logo
Прокофьев Философия ІІ к

11.3. Основные общности людей: классы, нации, семья.

Из числа "базовых" общностей наибольшее влияние на всю послепервобытную историю человечества оказали общественные классы, нации, семья. Не случайно, что еще Кондорсе отмечал: "Наши надежды на улучшение состояния человеческого рода в будущем могут быть сведены к трем важным положениям: уничтожение неравенства между нациями, прогресс равенства между различными классами того же народа, наконец, действительное совершенствование человека" /1; С.433/.

Наиболее значительной по масштабу и по степени воздействия на ход общественного развития социальной группой являются классы. Процесс социального расслоения общества на заре аграрной цивилизации привел к тому, что на место внутренне слабо дифференцированной общности - рода или общины - пришли классы с различными или прямо противоположными интересами. Уже мыслители эпохи Просвещения связывали появление классов в обществе с социальным неравенством. Так, Руссо отмечал, что "конкуренция и соперничество, с одной стороны, а с другой - противоположность интересов и скрытое желание обогатиться за счет другого - таковы ближайшие последствия возникновения собственности, таковы неотлучные спутники нарождающегося неравенства" /1; С.425/.

В философии и социологии ХХ века сложились разные подходы к пониманию сущности классов: 1) классы - это группы людей, обладающих одинаковым социальным статусом ("стратификационный" подход Т.Парсона, Уорнера и др.), 2) классы - "потенциальные носители конфликтов" в силу своего места в системе власти (Дарендорф, Ленский), 3) классы - это группы людей с одинаковыми жизненными шансами (Вебер, Гидденс), 4) классы - группы, отличающиеся своим местом в конкретной структуре производственных отношений (марксисты).

По мнению автора, все указанные подходы могут играть положительную роль в определении качественных характеристик классов, но тем не менее наиболее фундаментальным и объективным представляется подход к проблеме в марксистской философии. Именно в последней определяющее значение классовой дифференциации общества обусловливается тем, что ее основой являются базисные отношения собственности на средства производства. Наиболее полно и развернуто самые существенные характеристики классов даны в их ленинском определении: "Классами называются большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. Классы, это такие группы людей, из которых одна может себе присваивать труд другой, благодаря различию их места в определенном укладе общественного хозяйства" /2; Т.39, С.15/10.

Роль класса как субъекта исторического творчества зависит от того, в какой мере он приходит к осознанию своего места в обществе, отношению к иным социальным группам, а также в какой степени он способен действовать в качестве организованной силы в борьбе за свои права и интересы. Любой класс проходит различные этапы саморазвития от "класса в себе" (преимущественно объект эксплуатации, не осознающий своей исторической миссии) к "классу для себя" (активный преобразователь "общественного здания").

Любой класс определяется только в соотнесении со своей противоположностью. Отсюда история знает четыре пары классов, функционирующих в системе господствующих в той или иной формации форм собственности: рабы и рабовладельцы (рабовладельческая формация), крепостные крестьяне и феодалы (феодальная формация), общинники и государственные бюрократы (аграрно-общинная формация, или "азиатский способ производства"), пролетарии и буржуа (капиталистическая формация). Разрешение противоречия между классами в ходе социальной революции и перехода к новой формации ведет к уничтожению обоих классов (т.е. обеих сторон противоречия) и возникновению новой пары противоположностей.

Особое место в социальной структуре общества занимают исторические общности людей: род, племя, народность, нация. Нация - наиболее масштабное этническое образование, представляющее собой общность людей, складывающуюся в ходе формирования общности их территории, экономических связей, литературного языка, некоторых особенностей культуры и характера (отличают понятие нации и национальной принадлежности; основным признаком последней ряд авторов считает национальный характер). Нация образуется в процессе укрепления буржуазных экономических отношений и политической централизации, становления общей духовной жизни и национального самосознания. И это значит, что в отличие от народности нация - более устойчивая общность людей, и устойчивость ей прежде всего придают "глубокие экономические факторы" /2; Т.25, С.259/.

Нации возникли как из родственных друг другу племен и народностей, так и из людей неродственных племен, рас и народностей. Исторические особенности образования и развития нации, своеобразие ее экономического строя, культуры, географической и исторической среды, быта, традиций - все это накладывает отпечаток на духовный облик нации, формирует специфические черты национального характера и национального самосознания. Каждая исторически сложившаяся нация в лице наиболее передовых ее представителей поднимается до осознания своих общенациональных интересов, особенностей своей культуры, традиций и перспектив развития. Она обладает своим особым складом мышления и формой проявления чувств. все это делает нацию уникальным историческим образованием.

В то же время, говоря о различных тенденциях, имеющих место при капитализме, нельзя забывать, что в последнем особенности духовной жизни наций, народностей, национальных (этнических) групп во многом обусловливаются классовой принадлежностью людей. Поэтому недопустимо игнорировать классовую (в силу этого двойственную) природу каждой национальной культуры и духовной жизни общества, а также степень дифференциации внутри нации, национальные особенности каждого класса данной нации. Стирание классовых различий в обществе (происходящее на первой стадии коммунистической революции) ликвидирует двойственную природу национальной духовной культуры, и вплоть до своего полного исчезновения в процессе формирования единого общепланетарного сообщества людей она существует как целостный, гармоничный организм11.

Микроячейкой общества является такая общность людей, как семья - основанная на браке или кровном родстве малая социальная группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью, воспроизводством и воспитанием детей, эмоционально-чувственной и физической адекватностью.

Семья - явление историческое. Она возникла и развилась вместе с формированием человеческого общества, видоизменяясь в процессе смены общественно-экономических формаций, а также типов культур. "Мы имеем три главные формы брака, - писал Энгельс, - в общем и целом соответствующие трем главным стадиям развития человечества. Дикости соответствует групповой брак, варварству - парный брак, цивилизации - моногамия" /3; Т.21, С.77/. Брачно-семейные отношения детерминируются в первую очередь социально-экономическими факторами. Однако их воздействие опосредствуется культурными, прежде всего нравственными, эстетическими и правовыми, политическими ценностями. Поэтому брачно-семейные отношения даже в пределах одной формации по-разному испытывают на себе влияние социально-экономической системы того или иного общества, развиваясь относительно самостоятельно.

Семья - демографический фундамент общества, а также та микросреда, климат которой способствует (или препятствует) сохранению и развитию моральных и физических сил человека, душевного комфорта, оказывая тем самым положительное (или отрицательное) влияние на трудовую или обществененную активность граждан. Семья тем самым - важнейшая ячейка социального влияния на становление личности, здесь начинается процесс социализации человека.