11.4. Роль народных масс и личности в истории.
Особое место среди субъектов исторического процесса занимают народные массы - широкая общность, объединяющая те социальные группы, которые по своему объективному положению заинтересованы в поступательном развитии общества. Представители разных философских школ (и материалисты, и объективные идеалисты) были убеждены, что именно массам принадлежит решающая роль в истории. Так, например, русский философ Трубецкой писал: "Рассматривая исторический процесс в его целом ... мы видим, что великие события и перевороты не объяснимы из частных, индивидуальных действий, интересов и влечений, из случайных, единичных поступков, но что они определяются общими массовыми движениями, иногда совершенно стихийными, общим сознанием, общими инстинктами и потребностями" /1; С.247/.
Понятие "народные массы" - исторически изменяющаяся и развивающаяся категория. В классовом обществе народные массы могут включать различные общественные классы. Но при всей исторической изменчивости их состава это понятие всегда: 1) имеет своим ядром трудящиеся массы, осуществляющие производство материальных благ; 2) охватывает подавляющее большинство населения, противостоящее антинародной верхушке общества, реакционным классам; 3) включает в себя все социальные слои, способствующие общественному прогрессу.
Прослеживая влияние народа на развитие различных сторон общественной жизни, основоположники марксизма открыли закон возрастания роли народных масс в историческом процессе. С одной стороны, увеличивается степень, интенсивность участия масс во все большем числе проявлений общественной деятельности. С другой стороны, "по мере расширения и углубления исторического творчества людей, - писал Ленин, - должен возрастать и размер той массы населения, которая является сознательным историческим деятелем" /2; Т.2, С.538/.
В современном, во многом взаимосвязанном мире проблема субъекта исторического творчества приобретает новые смысловые грани. В наше время правомерно ставить вопрос о превращении всего человечества, всего мирового сообщества в субъекта исторического процесса. Перед человечеством возникают глобальные проблемы, которые можно разрешить только всеобщими усилиями. Растущее осознание общей судьбы и общей угрозы, понимание того, что все люди находятся "в одной лодке", повышает роль человечества как единого и высшего субъекта исторического действия.
Указывая на определяющую роль народных масс в историческом процессе, материалистическая и объективно-идеалистическая философии не игнорируют влияния отдельных личностей на ход истории, на общественное развитие, а отводят ему важную роль, считая, что деятельность личностей необходима для осуществления социального процесса и накладывает на него определенный отпечаток.
Субъективный идеализм роль личностей, которых принято называвать историческими (либо выдающимися, если речь идет об исторических личностях, действующих во имя социального прогресса), ставит столь высоко, что только в них и усматривает творческую силу и двигатель истории. Такая методологическая установка ведет к недооценке деятельности народных масс и преувеличению роли тех личностей, которые были связаны с производством идей: идеологов, политиков, законодателей и т.д.
Вырабатывая материалистическое понимание истории на основе творческой переработки предшествующей объективно-идеалистической и материалистической философии, основоположники марксизма сосредоточивали главное внимание на том, что деятельность исторических личностей зависит от объективных условий. Влияние великой личности на развитие общества зависит от того, насколько эта личность осознает действительные потребности общества, насколько она выражает необходимые тенденции своего времени и способствует их осуществлению. Великая личность выдвигает задачи, уже поставленные объективным ходом исторического развития, организует людей на их разрешение. Именно данное обстоятельство выделяет великую личность из массы других людей и отводит ей особую историческую роль в общественном развитии.
Таким образом, деятельность великих личностей не является случайной, а необходимо обусловливается объективными обстоятельствами, самим ходом исторического развития. Будучи выдвинутой этими обстоятельствами на руководящую роль и осуществляя решение задач, поставленных предшествующими социальными преобразованиями, великая личность оказывает определенное влияние на историю, но она не может изменить направление общественного процесса. Последний определяется не волей и желанием великих личностей, а объективными законами развития социума. (Невозможно, скажем, оспорить колоссальное влияние на развитие нашей страны таких личностей, как Ленин, Сталин, Хрущев, Брежнев, и тем не менее никто из них не мог предопределить по своему усмотрению ход истории, изменить его объективную логику.)
Л и т е р а т у р а
1. Мир философии, Ч.II. - М., 1991.
2. Ленин В.И. Полное собрание сочинений, 5-е издание.
3. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения, 2-е издание.
Ф.И. Прокофьев
- Приднепровская государственная академия строительства и архитектуры
- Философия Учебно-методическое пособие для студентов 2 курса всех специальностей
- Авторский коллектив:
- Рецензент :
- Предисловие
- Раздел 1. Философия и ее роль в жизни человека и общества.
- 1.1. Понятие философии.
- 1.2. Понятие мировоззрения
- 1.3. Проблемы мировоззрения и "основной вопрос философии".
- 1.4. Роль философии в жизни общества и человека.
- Раздел 2. Бытие мира. Основные формы бытия. Материя.
- 2.1. Бытие мира, основные формы бытия.
- 2.2. Проблема субстанции. Формирование понятия "Материя".
- 2.3. Движение - способ существования материи. Уровни и формы движения.
- 2.4. Пространство и время - формы движения материи.
- Раздел 3. Проблема взаимосвязи и развития мира.
- 3.1. Диалектика и метафизика как два подхода к проблеме.
- 3.2. Связи объективного мира и категории познания.
- 3.3. Структурные связи.
- 3.4. Связи детерминации
- 3.5. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений.
- 3.6. Закон единства и борьбы противоположностей.
- 3.7. Закон отрицания отрицания.
- Раздел 4. Бытие природы.
- 4.1.Понятие природы и эволюция её понимания.
- 4.2. Взаимодействие общества и природы. Экологическая проблема.
- Раздел 5. Бытие общества.
- 5.1. Теоретические модели общества в истории философии.
- 5.2. Общество как подсистема объективной реальности и система субъективной реальности.
- 5.3. Проблема исторической необходимости и сознательной деятельности людей.
- Раздел 6. Бытие человека.
- 6.1. Проблема сущности человека.
- 6.2. Антропосоциогенез и его комплексный характер.
- 6.3. Соотношение биологического и социального в человеке.
- 6.4. Проблема смерти, бессмертия и смысла жизни человека.
- Раздел 7. Бытие духа: дух, духовность, сознание.
- 7.1. Дух, духовность, душа.
- 7.2. Генетические предпосылки сознания.
- 7.3. Возникновение сознания. Общественная природа сознания
- Раздел 8. Бытие духа: постижение мира.
- 8.1. Познание как философская проблема, диалектика процесса познания.
- 8.2. Проблема истины.
- 8.3. Научное познание и его специфика.
- 8.4. Многообразие форм постижения мира.
- Раздел 9. Общество как саморазвивающаяся система: структура общественного производства.
- 9.1. Общество как система. Понятие и структура общественного производства.
- 9.2. Способ производства материальных условий жизни людей.
- 9.3. Политическая система общества.
- 9.4. Духовная сфера общественной жизни.
- Раздел 1o. Обшество как развивающаяся система: проблема истории в ее динамике.
- 1O.1. Единство и многообразие мировой истории.
- 10.2. Культурологический, цивилизационный и формационный подходы к исследованию социальных процессов.
- 10.3. Революционный и эволюционный способы развития общества.
- 10.4 Сущность общественного прогресса и его критерии.
- Раздел 11. Общество: источники, движущие силы и субъекты исторического процесса.
- 11.1 Источники и движущие силы социального развития.
- 11.2. Субъекты исторического процесса. Типология социальных групп.
- 11.3. Основные общности людей: классы, нации, семья.
- 11.4. Роль народных масс и личности в истории.
- Раздел 12. Бытие индивида.
- 12.1. Индивид и мир.
- 12.2. Индивид и социум.