logo
Прокофьев Философия ІІ к

9.4. Духовная сфера общественной жизни.

Сфера духовного производства, призванная удовлетворять духовные потребности людей и возникающая в процессе закономерной эволюции общественного производства как его высшее проявление, как и другие сферы общественного производства, включает в себя деятельностные и отношенческие компоненты. Принципиальным отличием этой области общественной жизни является то, что здесь результатом деятельности выступает общественное сознание, т.е. образование субстанциально "духовное", "идеальное". Сущность этого феномена, способы его взаимосвязи с социальной материей представляют для философии особый интерес.

Если в идеализме (как объективном, так и субъективном) общественное сознание рассматривается как абсолютно независимое от общественного бытия, более того, как определяющее последнее, то в материализме эта проблема решается более гибко, диалектично. Так, считая общественное сознание особым элементом общественного бытия, который, с одной стороны, кардинально отличается от всех других его элементов, а с другой, - существует исключительно в структуре общественного производства, материалисты полагают, что общественное сознание по своей форме есть идеальное отражение общественного бытия людей в разнообразных чувствах, представлениях, идеях, взглядах, теориях о человеке и обществе, а также о природе в ее связи с человеком и обществом. В то же время, по их мнению, зависимость духовного от материального в обществе не абсолютная, а относительная, т.е. проявляющаяся лишь в "конечном счете".

Относительная самостоятельность общественного сознания обусловливается внутренней логикой его саморазвития, находящей свое выражение, во-первых, в преемственности развития его элементов (из прошлого через настоящее в будущее) и, во-вторых, в их взаимодействии между собой (в одном отрезке времени). Отсюда вытекают такие свойства сознания, как: 1) способность отставать от развития общественного бытия (сохранение устаревших, традиционных, консервативных взглядов в общественном сознании людей); 2) способность опережать его (распространение в общественном сознании идей, не соответствующих материальным, социальным и прочим возможностям общества для их реализации на практике); 3) способность активно влиять на него (реализация на практике творческого потенциала общественного сознания).

Последнее свойство общественного сознания, раскрывающее его роль в историческом процессе, детерминировано рядом условий: 1) характером общественных отношений, в структуре которых функционирует общественное сознание и которые формируют "каркас" всего общественного здания; 2) исторической ролью той социальной группы, которая, являясь носительницей общественного сознания, реализует при этом свой особый интерес; 3) степенью распространения тех или иных идей, взглядов, мнений и т.д. в массах ("Идеи никогда не могут выводить за пределы старого мирового порядка, - писал Маркс. - Идеи вообще ничего не могут осуществить. Для осуществления идей требуются люди, которые должны употребить практическую силу" /1; Т.2, С.132/); 4) степенью адекватности выражения в общественном сознании объективных потребностей (исторической необходимости) общественного развития (наивысшая степень "адекватности" станет возможной в самом высокоразвитом обществе будущего, когда удовлетворение духовных потребностей, духовное производство займут доминирующее положение в общественной жизни свободных, сознательных, всесторонне развитых людей).

Структура общественного сознания очень сложна и определяется в конечном счете структурой общественного бытия, т.е. взаимодействием всех разновидностей деятельности и отношений людей в обществе. В качестве оснований структурирования общественного сознания выступают следующие: 1) историческое (раскрывает этапы эволюции общественного сознания от эпохи к эпохе); 2) гносеологическое (анализирует общественное сознание как отражение общественного бытия); 3) социологическое (показывает место и роль общественного сознания в системе общественного производства).

В историческом аспекте общественное сознание делится на: 1) исторические типы (либо формационные - например, первобытный, рабовладельческий, феодальный типы сознания, либо цивилизационные - например, аграрный, индустриальный типы сознания), выявляющие "набор" общих черт сознания, присущих всем людям, живущим в данную историческую эпоху, и 2) подтипы (либо классовые, либо национальные, либо какие-то иные), выявляющие групповую специфику сознания людей, живущих в одном отрезке времени.

В гносеологическом аспекте общественное сознание расчленяется на: 1) обыденное и научное (основание их выделения, как отмечалось в предыдущей лекции, - степень адекватности и глубины отражения действительности), и 2) общественная психология и идеология (основание - преобладание в процессе отражения действительности эмоционально-чувственного либо рационального моментов). Общественная психология - это эмоционально-чувственная сфера общественного сознания, воплощающаяся в обычаях, нравах, привычках, традициях, чувствах, настроениях и т.д. Идеология - это сфера общественного сознания, которая преимущественно в теоретической форме выражает коренные интересы, идеалы классов или других общностей людей, существенно влияющих на социальный процесс. Идеология есть наиболее яркий показатель самоопределения социальной группы в качестве субъекта исторического творчества. Если "носителями" идеологии выступают все или большинство членов социальной группы, то ее "создателями" может быть очень небольшой круг теоретически подготовленных лиц либо из числа членов этой группы, либо из иных групп. Идеологизация всех процессов общественной жизни остается необходимой (и неизбежной) до тех пор, пока в обществе сохраняется групповое деление людей.

В социологическом аспекте общественое сознание разделяется на: 1) общностное и индивидуальное (основание членения - различие носителей общественного сознания), и 2) формы (основание выделения - функционирование в различных сферах человеческой деятельности и отношений).

Различие между общностным (или общественным, как иногда не вполне корректно его называют в литературе) и индивидуальным сознанием можно провести в двух плоскостях. С одной стороны, носителями общностного сознания выступают многочисленные социальные группы различных масштабов - от самых малых (скажем, семья) до самых больших (например, человечество), а носителем индивидуального сознания - отдельно взятый человек. С другой стороны, носителем и общностного и индивидуального сознания может выступать один отдельно взятый человек, сознание которого складывается из двух составляющих: общностной, формирующейся вследствие его принадлежности к каким-либо общностям и объединяющей его с членами этих общностей, и индивидуальной, характеризующей его неповторимое, уникальное "Я", отличное от всех остальных индивидов. Общностное сознание неизмеримо больше по объему и времени существования, чем индивидуальное. Тем не менее их влияние обоюдостороннее: как общностное сознание способствует развитию и совершенствованию индивидуального, так и последнее выступает необходимым и постоянным источником пополнения содержания первого.

Будучи исторически изменчивыми и структурированными (на все вышеуказанные элементы общественного сознания), формы общественного сознания, как идеальные составляющие определенных сфер деятельности и общественных отношений людей, различаются между собой по: 1) предмету отражения, 2) формам отражения, 3) особенностям своего развития, 4) выполняемым ими социальным функциям.

Нравственное сознание, формирующееся на самой ранней стадии антропосоциогенеза и существующее вечно, представляет собой отражение общепринятых нормативов и оценок поведения и деятельности, регулирующих межличностное общение людей в целях обеспечения единства личных и коллективных интересов. (Достижение высшего уровня нравственного сознания Кант представлял следующим образом: "поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице и в лице всякого другого также как к цели и никогда не относился бы к нему только как к средству" /5; С.270/).

Эстетическое (художественное) сознание, возникающее на последней стадии родового строя и существующее вечно, представляет собой выражение ценностного отношения человека к миру и отражение художественной деятельности людей и выступает тем духовным фундаментом, который обеспечивает гармоническое единство и внутреннюю взаимосвязанность различных проявлений духовной жизни человека и общества в целом. ("Я убежден, - писал Гегель, - что высший акт разума, охватывающий все идеи, есть акт эстетический и что истина и благо соединяются родственными узами лишь в красоте" /6; С.212/).

Религиозное сознание, возникающее на последней стадии первобытного строя и существующее в эпоху классового деления общества, есть отражение тех внешних сил, которые господствуют над людьми в их повседневной жизни, в их (сил) сверхъестественном воплощении. (По мнению Маркса, "религиозное отражение действительного мира может вообще исчезнуть лишь тогда, когда отношения практической повседневной жизни людей будут выражаться в прозрачных и разумных связях их между собой и с природой" /1; Т.23, С.9O/).

Политическое сознание, существующее в эпоху классового деления общества, выступает отражением общественных отношений социальных групп по поводу осуществления государственной власти и функционирования политической системы общества в целом.

Правосознание, неразрывно связаное с существованием политического сознания, есть форма общественного сознания, в которой выражается знание и оценка принятых в данном обществе в качестве юридических законов нормативов общественной деятельности различных субъектов права.

Л и т е р а т у р а

1. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения, 2-е издание.

2. Мир философии, Ч.II. - М., 1991.

3. Ленин В.И. Полное собрание сочинений, 5-е издание.

4. Степин В.А. Социализм: теория и практика (опыт системного анализа). -

Днепропетровск, 1992.

5. Кант И. Сочинения. В 6-ти т. - М., 1965, Т.4, Ч.I.

6. Гегель Г.В.Ф. Работы разных лет. В 2-х т. - М., 197O, Т.I.

Степин В.А.