1.2. Понятие мировоззрения
Более кратко мировоззрение можно определить как систему взглядов на мир и на место человека в нем. Более развернуто - как систему взглядов, оценок и установок, определяющих видение, понимание и переживание мира в целом, места в нем человека и вместе с тем жизненные позиции и ценностные ориентации людей. К мировоззренческим взглядам относятся фактически все проблемы, рассматриваемые философией. К мировоззренческим ценностям относятся приоритеты, связанные с определенными представлениями о добре и зле, прекрасном и безобразном, чести и бесчестии. К мировоззренческим установкам можно отнести то специфическое единство мировоззренческих взглядов и оценок, которое обнаруживается в наших поступках, в нашем отношении к природе, обществу и к окружающим людям. У Вас может быть установка на отношение к природе либо как к высшей ценности, либо как к объекту господства и подчинения и, соответственно, Вы будете выступать в реальной жизни либо как созидатель, либо как разрушитель Природы (хотя в последнем случае в глубине души Вы и можете понимать, что поступаете дурно).
Мировоззрение в обязательном порядке предполагает наличие: 1) картины мира и места в ней человека; 2) модели социальной системы и место в ней личности; 3) осознание своего "я", своего места в обществе и в мире в целом; 4) жизненной стратегии и программы поведения; программы поведения имеют под собой две "опоры": знания и ценности. Субъектом, т.е. носителем мировоззрения выступает отдельный индивид, социальные группы, классы и нации и все человечество.
Мировоззрение формируется у индивида стихийно в процессе его воспитания. Оно как бы навязывается обществом, но ведь нельзя жить в обществе и быть свободным от общества. На уровне обыденного сознания мировоззрение непоследовательно, непродумано и невыявлено для самого его носителя, ибо индивид почти ничего не может сказать о нем. Философия как рефлексия над мировоззренческой проблематикой открывает возможность для индивида понять свое мировоззрение и при необходимости встать на путь его корректировки. В мировоззрении общества или социальной группы выделяют два уровня: повседневно-практическое и теоретическое. Первое формируется самими условиями и опытом жизни, второе разрабатывается теоретиками и идеологами, в частности, философами. В так называемые спокойные, бесконфликтные периоды общественной жизни повседневно-практический и теоретический уровни мировоззрения могут развиваться и функционировать относительно независимо друг от друга. Но в периоды общественных потрясений взаимовлияние и взаимопроникновение их значительно усиливаются. В этих условиях предшествующие достижения философской мысли в разработке мировоззренческой проблематики как бы входят в саму жизнь: происходит так называемое "обмирщение" философии, когда, по выражению К.Маркса, "жизнь становится философской, а философия мирской". Особенно значительное влияние на изменение мировоззренческих установок обыденного сознания сыграло, в частности, развитие философской мысли во Франции накануне Великой Французской революции и в Германии и России накануне Октябрьской революции.
В мировоззрении можно выделить: а) мироощущение как эмоционально-образную его часть; б) миропонимание как рационально-логическую его часть; в) мироотношение как те стратегические установки, которые, складываясь на основе определенных убеждений, не остаются компонентами "чистого" сознания, а выступают опредмеченными мыслями и чувствами. При этом важно учитывать, что не может быть достаточно развитого и зрелого миропонимания там, где ему не предшествовало миропереживание, выводящее на подсознательном уровне к необходимости осознания отношения человека к миру. Переживание проблем бытия, касающихся как мира в целом, так и места в нем человека - проблем жизни и смерти, смысла жизни и пр. - может быть на основе непосредственного переживания трагичности жизни. Через собственный опыт человек может убеждаться в том, что "жизнь - это путь, начинающийся рождением, завершающийся смертью, это путь страдания, ведущий к мудрости". Опосредовано трагическая проблематика жизни переживается через общение с лучшими произведениями искусства. На основе этих переживаний создаются предпосылки интереса к проблемам миропонимания, к тому, чтобы ценить жизнь и осознано строить свои отношения с миром и другими людьми. Только тот, кого непосредственно или опосредовано коснулось трагическое дыхание жизни, готов достаточно серьезно решать вопросы: что есть мир и что есть я в этом мире?
Как уже отмечалось выше, в историческом развитии мировоззрение выступает последовательно в трех исторических формах: мифологии, религии и философии. 1. Мифология есть мировоззрение периода детства человеческого рода, когда индивид не оторвался еще от пуповины родоплеменной организации. Миф объединял в себе зачатки знаний, политических и нравственных взглядов, религии, различных видов искусства. В нем нет достаточно четкого противопоставления материального и идеального (психического), объективного и субъективного, "сверхъестественного" и "естественного". Выступая единой, нерасчлененной формой массового сознания, миф выполнял многообразные функции: а) обеспечение духовной связи поколений; б) закрепление принятых в обществе систем ценностей; в) поощрение определенных норм поведения, традиций, привычек. Мифология - первичный тип мировоззрения одновременно и преодоленный и сохраненный в религии и философии в качестве отдельных мифологем. 2. Соответственно и религия не только выступает в современном обществе в качестве мощной и самостоятельной мировоззренческой структуры. Религия, будучи "преодоленной" философией, сохраняется в ней либо непосредственно в виде религиозных направлений в философии, либо опосредовано в виде идеалистических направлений. Религиозное мировоззрение основывается на духовном освоении мира через его удвоение на земной (посюсторонний) и небесный (потусторонний). Основу религиозного мировоззрения составляет вера в существование сверхъестественных сил и их главенствующую роль в жизни людей и в мироздании в целом. Поклонение этим высшим силам постепенно привело к идее бога. Религия выступала и выступает мощным средством формирования единства человеческого рода посредством: а) создания особого духовного пространства; б) пробуждения ценности духовной жизни индивида; в) придания особой ценности общечеловеческим нормам и ценностям. 3. Но хотя мифологический и религиозный типы мировоззрения наметили основные проблемы, однако они не смогли обеспечить осознание всей сложности общественной жизни, действительного отношения человека к природе и к самому себе. Первенство в духовном освоении мироздания стало постепенно переходить к филосифии. Процесс разложения первобытного общества и перехода к классовому обществу, дифференциация общественного производства и общественных отношений - все это вызвало потребность в теоретическом осмыслении сложного мира человеческого бытия, сущности человека, его связей с миром. Философия возникает как способ практически-духовного освоения мира, опирающийся на теоретическое осмысление отношения "мир и человек". При этом "полюсами", создающими "поле напряжений" философской мысли, выступают мир предметной практической жизнедеятельности и мир бытия за непосредственной жизнедеятельностью. Как составная часть культуры философия в своем историческом развитии выступает не столько в качестве научной теории о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления, сколько в виде осмысления предельных оснований человеческого бытия. Предметом философии, в конечном счете, выступают отношения "человек - мир" и всеобщие принципы человеческого отношения к миру. Философия говорит человеку не только о его реальном, фактическом положении, не только о том, что он есть, но и о его жизненном назначении, о том, чем он может и должен быть.
Каковы предпосылки появления (и возрождения) философии?
1. Психологические: а) удивление (для эпистемной манеры философствования) или стресс (для экзистенциальной); б) сомнение, открывающее путь к самопознанию: "не суди и не делай ничего поспешно и опрометчиво, но задумайся прежде всего о том, каков ты сам, какова твоя природа, на что ты способен, к чему призван".
2. Духовные: а) наличие знаний (эмпирических и теоретических), а также наличие хаоса духовного пространства, способного к самоорганизации; б) внимание к культуре диалога и наличие культуры мышления.
3. Социальные: а) разрыв традиций, когда "рвется связь времен", и необходимость осмысления нового исторического времени; б) определенный уровень развития социальных и демократических свобод, создающих предпосылки для самореализации и саморазвития личности в философском творчестве.
Становление философии и ее развитие происходит в поисках решения ряда названных проблем.
- Приднепровская государственная академия строительства и архитектуры
- Философия Учебно-методическое пособие для студентов 2 курса всех специальностей
- Авторский коллектив:
- Рецензент :
- Предисловие
- Раздел 1. Философия и ее роль в жизни человека и общества.
- 1.1. Понятие философии.
- 1.2. Понятие мировоззрения
- 1.3. Проблемы мировоззрения и "основной вопрос философии".
- 1.4. Роль философии в жизни общества и человека.
- Раздел 2. Бытие мира. Основные формы бытия. Материя.
- 2.1. Бытие мира, основные формы бытия.
- 2.2. Проблема субстанции. Формирование понятия "Материя".
- 2.3. Движение - способ существования материи. Уровни и формы движения.
- 2.4. Пространство и время - формы движения материи.
- Раздел 3. Проблема взаимосвязи и развития мира.
- 3.1. Диалектика и метафизика как два подхода к проблеме.
- 3.2. Связи объективного мира и категории познания.
- 3.3. Структурные связи.
- 3.4. Связи детерминации
- 3.5. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений.
- 3.6. Закон единства и борьбы противоположностей.
- 3.7. Закон отрицания отрицания.
- Раздел 4. Бытие природы.
- 4.1.Понятие природы и эволюция её понимания.
- 4.2. Взаимодействие общества и природы. Экологическая проблема.
- Раздел 5. Бытие общества.
- 5.1. Теоретические модели общества в истории философии.
- 5.2. Общество как подсистема объективной реальности и система субъективной реальности.
- 5.3. Проблема исторической необходимости и сознательной деятельности людей.
- Раздел 6. Бытие человека.
- 6.1. Проблема сущности человека.
- 6.2. Антропосоциогенез и его комплексный характер.
- 6.3. Соотношение биологического и социального в человеке.
- 6.4. Проблема смерти, бессмертия и смысла жизни человека.
- Раздел 7. Бытие духа: дух, духовность, сознание.
- 7.1. Дух, духовность, душа.
- 7.2. Генетические предпосылки сознания.
- 7.3. Возникновение сознания. Общественная природа сознания
- Раздел 8. Бытие духа: постижение мира.
- 8.1. Познание как философская проблема, диалектика процесса познания.
- 8.2. Проблема истины.
- 8.3. Научное познание и его специфика.
- 8.4. Многообразие форм постижения мира.
- Раздел 9. Общество как саморазвивающаяся система: структура общественного производства.
- 9.1. Общество как система. Понятие и структура общественного производства.
- 9.2. Способ производства материальных условий жизни людей.
- 9.3. Политическая система общества.
- 9.4. Духовная сфера общественной жизни.
- Раздел 1o. Обшество как развивающаяся система: проблема истории в ее динамике.
- 1O.1. Единство и многообразие мировой истории.
- 10.2. Культурологический, цивилизационный и формационный подходы к исследованию социальных процессов.
- 10.3. Революционный и эволюционный способы развития общества.
- 10.4 Сущность общественного прогресса и его критерии.
- Раздел 11. Общество: источники, движущие силы и субъекты исторического процесса.
- 11.1 Источники и движущие силы социального развития.
- 11.2. Субъекты исторического процесса. Типология социальных групп.
- 11.3. Основные общности людей: классы, нации, семья.
- 11.4. Роль народных масс и личности в истории.
- Раздел 12. Бытие индивида.
- 12.1. Индивид и мир.
- 12.2. Индивид и социум.