logo
Прокофьев Философия ІІ к

8.2. Проблема истины.

Результатом познания выступает знание - общественная форма идеального отражения людьми материального мира и самих себя в нем, которая объективно проявляется в их действиях, а субъективно - в понимании и оценке окружающей действительности. Из характеристики познавательного процесса, как отображения реальности, вытекает, что истинным знанием (истиной) будет лишь верное, адекватное ее отображение. Если по каким-либо причинам адекватность нарушается, результат познания принимает форму заблуждения. Но между познавательным образом и реальным предметом никогда не существует абсолютного (зеркального) подобия. Поэтому возникает вопрос о критериях различия правильного и деформированного отражения, истины и заблуждения.

Познание есть усвоение содержания объективного мира, воспроизведение этого содержания в идеальной форме. Познавая, мы делаем объективное содержание вещей и процессов нашим собственным субъективным содержанием. Вот это объективное в нашем сознании и есть истина. Объективная истина - это такое содержание наших знаний, которое не зависит ни от человека, ни от человечества. Как видим, истина относится как к субъекту, так и к объекту; она как бы "связывает" их.(5,с.8-12).

Объективность истины обусловливает ее абсолютность, то есть, неопровержимость. Раз открытое и доказанное остается вечным достоянием человечества, будучи основанием всего дальнейшего развития знаний; оно войдет в качестве необходимого момента во все последующие представления. Однако абсолютная истина существует не в качестве неизменного зерна знания, а в форме истины относительной: верного, но неполного знания. Любая вещь бесконечно богата содержанием, неисчерпаема. Поэтому наше знание ее будет ограниченным в силу несовершенства приборов, способов и приемов познания, отсутствия необходимой теоретической базы и т.п. Подобная ограниченность, неполнота и является источником наших заблуждений. Развитие человеческого познания есть постоянная смена одних относительных истин другими. Процесс познания представляет собой все более полное и точное познание объективной истины. Здесь и кроется одна из самых значительных трудностей продвижения человечества к истине. Это и есть противоречие, которое постоянно разрешается в процессе познания и постоянно возникает вновь.

Человек идет к истине долго и трудно. Никто не обладает истиной как отчеканенной монетой, которая, по словам Гегеля, может быть дана в готовом виде и в таком же виде спрятана в карман или же передана другому. С помощью этой аналогии философ сформулировал методологический подход к исследованию истины: истина - это не одномоментный акт, а процесс; следовательно, она лежит не в начале, а в конце пути. Критерием истинности знаний, средством ее проверки и выявления меры соответствия знаний объективной действительности выступает практика во всем ее объеме.

Истина - это проблема не только теории познания, она имеет глубокий жизнеопределяющий смысл. Что считать истинным в собственных поступках, намерениях? На уровне повседневности нужно решать вопросы более истинных политических программ, жизненных ориентаций, истинных идеологий, целей, ценностей. Иными словами, можно и нужно говорить об истине не только как результате познавательного отношения "субъъект-объект", но и трактовать ее в экзистенциальном, человекоориентирующем плане (3).