logo
Прокофьев Философия ІІ к

10.3. Революционный и эволюционный способы развития общества.

Как и любая иная материальная система, общество подчиняется в своем развитии действию закона взаимного перехода количественных и качественных изменений, т.е. поступательный исторический процесс представляет собой чередование относительно спокойных, эволюционных периодов (количественные изменения) с бурно протекающими, скачкообразными событиями и процессами, которые вносят глубокие изменения в ход истории и объединяются понятием социальной революции (качественые преобразования). Тем самым, согласно материалистической диалектике, и социальная эволюция и социальная революция представляют собой закономерные явления, взаимопредполагающие друг друга.

Будучи преобразованием общества, которое "ломает старое в самом основном и коренном" (Ленин), а именно: в системе общественных отношений, определяющих тип социума, революция должна рассматриваться как скачок, переходное состояние между формациями, цивилизациями, культурами. Переустройство всего "общественного здания" на новых началах не может быть скоротечным процессом, и потому социальная революция - это не единовременный акт смены власти в той или иной стране, а длительный исторический период, начинающийся с момента разрешения основного противоречия старой социальной системы и заканчивающийся образованием основного противоречия нового системного качества.

Преобразуя общественные отношения во всех сферах общественного производства, социальная революция выступает фактически как единство трех революций - экономической, политической, идеологической. В каждой из сфер общественного производства должны сложиться соответствующие предпосылки для ее качественного изменения. И завершение в целом социальной революции возможно лишь тогда, когда выполняют полностью свои исторические задачи указанные "частные" революции. В общем плане все происходит таким образом, что сначала совершается политическая революция (завоевание революционным классом государственной власти), затем экономическая (изменение формы собственности на средства производства), и наконец, идеологическая (формирование качественно новой системы духовного производства и общественного сознания).

Чрезвычайно важной (теоретически и практически) является проблема способа совершения социальной революции - мирного и немирного. Очень часто в литературе социальная революция совершенно необоснованно связывается только с немирным способом общественных преобразований (в отличие от мирных, эволюционных изменений). Тогда как на самом деле оба способа перехода к новому социальному устройству являются и необходимыми и возможными в зависимости от конкретной исторической обстановки, от реального соотношения классовых сил. Мирный характер социальной революции (довольно редкое явление в мировой истории) имеет место в том случае, когда достигшее своего пика противоречие между производительными силами и производственными отношениями в обществе разрешается парламентским путем (инициаторами такого пути решения проблемы могут выступить как представители совершающих революцию социальных групп, так и партии господствующего класса, находя в этом свой стратегический интерес) /См.: 4; С.119-12O/.

Тип социальной революции определяется той формацией, к которой происходит переход в ходе ее (революции) осуществления. Отсюда в мировой истории выделяются следующие типы революций: рабовладельческая, феодальная, аграрно-общинная (связанные с формированием аграрной культуры и цивилизации), буржуазная (связанная с переходом к индустриализму), коммунистическая (получающая свое реальное воплощение лишь в условиях информационной культуры и цивилизации). Поскольку одним из важнейших результатов последнего типа революции является образование "общепланетарной общности людей", победа коммунистической революции возможна только в мировом масштабе. Поэтому, начавшись в октябре 1917 года, она продолжается сейчас и будет происходить еще очень долгое время вплоть до полной реализации своих исторических задач9.