11.3. Основные общности людей: классы, нации, семья.
Из числа "базовых" общностей наибольшее влияние на всю послепервобытную историю человечества оказали общественные классы, нации, семья. Не случайно, что еще Кондорсе отмечал: "Наши надежды на улучшение состояния человеческого рода в будущем могут быть сведены к трем важным положениям: уничтожение неравенства между нациями, прогресс равенства между различными классами того же народа, наконец, действительное совершенствование человека" /1; С.433/.
Наиболее значительной по масштабу и по степени воздействия на ход общественного развития социальной группой являются классы. Процесс социального расслоения общества на заре аграрной цивилизации привел к тому, что на место внутренне слабо дифференцированной общности - рода или общины - пришли классы с различными или прямо противоположными интересами. Уже мыслители эпохи Просвещения связывали появление классов в обществе с социальным неравенством. Так, Руссо отмечал, что "конкуренция и соперничество, с одной стороны, а с другой - противоположность интересов и скрытое желание обогатиться за счет другого - таковы ближайшие последствия возникновения собственности, таковы неотлучные спутники нарождающегося неравенства" /1; С.425/.
В философии и социологии ХХ века сложились разные подходы к пониманию сущности классов: 1) классы - это группы людей, обладающих одинаковым социальным статусом ("стратификационный" подход Т.Парсона, Уорнера и др.), 2) классы - "потенциальные носители конфликтов" в силу своего места в системе власти (Дарендорф, Ленский), 3) классы - это группы людей с одинаковыми жизненными шансами (Вебер, Гидденс), 4) классы - группы, отличающиеся своим местом в конкретной структуре производственных отношений (марксисты).
По мнению автора, все указанные подходы могут играть положительную роль в определении качественных характеристик классов, но тем не менее наиболее фундаментальным и объективным представляется подход к проблеме в марксистской философии. Именно в последней определяющее значение классовой дифференциации общества обусловливается тем, что ее основой являются базисные отношения собственности на средства производства. Наиболее полно и развернуто самые существенные характеристики классов даны в их ленинском определении: "Классами называются большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. Классы, это такие группы людей, из которых одна может себе присваивать труд другой, благодаря различию их места в определенном укладе общественного хозяйства" /2; Т.39, С.15/10.
Роль класса как субъекта исторического творчества зависит от того, в какой мере он приходит к осознанию своего места в обществе, отношению к иным социальным группам, а также в какой степени он способен действовать в качестве организованной силы в борьбе за свои права и интересы. Любой класс проходит различные этапы саморазвития от "класса в себе" (преимущественно объект эксплуатации, не осознающий своей исторической миссии) к "классу для себя" (активный преобразователь "общественного здания").
Любой класс определяется только в соотнесении со своей противоположностью. Отсюда история знает четыре пары классов, функционирующих в системе господствующих в той или иной формации форм собственности: рабы и рабовладельцы (рабовладельческая формация), крепостные крестьяне и феодалы (феодальная формация), общинники и государственные бюрократы (аграрно-общинная формация, или "азиатский способ производства"), пролетарии и буржуа (капиталистическая формация). Разрешение противоречия между классами в ходе социальной революции и перехода к новой формации ведет к уничтожению обоих классов (т.е. обеих сторон противоречия) и возникновению новой пары противоположностей.
Особое место в социальной структуре общества занимают исторические общности людей: род, племя, народность, нация. Нация - наиболее масштабное этническое образование, представляющее собой общность людей, складывающуюся в ходе формирования общности их территории, экономических связей, литературного языка, некоторых особенностей культуры и характера (отличают понятие нации и национальной принадлежности; основным признаком последней ряд авторов считает национальный характер). Нация образуется в процессе укрепления буржуазных экономических отношений и политической централизации, становления общей духовной жизни и национального самосознания. И это значит, что в отличие от народности нация - более устойчивая общность людей, и устойчивость ей прежде всего придают "глубокие экономические факторы" /2; Т.25, С.259/.
Нации возникли как из родственных друг другу племен и народностей, так и из людей неродственных племен, рас и народностей. Исторические особенности образования и развития нации, своеобразие ее экономического строя, культуры, географической и исторической среды, быта, традиций - все это накладывает отпечаток на духовный облик нации, формирует специфические черты национального характера и национального самосознания. Каждая исторически сложившаяся нация в лице наиболее передовых ее представителей поднимается до осознания своих общенациональных интересов, особенностей своей культуры, традиций и перспектив развития. Она обладает своим особым складом мышления и формой проявления чувств. все это делает нацию уникальным историческим образованием.
В то же время, говоря о различных тенденциях, имеющих место при капитализме, нельзя забывать, что в последнем особенности духовной жизни наций, народностей, национальных (этнических) групп во многом обусловливаются классовой принадлежностью людей. Поэтому недопустимо игнорировать классовую (в силу этого двойственную) природу каждой национальной культуры и духовной жизни общества, а также степень дифференциации внутри нации, национальные особенности каждого класса данной нации. Стирание классовых различий в обществе (происходящее на первой стадии коммунистической революции) ликвидирует двойственную природу национальной духовной культуры, и вплоть до своего полного исчезновения в процессе формирования единого общепланетарного сообщества людей она существует как целостный, гармоничный организм11.
Микроячейкой общества является такая общность людей, как семья - основанная на браке или кровном родстве малая социальная группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью, воспроизводством и воспитанием детей, эмоционально-чувственной и физической адекватностью.
Семья - явление историческое. Она возникла и развилась вместе с формированием человеческого общества, видоизменяясь в процессе смены общественно-экономических формаций, а также типов культур. "Мы имеем три главные формы брака, - писал Энгельс, - в общем и целом соответствующие трем главным стадиям развития человечества. Дикости соответствует групповой брак, варварству - парный брак, цивилизации - моногамия" /3; Т.21, С.77/. Брачно-семейные отношения детерминируются в первую очередь социально-экономическими факторами. Однако их воздействие опосредствуется культурными, прежде всего нравственными, эстетическими и правовыми, политическими ценностями. Поэтому брачно-семейные отношения даже в пределах одной формации по-разному испытывают на себе влияние социально-экономической системы того или иного общества, развиваясь относительно самостоятельно.
Семья - демографический фундамент общества, а также та микросреда, климат которой способствует (или препятствует) сохранению и развитию моральных и физических сил человека, душевного комфорта, оказывая тем самым положительное (или отрицательное) влияние на трудовую или обществененную активность граждан. Семья тем самым - важнейшая ячейка социального влияния на становление личности, здесь начинается процесс социализации человека.
- Приднепровская государственная академия строительства и архитектуры
- Философия Учебно-методическое пособие для студентов 2 курса всех специальностей
- Авторский коллектив:
- Рецензент :
- Предисловие
- Раздел 1. Философия и ее роль в жизни человека и общества.
- 1.1. Понятие философии.
- 1.2. Понятие мировоззрения
- 1.3. Проблемы мировоззрения и "основной вопрос философии".
- 1.4. Роль философии в жизни общества и человека.
- Раздел 2. Бытие мира. Основные формы бытия. Материя.
- 2.1. Бытие мира, основные формы бытия.
- 2.2. Проблема субстанции. Формирование понятия "Материя".
- 2.3. Движение - способ существования материи. Уровни и формы движения.
- 2.4. Пространство и время - формы движения материи.
- Раздел 3. Проблема взаимосвязи и развития мира.
- 3.1. Диалектика и метафизика как два подхода к проблеме.
- 3.2. Связи объективного мира и категории познания.
- 3.3. Структурные связи.
- 3.4. Связи детерминации
- 3.5. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений.
- 3.6. Закон единства и борьбы противоположностей.
- 3.7. Закон отрицания отрицания.
- Раздел 4. Бытие природы.
- 4.1.Понятие природы и эволюция её понимания.
- 4.2. Взаимодействие общества и природы. Экологическая проблема.
- Раздел 5. Бытие общества.
- 5.1. Теоретические модели общества в истории философии.
- 5.2. Общество как подсистема объективной реальности и система субъективной реальности.
- 5.3. Проблема исторической необходимости и сознательной деятельности людей.
- Раздел 6. Бытие человека.
- 6.1. Проблема сущности человека.
- 6.2. Антропосоциогенез и его комплексный характер.
- 6.3. Соотношение биологического и социального в человеке.
- 6.4. Проблема смерти, бессмертия и смысла жизни человека.
- Раздел 7. Бытие духа: дух, духовность, сознание.
- 7.1. Дух, духовность, душа.
- 7.2. Генетические предпосылки сознания.
- 7.3. Возникновение сознания. Общественная природа сознания
- Раздел 8. Бытие духа: постижение мира.
- 8.1. Познание как философская проблема, диалектика процесса познания.
- 8.2. Проблема истины.
- 8.3. Научное познание и его специфика.
- 8.4. Многообразие форм постижения мира.
- Раздел 9. Общество как саморазвивающаяся система: структура общественного производства.
- 9.1. Общество как система. Понятие и структура общественного производства.
- 9.2. Способ производства материальных условий жизни людей.
- 9.3. Политическая система общества.
- 9.4. Духовная сфера общественной жизни.
- Раздел 1o. Обшество как развивающаяся система: проблема истории в ее динамике.
- 1O.1. Единство и многообразие мировой истории.
- 10.2. Культурологический, цивилизационный и формационный подходы к исследованию социальных процессов.
- 10.3. Революционный и эволюционный способы развития общества.
- 10.4 Сущность общественного прогресса и его критерии.
- Раздел 11. Общество: источники, движущие силы и субъекты исторического процесса.
- 11.1 Источники и движущие силы социального развития.
- 11.2. Субъекты исторического процесса. Типология социальных групп.
- 11.3. Основные общности людей: классы, нации, семья.
- 11.4. Роль народных масс и личности в истории.
- Раздел 12. Бытие индивида.
- 12.1. Индивид и мир.
- 12.2. Индивид и социум.