8.3. Научное познание и его специфика.
В начале человеческой истории познание было вплетено в практическую деятельность. Человек не ставил перед собой задачу получения знаний, но приобретал их, активно действуя в мире, удовлетворяя свои насущные потребности. Такое знание носит название обыденного (практического, житейского, повседневного). Оно знакомо каждому. Это первичный слой человеческого опыта, включающий в себя констатацию фактов, представления в форме рецептурных правил-предписаний, рекомендаций (как охотиться, как ловить рыбу...). У такого знания нет конкретного предмета познания, нет определенной цели - оно выступает как функция и средство труда и помогает свободно ориентироваться в окружающем человека мире.
На определенной ступени общества по мере развития практики выделяется специализированная духовная деятельность, осуществляемая особо подготовленными людьми (учеными), назначением которой становится производство и получение новых знаний. Этот процесс приводит к формированию все более обобщенного, научно-теоретического познания и его результата - системы научного знания, науки. Аристотель писал, что наука возникла там, где люди имели досуг, определенную материальную, приборную, инструментальную базу, а также средства фиксации результатов - письменность.
Основная задача научного познания - получение нового знания, претендующего на объективность, истинность. Оно большей частью не выступает уточнением или продолжением обыденного. Его цель - проникновение в "невидимые" глубины явлений и процессов, отыскание закономерностей изменения и развития, вскрытие причин, их порождающих, исследование сущностных взаимосвязей. Наука отвечает на вопрос: "почему?" Объяснение - функция науки в обществе; и на его основе - возможность предсказаний.
Наука использует специфические, так называемые, "идеальные объекты" (идеальный газ, абсолютно твердое тело...), то есть, мысленные конструкции, заменяющие в исследовании объекты материального мира (закономерности и характеристики, установленные для идеальных объектов, затем переносятся на явления дествительности). Научно-теоретическое познание не просто формирует понятия, схемы расчета, законы, оно воспроизводит их на своей собственной основе, и это воспроизводство абстракций становится целенаправленной деятельностью, развивающейся по своей внутренней логике и по своим законам. Теоретический мир как бы отчуждается от мира, в котором живут люди, и замыкается сам на себя. Вырабатывается специальный, не всегда понятный постороннему, язык. Используются в процессе исследования научные методы. Метод можно представить как осознанный и сознательно применяемый способ познания. Их множество. Если попытаться классифицировать методы по сфере применения - можно выделить: всеобщие, общенаучные, частные. Методы, используемые на эмпирическом (опытном) уровне научного исследования - наблюдение, измерение, сравнение, эксперимент и др. - отличаются от методов, которыми владеют ученые-теоретики: моделирование, идеализация, формализация и др. (6, с.391-406).
Знание, полученное в науке, приводится в систему. Формами его организации и развития выступают гипотеза и теория - своеобразные мыслительные модели изучаемых явлений. Благодаря методу гипотез познание как бы освобождается от жесткой связи с действительностью и создает заделы для будущего.
Научное знание принимается не вследствие веры или авторитета, а путем доказательного логического рассуждения на основе определенных норм и критериев. Оно проходит своеобразный фильтр: обоснование, доказательство, проверку.
Облик современной науки оформился в XVI-XVIII вв. в связи с теми революционными сдвигами в материальном производстве, которые привели к развитию товарно-капиталистической системы общественных отношений. Специфическая черта сегодняшнего этапа ее развития проектно-конструкторский характер, программирование прогнозов.
Наука, несомненно, важнейший фактор общественного прогресса. На ее основе возникают качественно новые технологические процессы, перестраиваются многие сферы человеческой жизни. Но далеко не всеми эта экспансия науки оценивается положительно. Обращается внимание на минусы развития генной инженерии, вмешательство человека в биосферу, аварии на атомных электростанциях и т.д. В этом плане традиционное понимание науки как источника только полезного человеку знания нуждается в переосмыслении. Неслучайно поэтому вопросы о целях научного поиска, об ответственности ученых - в центре общественного внимания. (2, с.132-134)
- Приднепровская государственная академия строительства и архитектуры
- Философия Учебно-методическое пособие для студентов 2 курса всех специальностей
- Авторский коллектив:
- Рецензент :
- Предисловие
- Раздел 1. Философия и ее роль в жизни человека и общества.
- 1.1. Понятие философии.
- 1.2. Понятие мировоззрения
- 1.3. Проблемы мировоззрения и "основной вопрос философии".
- 1.4. Роль философии в жизни общества и человека.
- Раздел 2. Бытие мира. Основные формы бытия. Материя.
- 2.1. Бытие мира, основные формы бытия.
- 2.2. Проблема субстанции. Формирование понятия "Материя".
- 2.3. Движение - способ существования материи. Уровни и формы движения.
- 2.4. Пространство и время - формы движения материи.
- Раздел 3. Проблема взаимосвязи и развития мира.
- 3.1. Диалектика и метафизика как два подхода к проблеме.
- 3.2. Связи объективного мира и категории познания.
- 3.3. Структурные связи.
- 3.4. Связи детерминации
- 3.5. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений.
- 3.6. Закон единства и борьбы противоположностей.
- 3.7. Закон отрицания отрицания.
- Раздел 4. Бытие природы.
- 4.1.Понятие природы и эволюция её понимания.
- 4.2. Взаимодействие общества и природы. Экологическая проблема.
- Раздел 5. Бытие общества.
- 5.1. Теоретические модели общества в истории философии.
- 5.2. Общество как подсистема объективной реальности и система субъективной реальности.
- 5.3. Проблема исторической необходимости и сознательной деятельности людей.
- Раздел 6. Бытие человека.
- 6.1. Проблема сущности человека.
- 6.2. Антропосоциогенез и его комплексный характер.
- 6.3. Соотношение биологического и социального в человеке.
- 6.4. Проблема смерти, бессмертия и смысла жизни человека.
- Раздел 7. Бытие духа: дух, духовность, сознание.
- 7.1. Дух, духовность, душа.
- 7.2. Генетические предпосылки сознания.
- 7.3. Возникновение сознания. Общественная природа сознания
- Раздел 8. Бытие духа: постижение мира.
- 8.1. Познание как философская проблема, диалектика процесса познания.
- 8.2. Проблема истины.
- 8.3. Научное познание и его специфика.
- 8.4. Многообразие форм постижения мира.
- Раздел 9. Общество как саморазвивающаяся система: структура общественного производства.
- 9.1. Общество как система. Понятие и структура общественного производства.
- 9.2. Способ производства материальных условий жизни людей.
- 9.3. Политическая система общества.
- 9.4. Духовная сфера общественной жизни.
- Раздел 1o. Обшество как развивающаяся система: проблема истории в ее динамике.
- 1O.1. Единство и многообразие мировой истории.
- 10.2. Культурологический, цивилизационный и формационный подходы к исследованию социальных процессов.
- 10.3. Революционный и эволюционный способы развития общества.
- 10.4 Сущность общественного прогресса и его критерии.
- Раздел 11. Общество: источники, движущие силы и субъекты исторического процесса.
- 11.1 Источники и движущие силы социального развития.
- 11.2. Субъекты исторического процесса. Типология социальных групп.
- 11.3. Основные общности людей: классы, нации, семья.
- 11.4. Роль народных масс и личности в истории.
- Раздел 12. Бытие индивида.
- 12.1. Индивид и мир.
- 12.2. Индивид и социум.