7.1. Дух, духовность, душа.
Дух - философское понятие, означающее невещественное начало, в отличии от материального, природного начала. Это общее, а дальше различия в понимании духа. Вот основные из них.
(1) При признании духа первоначалом мира он выступает как понятие (панлогизм), (2) как субстанция (пантеизм). (3) В христианстве дух понимается как воля Бога, сотворившая мир и человека. Если определяющей стороной духа (4) считается мышление, сознание - рационализм (5) или воля, чувство, воображение, интуиция - иррационализм. (6) В современной отечественной литературе дух употреблялся обычно как синоним сознания. (7) Отдельные учёные и публицисты выдвигают гипотезу о коллективном сознании Земли, планетарном разуме и даже космическом разуме как бытии духа.
Итак, понятие "дух", "духовное" этимологически (по первоначальному содержанию) трактуется как противоположное материи и материальному. В таком смысле эти термины зачастую и употребляются.
Если исходить из потребностей людей, то их материальные отношения - это те, которые складываются по поводу удовлетворения материальных потребностей (в пище, одежде, жилище и др.) Как существо биологическое человек обеспечивает своё существование, и, независимо от воли и желания, он вынужден вступать в материальные отношения, которые поэтому имеют объективный характер.
В отличие от первых, духовные отношения (часто говорят идеологические) складываются по поводу удовлетворения духовных (нематериальных) потребностей. Они проходят через сознание, осознаются субъектом деятельности и поэтому субъективны по своему характеру. Когда на философском уровне говорят о бытии духа, то имеют ввиду и существование духовных отношений.
В таком широком понимании слова "дух", "духовное", "духовность" и производное от них "душа" (как "средоточие" в человеке названных явлений) лишены положительного или отрицательного содержания. (Дух может быть и добрым и злым, душа и чёрной и светлой).
Вместе с тем в процессе своего функционирования эти понятия приобрели и другое содержание - второй социально-практический уровень их функционирования. Их употребляют (а в наше время всё чаще) больше в положительном смысле, как антиподы узкому практицизму, корыстности, эгоизму, в целом - безнравственному, антиэстетическому, антигуманному. (Очевидно в этом выражается и перенасыщенность общества этими явлениями, и дефицит явлений позитивных, и то, что "духовные феномены" относятся к общечеловеческим ценностям и не носят чётко определённой идеологической окраски). На втором уровне функционирования уже "не работают" канонические определения, характерные для советской литературы: душа - это психика, внутренний мир, дух - синоним сознания.
Современный студент скажет: разве бездушный человек не обладает сознанием, у него нет внутреннего мира?
Пытаясь найти толкование более адекватное современному общественному сознанию, академик П. Симонов основывается на "информационно-потребительском подходе" и обобщает раздумья выдающихся мыслителей (6, с. 2-5). В его интерпретации к "душе", а тем более к "духу" относятся такие качества человека, которые представляют неоспоримую, непреходящую социальную ценность. Это потребность действовать "для других", альтруизм, субъективное бескорыстие в "делании добра". От того, в какой мере это проявляется, и оценивается нами как малодушие или великодушие. Под "духовностью" преимущественно понимается потребность познания - мира, себя, смысла своей жизни.
Такое понимание духа более адекватно реальности, чем то, что насаждается средствами массовой информации общественному сознанию: духовность отождествляется (вольно или невольно) с религиозностью, с верой в того или иного Бога, а неверие, атеизм приравнивается к бездуховности. Да, глубокая и истинная религиозность (а не формально показная или от случая к случаю), не взирая на её направленность, - это состояние духовности, но лишь частный случай её проявления.
Нетрудно заметить, что и при научном подходе остаются "ножницы", расхождения между познавательными и альтруистическими качествами человека, истиной и добром. Я назвал бы это парадоксом Яна Гуса. Как известно, сжигаемый на костре по суду инквизиции чешский мыслитель, ректор Пражского университета Ян Гус увидел, как простая старушка в религиозном усердии кладёт в костёр принесённый ею хворост, и воскликнул: "О, святая простота!" Духовность "святой простоты" - невежества губит духовность разума... Так парадоксально противоположно проявляет себя дух, духовность... и не единожды! Как же вернее отразить их проявления, как измерить?
Думается, это можно сделать через триаду древних: единство истины, добра и красоты, и выразить в приведенной ниже схеме.
Как убедилось человечество, вопреки Сократу, знание не гарантирует добрых поступков. Если добро и красота больше проникают друг в друга (хотя явления и разные), то знания человека - это иная направленность его развития. Две самостоятельные линии развития, но не противоположности, они взаимовлияют друг на друга: добро и красота могут быть освещены знаниями, а знание оплодотворено добром и красотой. Это проявляется тем сильнее, чем больше развиты две группы качеств и чем больше они сближаются в одном человеке, что и даёт духовность разной степени. И наоборот ("теневая" нижняя пирамида на схеме): зло, безобразное и невежество, все больше развиваясь, всё больше соединяясь, дают явление противоположное - антидуховность, переходящее в антигуманизм. Разумеется, это лишь схема, дополняющая направление поисков, но не претендующая на полный ответ.
Духовность,
духовная культура.
Степень овладения Степень развития
истиной - уровень качеств добра и
познания, эрудиция красоты
человека + +
O O
- -
Степень невежества Степень наличия
зла и безобразного
Антидуховность
- Приднепровская государственная академия строительства и архитектуры
- Философия Учебно-методическое пособие для студентов 2 курса всех специальностей
- Авторский коллектив:
- Рецензент :
- Предисловие
- Раздел 1. Философия и ее роль в жизни человека и общества.
- 1.1. Понятие философии.
- 1.2. Понятие мировоззрения
- 1.3. Проблемы мировоззрения и "основной вопрос философии".
- 1.4. Роль философии в жизни общества и человека.
- Раздел 2. Бытие мира. Основные формы бытия. Материя.
- 2.1. Бытие мира, основные формы бытия.
- 2.2. Проблема субстанции. Формирование понятия "Материя".
- 2.3. Движение - способ существования материи. Уровни и формы движения.
- 2.4. Пространство и время - формы движения материи.
- Раздел 3. Проблема взаимосвязи и развития мира.
- 3.1. Диалектика и метафизика как два подхода к проблеме.
- 3.2. Связи объективного мира и категории познания.
- 3.3. Структурные связи.
- 3.4. Связи детерминации
- 3.5. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений.
- 3.6. Закон единства и борьбы противоположностей.
- 3.7. Закон отрицания отрицания.
- Раздел 4. Бытие природы.
- 4.1.Понятие природы и эволюция её понимания.
- 4.2. Взаимодействие общества и природы. Экологическая проблема.
- Раздел 5. Бытие общества.
- 5.1. Теоретические модели общества в истории философии.
- 5.2. Общество как подсистема объективной реальности и система субъективной реальности.
- 5.3. Проблема исторической необходимости и сознательной деятельности людей.
- Раздел 6. Бытие человека.
- 6.1. Проблема сущности человека.
- 6.2. Антропосоциогенез и его комплексный характер.
- 6.3. Соотношение биологического и социального в человеке.
- 6.4. Проблема смерти, бессмертия и смысла жизни человека.
- Раздел 7. Бытие духа: дух, духовность, сознание.
- 7.1. Дух, духовность, душа.
- 7.2. Генетические предпосылки сознания.
- 7.3. Возникновение сознания. Общественная природа сознания
- Раздел 8. Бытие духа: постижение мира.
- 8.1. Познание как философская проблема, диалектика процесса познания.
- 8.2. Проблема истины.
- 8.3. Научное познание и его специфика.
- 8.4. Многообразие форм постижения мира.
- Раздел 9. Общество как саморазвивающаяся система: структура общественного производства.
- 9.1. Общество как система. Понятие и структура общественного производства.
- 9.2. Способ производства материальных условий жизни людей.
- 9.3. Политическая система общества.
- 9.4. Духовная сфера общественной жизни.
- Раздел 1o. Обшество как развивающаяся система: проблема истории в ее динамике.
- 1O.1. Единство и многообразие мировой истории.
- 10.2. Культурологический, цивилизационный и формационный подходы к исследованию социальных процессов.
- 10.3. Революционный и эволюционный способы развития общества.
- 10.4 Сущность общественного прогресса и его критерии.
- Раздел 11. Общество: источники, движущие силы и субъекты исторического процесса.
- 11.1 Источники и движущие силы социального развития.
- 11.2. Субъекты исторического процесса. Типология социальных групп.
- 11.3. Основные общности людей: классы, нации, семья.
- 11.4. Роль народных масс и личности в истории.
- Раздел 12. Бытие индивида.
- 12.1. Индивид и мир.
- 12.2. Индивид и социум.