10.3. Революционный и эволюционный способы развития общества.
Как и любая иная материальная система, общество подчиняется в своем развитии действию закона взаимного перехода количественных и качественных изменений, т.е. поступательный исторический процесс представляет собой чередование относительно спокойных, эволюционных периодов (количественные изменения) с бурно протекающими, скачкообразными событиями и процессами, которые вносят глубокие изменения в ход истории и объединяются понятием социальной революции (качественые преобразования). Тем самым, согласно материалистической диалектике, и социальная эволюция и социальная революция представляют собой закономерные явления, взаимопредполагающие друг друга.
Будучи преобразованием общества, которое "ломает старое в самом основном и коренном" (Ленин), а именно: в системе общественных отношений, определяющих тип социума, революция должна рассматриваться как скачок, переходное состояние между формациями, цивилизациями, культурами. Переустройство всего "общественного здания" на новых началах не может быть скоротечным процессом, и потому социальная революция - это не единовременный акт смены власти в той или иной стране, а длительный исторический период, начинающийся с момента разрешения основного противоречия старой социальной системы и заканчивающийся образованием основного противоречия нового системного качества.
Преобразуя общественные отношения во всех сферах общественного производства, социальная революция выступает фактически как единство трех революций - экономической, политической, идеологической. В каждой из сфер общественного производства должны сложиться соответствующие предпосылки для ее качественного изменения. И завершение в целом социальной революции возможно лишь тогда, когда выполняют полностью свои исторические задачи указанные "частные" революции. В общем плане все происходит таким образом, что сначала совершается политическая революция (завоевание революционным классом государственной власти), затем экономическая (изменение формы собственности на средства производства), и наконец, идеологическая (формирование качественно новой системы духовного производства и общественного сознания).
Чрезвычайно важной (теоретически и практически) является проблема способа совершения социальной революции - мирного и немирного. Очень часто в литературе социальная революция совершенно необоснованно связывается только с немирным способом общественных преобразований (в отличие от мирных, эволюционных изменений). Тогда как на самом деле оба способа перехода к новому социальному устройству являются и необходимыми и возможными в зависимости от конкретной исторической обстановки, от реального соотношения классовых сил. Мирный характер социальной революции (довольно редкое явление в мировой истории) имеет место в том случае, когда достигшее своего пика противоречие между производительными силами и производственными отношениями в обществе разрешается парламентским путем (инициаторами такого пути решения проблемы могут выступить как представители совершающих революцию социальных групп, так и партии господствующего класса, находя в этом свой стратегический интерес) /См.: 4; С.119-12O/.
Тип социальной революции определяется той формацией, к которой происходит переход в ходе ее (революции) осуществления. Отсюда в мировой истории выделяются следующие типы революций: рабовладельческая, феодальная, аграрно-общинная (связанные с формированием аграрной культуры и цивилизации), буржуазная (связанная с переходом к индустриализму), коммунистическая (получающая свое реальное воплощение лишь в условиях информационной культуры и цивилизации). Поскольку одним из важнейших результатов последнего типа революции является образование "общепланетарной общности людей", победа коммунистической революции возможна только в мировом масштабе. Поэтому, начавшись в октябре 1917 года, она продолжается сейчас и будет происходить еще очень долгое время вплоть до полной реализации своих исторических задач9.
- Приднепровская государственная академия строительства и архитектуры
- Философия Учебно-методическое пособие для студентов 2 курса всех специальностей
- Авторский коллектив:
- Рецензент :
- Предисловие
- Раздел 1. Философия и ее роль в жизни человека и общества.
- 1.1. Понятие философии.
- 1.2. Понятие мировоззрения
- 1.3. Проблемы мировоззрения и "основной вопрос философии".
- 1.4. Роль философии в жизни общества и человека.
- Раздел 2. Бытие мира. Основные формы бытия. Материя.
- 2.1. Бытие мира, основные формы бытия.
- 2.2. Проблема субстанции. Формирование понятия "Материя".
- 2.3. Движение - способ существования материи. Уровни и формы движения.
- 2.4. Пространство и время - формы движения материи.
- Раздел 3. Проблема взаимосвязи и развития мира.
- 3.1. Диалектика и метафизика как два подхода к проблеме.
- 3.2. Связи объективного мира и категории познания.
- 3.3. Структурные связи.
- 3.4. Связи детерминации
- 3.5. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений.
- 3.6. Закон единства и борьбы противоположностей.
- 3.7. Закон отрицания отрицания.
- Раздел 4. Бытие природы.
- 4.1.Понятие природы и эволюция её понимания.
- 4.2. Взаимодействие общества и природы. Экологическая проблема.
- Раздел 5. Бытие общества.
- 5.1. Теоретические модели общества в истории философии.
- 5.2. Общество как подсистема объективной реальности и система субъективной реальности.
- 5.3. Проблема исторической необходимости и сознательной деятельности людей.
- Раздел 6. Бытие человека.
- 6.1. Проблема сущности человека.
- 6.2. Антропосоциогенез и его комплексный характер.
- 6.3. Соотношение биологического и социального в человеке.
- 6.4. Проблема смерти, бессмертия и смысла жизни человека.
- Раздел 7. Бытие духа: дух, духовность, сознание.
- 7.1. Дух, духовность, душа.
- 7.2. Генетические предпосылки сознания.
- 7.3. Возникновение сознания. Общественная природа сознания
- Раздел 8. Бытие духа: постижение мира.
- 8.1. Познание как философская проблема, диалектика процесса познания.
- 8.2. Проблема истины.
- 8.3. Научное познание и его специфика.
- 8.4. Многообразие форм постижения мира.
- Раздел 9. Общество как саморазвивающаяся система: структура общественного производства.
- 9.1. Общество как система. Понятие и структура общественного производства.
- 9.2. Способ производства материальных условий жизни людей.
- 9.3. Политическая система общества.
- 9.4. Духовная сфера общественной жизни.
- Раздел 1o. Обшество как развивающаяся система: проблема истории в ее динамике.
- 1O.1. Единство и многообразие мировой истории.
- 10.2. Культурологический, цивилизационный и формационный подходы к исследованию социальных процессов.
- 10.3. Революционный и эволюционный способы развития общества.
- 10.4 Сущность общественного прогресса и его критерии.
- Раздел 11. Общество: источники, движущие силы и субъекты исторического процесса.
- 11.1 Источники и движущие силы социального развития.
- 11.2. Субъекты исторического процесса. Типология социальных групп.
- 11.3. Основные общности людей: классы, нации, семья.
- 11.4. Роль народных масс и личности в истории.
- Раздел 12. Бытие индивида.
- 12.1. Индивид и мир.
- 12.2. Индивид и социум.