Рецензент :
доктор философских наук, профессор,
член-корреспондент Академии педагогических наук Украины,
зав. кафедрой философии Днепропетровского
государственного университета Гнатенко П.И.
Философия. Учебно-методическое пособие для студентов 2 курса всех специальностей /Под редакцией д.ф.н., проф. Прокофьева Ф.И.— Днепропетровск, Изд-во ПГАСиА, 1995.-168 с.
За помощь в издании пособия кафедра философии благодарит АО “Павлоградбуд”, заслуженного строителя Украины, канд. техн. наук Залунина В.Ф.
Авторский коллектив выражает благодарность аспирантам специальных кафедр, оказавшим большую помощь в технической работе над пособием: Березюку Д.А., Капичину А.К., Любченко А.Н., Матяш М.В., Погуляке А.В.
© Ф.И.Прокофьев, В.А.Степин, Ж.В.Котов,
Т.И.Выперайленко, Н.А.Аврахов, Ю.И.Никитин. 1995.
С о д е р ж а н и е
Предисловие 5
Раздел 1 (Ж.В. Котов). Философия и ее роль в жизни человека и общества. 7
1.1. Понятие философии 7
1.2. Понятие мировоззрения 10
1.3. Проблемы мировоззрения и основной вопрос философии 14
1.4. Роль философии в жизни общества и человека 16
Раздел 2 (Л.Е.Чернова). Бытие мира. Основные формы бытия. Материя 17
2.1. Бытие мира, основные формы бытия 17
2.2. Проблема субстанции. Формирование понятия "Материя" 21
2.3. Движение - способ существования материи. Уровни и формы движения. 24
2.4. Пространство и время - формы движения материи 27
Раздел 3. Проблема взаимосвязи и развития мира 32
3.1. (Ж.В. Котов) Диалектика и метафизика как два подхода к проблеме. 33
3.2. Связи объективного мира и категории познания 37
3.3. Структурные связи 38
3.4. Связи детерминации 42
3.5. (Н.А.Аврахов). Закон взаимного перехода количественных и качествен-
ных изменений 45
3.6. Закон единства и борьбы противоположностей 49
3.7. Закон отрицания отрицания 53
Раздел 4 (Ф.И. Прокофьев). Бытие природы 55
4.1. Понятие природы и эволюция её понимания 55
4.2. Взаимодействие общества и природы. Экологическая проблема 60
Раздел 5 (В.А. Степин). Бытие общества 63
5.1. Теоретические модели общества в истории философии 63
5.2. Общество как подсистема объективной реальности и система субъек-
тивной реальности 65
5.3. Проблема исторической необходимости и сознательной деятельности
людей 68
Раздел 6 (Ю.И. Никитин, Ф.И. Прокофьев). Бытие человека 71
6.1. Проблема сущности человека 72
6.2. Антропосоциогенез и его комплексный характер 77
6.3. Соотношение биологического и социального в человеке 78
6.4. Проблема смерти, бессмертия и смысла жизни человека 81
Раздел 7 (Прокофьев Ф.И.). Бытие духа: дух, духовность, сознание 85
7.1. Дух, духовность, душа 85
7.2. Генетические предпосылки сознания 88
7.3. Возникновение сознания. Общественная природа сознания 93
Раздел 8 (Выперайленко Т.И.). Бытие духа: постижение мира 98
8.1. Познание как философская проблема, диалектика процесса познания. 98
8.2. Проблема истины 102
8.3. Научное познание и его специфика 104
8.4. Многообразие форм постижения мира 106
Раздел 9 (Степин В.А.). Общество как саморазвивающаяся система:
структура общественного производства 108
9.1. Общество как система. Понятие и структура общественного произ-
водства 108
9.2. Способ производства материальных условий жизни людей 113
9.3. Политическая система общества 118
9.4. Духовная сфера общественной жизни 121
Раздел 10 (Степин В.А.). Общество как саморазвивающаяся система:
проблема истории в ее динамике 126
10.1. Единство и многообразие мировой истории 126
10.2. Культурологический, цивилизационный и формационный подходы
к исследованию социальных процессов 129
10.3. Революционный и эволюционный способы развития общества 132
10.4. Сущность общественного прогресса и его критерии 134
Раздел 11 (Степин В.А.). Общество: источники, движущие силы и субъекты
исторического процесса 136
11.1. Источники и движущие силы социального развития 136
11.2. Субъекты исторического процесса. Типология социальных групп 138
11.3. Основные общности людей: классы, нации, семья 139
11.4. Роль народных масс и личности в истории 143
Раздел 12 (Прокофьев Ф.И.). Бытие индивида 146
12.1. Индивид и мир 146
12.2. Индивид и социум 152
- Приднепровская государственная академия строительства и архитектуры
- Философия Учебно-методическое пособие для студентов 2 курса всех специальностей
- Авторский коллектив:
- Рецензент :
- Предисловие
- Раздел 1. Философия и ее роль в жизни человека и общества.
- 1.1. Понятие философии.
- 1.2. Понятие мировоззрения
- 1.3. Проблемы мировоззрения и "основной вопрос философии".
- 1.4. Роль философии в жизни общества и человека.
- Раздел 2. Бытие мира. Основные формы бытия. Материя.
- 2.1. Бытие мира, основные формы бытия.
- 2.2. Проблема субстанции. Формирование понятия "Материя".
- 2.3. Движение - способ существования материи. Уровни и формы движения.
- 2.4. Пространство и время - формы движения материи.
- Раздел 3. Проблема взаимосвязи и развития мира.
- 3.1. Диалектика и метафизика как два подхода к проблеме.
- 3.2. Связи объективного мира и категории познания.
- 3.3. Структурные связи.
- 3.4. Связи детерминации
- 3.5. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений.
- 3.6. Закон единства и борьбы противоположностей.
- 3.7. Закон отрицания отрицания.
- Раздел 4. Бытие природы.
- 4.1.Понятие природы и эволюция её понимания.
- 4.2. Взаимодействие общества и природы. Экологическая проблема.
- Раздел 5. Бытие общества.
- 5.1. Теоретические модели общества в истории философии.
- 5.2. Общество как подсистема объективной реальности и система субъективной реальности.
- 5.3. Проблема исторической необходимости и сознательной деятельности людей.
- Раздел 6. Бытие человека.
- 6.1. Проблема сущности человека.
- 6.2. Антропосоциогенез и его комплексный характер.
- 6.3. Соотношение биологического и социального в человеке.
- 6.4. Проблема смерти, бессмертия и смысла жизни человека.
- Раздел 7. Бытие духа: дух, духовность, сознание.
- 7.1. Дух, духовность, душа.
- 7.2. Генетические предпосылки сознания.
- 7.3. Возникновение сознания. Общественная природа сознания
- Раздел 8. Бытие духа: постижение мира.
- 8.1. Познание как философская проблема, диалектика процесса познания.
- 8.2. Проблема истины.
- 8.3. Научное познание и его специфика.
- 8.4. Многообразие форм постижения мира.
- Раздел 9. Общество как саморазвивающаяся система: структура общественного производства.
- 9.1. Общество как система. Понятие и структура общественного производства.
- 9.2. Способ производства материальных условий жизни людей.
- 9.3. Политическая система общества.
- 9.4. Духовная сфера общественной жизни.
- Раздел 1o. Обшество как развивающаяся система: проблема истории в ее динамике.
- 1O.1. Единство и многообразие мировой истории.
- 10.2. Культурологический, цивилизационный и формационный подходы к исследованию социальных процессов.
- 10.3. Революционный и эволюционный способы развития общества.
- 10.4 Сущность общественного прогресса и его критерии.
- Раздел 11. Общество: источники, движущие силы и субъекты исторического процесса.
- 11.1 Источники и движущие силы социального развития.
- 11.2. Субъекты исторического процесса. Типология социальных групп.
- 11.3. Основные общности людей: классы, нации, семья.
- 11.4. Роль народных масс и личности в истории.
- Раздел 12. Бытие индивида.
- 12.1. Индивид и мир.
- 12.2. Индивид и социум.