1.1. Понятие философии.
Вы в начале самостоятельного жизненного пути. Помочь молодому человеку на этом нелегком пути в первую очередь может культура, понимаемая как сфера реализации человеческих ценностей, пространство человеческого общения, как совокупность результатов и способов деятельности, направленных на саморазвитие человеческой личности. Культура обращена к нам тремя своими основными ликами - искусством, наукой и философией. В искусстве аккумулирован опыт переживания человеком своего бытия, а в философии - опыт постижения человека через мир и мира через человека.
Что такое философия? Размышлять над этим вопросом мы будем в течение всего курса изучения философии, но вначале необходимо сформулировать общее исходное представление: рассмотреть, что означает само слово "философия", выделить исходные подходы к пониманию философии, сформулировать определение философии и раскрыть ее содержательную сторону через рассмотрение соотношения философии с наукой, искусством, повседневно-практическим сознанием, с одной стороны, мифологией и религией, с другой.
В качестве особого вида и результата духовной деятельности людей философия возникает более 2,5 тыс. лет назад в странах Древнего Востока, Греции и Рима. Само слово философия греческого происхождения и состоит из двух слов: "филио" означает любовь в смысле сильной заинтересованности в чем-то, и "софия", что означает "мудрая", "мудрость". В Древней Греции выделяются три основных подхода к пониманию философии.
1. В начальный период возникновения под философией собственно и понималась "любовь к мудрости", к истине, и это особенно ярко видно у Сократа.
2. Гераклит называет "философом" исследователя "природы вещей", Платон рассматривает философию как познание сущего или вечного и непреходящего, Аристотель полагал, что задачей философии является исследование причины вещей.
3. Другие философы (эпикурейцы, стоики и киники) видят в философии не просто науку, а прежде всего жизненный путь, жизненную мудрость.
Исторически философия начинает с рефлексии1 над мировоззренческими (мифологическими) и обыденными размышлениями и соответствующей им деятельностью. Позже в сферу философской рефлексии последовательно включаются наука, искусство, нравственность, религия, политика и пр. Первые древнегреческие философы считали себя не мудрецами, владеющими истиной (ибо истиной владеют лишь боги), а теми, кто ищет истину. В каком же направлении искали истину древние мыслители? Они пытались найти ответы на следующие вопросы: что такое мир и как он устроен, что такое человек и какое место он занимает в мире, как человек познает мир и в чем различие между истиной и заблуждением, что такое добро и при каких условиях человек может быть добродетельным? Все эти мировоззренческие вопросы, вставшие перед людьми, показали им, что жизнь зависит не только от производства материальных благ, но в значительной мере от уровня духовности, от сознания ими своей сущности, сущности бытия, целей и смысла жизни.
Само понимание философии в течении тысячелетий обогащалось, углублялось и уточнялось, но названная выше вечная проблематика оставалась ее сердцевиной. Философия выступала то как особый тип теоретического знания (философия науки) (4, с.5-23), то как мировоззрение (философия жизни) (4, с.97-111), причем в различные исторические эпохи предпочтение отдавалось или теоретическому, или мировоззренческому ее аспекту. Продолжается осмысление понятия философии и в наше время2. Философия ориентирована на то, чтобы переживание и понимание естества человеческой жизни - сферы быта дополнить и обогатить переживанием и пониманием "сверхбытия" - бытия в культуре - с тем, чтобы жизнь для каждого отдельного человека "не прошла мимо", чтобы стало реальностью "его бытие в этом мире".
Для целей нашего учебного процесса мы воспользуемся определением философии как формы общественного сознания, направленной на выработку целостного взгляда на мир и место человека в нем, исследующую вытекающие отсюда познавательное, практическое и ценностное отношение человека к миру (6, с.332). Итак, в центре внимания философии отношение "человек-мир" и три основных его аспекта: познавательный, практический и ценностный. В своих размышлениях над проблемой мира и места в нем человека философия опирается в первую очередь на достижения науки и искусства, а также на мудрость повседневно-практического сознания.
В центре внимания науки - познавательное отношение к миру, искусства - ценностное, а повседневного сознания - практическое. Философия интегрирует все многообразные аспекты человеческого отношения к миру на основе акцентирования внимания на онтологическом отношении. Множество конкретных наук изучают природные, общественные и мыслительные процессы. Специфика философского знания по сравнению с научным в его универсальности и в мировоззренческом характере. Сближает философию с наукой ее стремление опереться на выводы научного знания, носящего объективный и предметный характер и сформулировать систему основных принципов, законов и категорий, логически обосновать свои положения (эссенциалистское направление). В то же время опирающиеся на искусство направление в философии (экзистенциали-стское) использует эмоционально-образное отражение действительности и интуитивный метод познания (3, с.89-103, 144-156). Специфика философии по сравнению с мифологией и религией, также духовно осваивающих мироздание, - это в первую очередь критичность и самокритичность, стремление к постоянному углублению в понимании мировоззренческой структуры бытия.
- Приднепровская государственная академия строительства и архитектуры
- Философия Учебно-методическое пособие для студентов 2 курса всех специальностей
- Авторский коллектив:
- Рецензент :
- Предисловие
- Раздел 1. Философия и ее роль в жизни человека и общества.
- 1.1. Понятие философии.
- 1.2. Понятие мировоззрения
- 1.3. Проблемы мировоззрения и "основной вопрос философии".
- 1.4. Роль философии в жизни общества и человека.
- Раздел 2. Бытие мира. Основные формы бытия. Материя.
- 2.1. Бытие мира, основные формы бытия.
- 2.2. Проблема субстанции. Формирование понятия "Материя".
- 2.3. Движение - способ существования материи. Уровни и формы движения.
- 2.4. Пространство и время - формы движения материи.
- Раздел 3. Проблема взаимосвязи и развития мира.
- 3.1. Диалектика и метафизика как два подхода к проблеме.
- 3.2. Связи объективного мира и категории познания.
- 3.3. Структурные связи.
- 3.4. Связи детерминации
- 3.5. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений.
- 3.6. Закон единства и борьбы противоположностей.
- 3.7. Закон отрицания отрицания.
- Раздел 4. Бытие природы.
- 4.1.Понятие природы и эволюция её понимания.
- 4.2. Взаимодействие общества и природы. Экологическая проблема.
- Раздел 5. Бытие общества.
- 5.1. Теоретические модели общества в истории философии.
- 5.2. Общество как подсистема объективной реальности и система субъективной реальности.
- 5.3. Проблема исторической необходимости и сознательной деятельности людей.
- Раздел 6. Бытие человека.
- 6.1. Проблема сущности человека.
- 6.2. Антропосоциогенез и его комплексный характер.
- 6.3. Соотношение биологического и социального в человеке.
- 6.4. Проблема смерти, бессмертия и смысла жизни человека.
- Раздел 7. Бытие духа: дух, духовность, сознание.
- 7.1. Дух, духовность, душа.
- 7.2. Генетические предпосылки сознания.
- 7.3. Возникновение сознания. Общественная природа сознания
- Раздел 8. Бытие духа: постижение мира.
- 8.1. Познание как философская проблема, диалектика процесса познания.
- 8.2. Проблема истины.
- 8.3. Научное познание и его специфика.
- 8.4. Многообразие форм постижения мира.
- Раздел 9. Общество как саморазвивающаяся система: структура общественного производства.
- 9.1. Общество как система. Понятие и структура общественного производства.
- 9.2. Способ производства материальных условий жизни людей.
- 9.3. Политическая система общества.
- 9.4. Духовная сфера общественной жизни.
- Раздел 1o. Обшество как развивающаяся система: проблема истории в ее динамике.
- 1O.1. Единство и многообразие мировой истории.
- 10.2. Культурологический, цивилизационный и формационный подходы к исследованию социальных процессов.
- 10.3. Революционный и эволюционный способы развития общества.
- 10.4 Сущность общественного прогресса и его критерии.
- Раздел 11. Общество: источники, движущие силы и субъекты исторического процесса.
- 11.1 Источники и движущие силы социального развития.
- 11.2. Субъекты исторического процесса. Типология социальных групп.
- 11.3. Основные общности людей: классы, нации, семья.
- 11.4. Роль народных масс и личности в истории.
- Раздел 12. Бытие индивида.
- 12.1. Индивид и мир.
- 12.2. Индивид и социум.