой культуры. Можно сказать, что это: непосредственно-исходная, наглядно-чувственная, чувственно-конкретная форма отражения действительности. Но эти, казалось бы, преимущества оборачиваются его недостатками: единичность (отражение лишь отдельных сторон), поверхностность (схватывание лишь внешних связей), субъективность (мне кажется именно так), неполнота и односторонность. И здесь на помощь приходит рациональное познание (ratio-разум), основными формами которого выступают понятие, суждение, умозаключение. Практика, как мы говорили, вызывает к жизни человеческие чувства, она же устанавливает предел их возможностей, ограниченность, она же порождает рациональное познание. Многократные превращения вещи - а это происходит в процессе труда - обнажают скрытую от чувств общность различных форм действительности, вскрывают всеобщие связи, единство многообразия.
Выделение глубинного, существенного, присущего множеству предметов или явлений, лежит в основе процесса, который носит название абстрагирования. Результатами такого процесса выступают абстракции, к которым мы с полным основанием относим понятия ("материя", "время", "точка", "треугольник") они отражают не просто сходное, а принципиально существенное, родовое, скрытое от ощущений. "Можно ли глазами видеть хорошее, справедливое, доброе? А касался ли их кто которым-нибудь чувством тела? Разумею все подобное, как то: величину, здоровье, силу одним словом - сущность всего", - задавался вопросом Платон.
В основе рационального познания лежит понятийное абстрактное мышление. Оно как бы отстоит дальше от действительности, чем чувственное. Но поскольку мышление дает знание общего, оно позволяет проникнуть в мир гораздо глубже. Абстракция материи, закона природы, стоимости и т.д., одним словом, все научные (правильные, серьезные) абстракции отражают природу глубже, вернее, полнее. (В.И. Ленин). Чувственно вполне можно постигнуть единичный акт обмена на рынке и цену товара. Но лежащую в основе цены стоимость, то есть, количество общественно необходимого для производства данного товара труда, ни увидеть, ни пощупать невозможно, ибо стоимость выступает как общественное отношение, и она лишена вещества чувственности. Рациональное познание дает мысленный образ, который в отличие от чувственного есть: отражение общего; это обобщенный образ, а следовательно, образ сверхчувственный, образ ненаглядный, опосредованный. Давая несравненно более глубокое знание, чем чувства, разум может открывать новое, познавать будущее и т.д., но в то же время, в силу своей специфики, он может "отлетать" от действительности. Где же выход?
Природа познания такова, что мир познается и чувственно, и рационально, и практически. Познание движется от явления к сущности, от простого к сложному, от конкретного в действительности к абстрактному и от него к конкретному в мысли и т.д. И совершается познавательный процесс посредством постоянного разрешения противоречий между познающим суъектом и познаваемым объектом. На уровне чувственного познания - это противоречие между целостностью предмета и односторонностью, субъективностью образа этого предмета в наших чувствах; между явлением (которое может принимать форму видимости) и сущностью; между единичным, отдельным и общим, закономерным. В сфере мышления: противоречие между непосредственным и опосредованным, чувственным характером явления и абстрактной формой постижения сущности, между конкретным и абстрактным и т.д. Сами чувства и само мышление эти противоречия разрешить не могут. Они взаимодействуют, переплетаются, дополняют, корректируют друг друга; необходимым элементом разрешения противоречий выступает практика. Прежде всего благодаря расширению масштабов воздействия человека на мир, а также усилению его органов чувств и разума орудиями, приборами, измерительной техникой, способами и методами познания.
- Приднепровская государственная академия строительства и архитектуры
- Философия Учебно-методическое пособие для студентов 2 курса всех специальностей
- Авторский коллектив:
- Рецензент :
- Предисловие
- Раздел 1. Философия и ее роль в жизни человека и общества.
- 1.1. Понятие философии.
- 1.2. Понятие мировоззрения
- 1.3. Проблемы мировоззрения и "основной вопрос философии".
- 1.4. Роль философии в жизни общества и человека.
- Раздел 2. Бытие мира. Основные формы бытия. Материя.
- 2.1. Бытие мира, основные формы бытия.
- 2.2. Проблема субстанции. Формирование понятия "Материя".
- 2.3. Движение - способ существования материи. Уровни и формы движения.
- 2.4. Пространство и время - формы движения материи.
- Раздел 3. Проблема взаимосвязи и развития мира.
- 3.1. Диалектика и метафизика как два подхода к проблеме.
- 3.2. Связи объективного мира и категории познания.
- 3.3. Структурные связи.
- 3.4. Связи детерминации
- 3.5. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений.
- 3.6. Закон единства и борьбы противоположностей.
- 3.7. Закон отрицания отрицания.
- Раздел 4. Бытие природы.
- 4.1.Понятие природы и эволюция её понимания.
- 4.2. Взаимодействие общества и природы. Экологическая проблема.
- Раздел 5. Бытие общества.
- 5.1. Теоретические модели общества в истории философии.
- 5.2. Общество как подсистема объективной реальности и система субъективной реальности.
- 5.3. Проблема исторической необходимости и сознательной деятельности людей.
- Раздел 6. Бытие человека.
- 6.1. Проблема сущности человека.
- 6.2. Антропосоциогенез и его комплексный характер.
- 6.3. Соотношение биологического и социального в человеке.
- 6.4. Проблема смерти, бессмертия и смысла жизни человека.
- Раздел 7. Бытие духа: дух, духовность, сознание.
- 7.1. Дух, духовность, душа.
- 7.2. Генетические предпосылки сознания.
- 7.3. Возникновение сознания. Общественная природа сознания
- Раздел 8. Бытие духа: постижение мира.
- 8.1. Познание как философская проблема, диалектика процесса познания.
- 8.2. Проблема истины.
- 8.3. Научное познание и его специфика.
- 8.4. Многообразие форм постижения мира.
- Раздел 9. Общество как саморазвивающаяся система: структура общественного производства.
- 9.1. Общество как система. Понятие и структура общественного производства.
- 9.2. Способ производства материальных условий жизни людей.
- 9.3. Политическая система общества.
- 9.4. Духовная сфера общественной жизни.
- Раздел 1o. Обшество как развивающаяся система: проблема истории в ее динамике.
- 1O.1. Единство и многообразие мировой истории.
- 10.2. Культурологический, цивилизационный и формационный подходы к исследованию социальных процессов.
- 10.3. Революционный и эволюционный способы развития общества.
- 10.4 Сущность общественного прогресса и его критерии.
- Раздел 11. Общество: источники, движущие силы и субъекты исторического процесса.
- 11.1 Источники и движущие силы социального развития.
- 11.2. Субъекты исторического процесса. Типология социальных групп.
- 11.3. Основные общности людей: классы, нации, семья.
- 11.4. Роль народных масс и личности в истории.
- Раздел 12. Бытие индивида.
- 12.1. Индивид и мир.
- 12.2. Индивид и социум.