6.4. Проблема смерти, бессмертия и смысла жизни человека.
Проблема биологического и социального может быть рассмотрена как проблема зависимости человека от тела, в ценностном плане. Как социальное существо человек порой сталкивается с зависимостью от тела как чем-то отрицательным: о теле надо заботиться вместо решения социальных задач, трудовой энтузиазм наталкивается на ограниченные возможности организма. Еще в древности апостол Павел писал, что тело заставляет его делать то, чего бы он не хотел, что он ненавидит. Близкий христианству античный философ Плотин говорил, что он стыдится, что у него есть тело.
Особенно отчетливо зависимость от тела проявляется в смертности человека, прерывающей все его усилия. Человек, однако, оказывается выше биологии в том смысле, что он и самую смерть делает проблемой. Наиболее известным при этом является религиозное решение. Ибо все современные религии в той или иной форме обещают бессмертие в виде загробной жизни, воскрешения из мертвых или реинкарнации (перевоплощения души). Религия, однако, - это дело веры. Ее положения воспринимаются на веру и не обладают доказательностью математической теории или физического факта. Вера в потустороннюю жизнь к тому же "релятивирует" жизнь посюстороннюю. последняя получает относительную ценность, становясь лишь подготовкой к потустороннему будущему.
Наряду с религиозным решением существуют внерелигиозные философские решения. Здесь в первую очередь следует вспомнить античных стоиков, призывавших примириться со смертью как с неизбежностью, но такое решение, конечно, приемлемо для людей стоического склада.
Лев Толстой противопоставлял смерти любовь к людям и миру, ибо для любящего важнее, чтобы жили и были счастливы любимые им люди, чем он сам.
Сознавая смертность тела, краткость жизни, многие люди стараются увеличить содержательность последней, полагая, что пьеса ценится за содержание, а не за продолжительность действия. Жить же содержательно означает жить качественными свершениями, расширять свой кругозор. Например, Н.М. Пржевальский говорил, что жизнь хороша и тем, что можно путешествовать. Сегодня путешествия доступны немногим, но можно найти эквиваленты. Так люди находят смысл жизни в искусстве. Некоторым важно оставить что-то после себя. Есть и такие, которые решают эту проблему, целиком уходя в частную жизнь. Иные же настолько не выносят абстракций, что поступают как учитель дзен-буддизма, который на вопрос о смысле жизни предложил выпить чаю, что для него, видимо, было компенсацией проблемы смерти.
Экзистенциалист Камю подчеркивал, что смерть должна быть смертью для чего-то, иметь какой-то смысл.
Тупиковыми решениями являются пьянство и наркомания. Они отчасти компенсирует горечь смертности, но здесь, вслед за Гейне, надо признать, что жизнь не настолько коротка, чтобы губить себя, отказываясь от решения других задач, которые она ставит.
Важно понять, что решение проблемы смерти всегда индивидуально. В атмосфере рабовладельческого Рима были приемлемыми указанные стоическое или христианское решения. В более благополучной обстановке более привлекательны призывы Э.Фромма к продуктивной любви и творческой жизни, когда ценность жизни не отвергается.
В литературе можно прочитать, что бессмертие заключается в том, чтобы реализовать себя как общественное существо. Может быть избрана эта позиция. Учитывая, что смерть вырывает человека из общества, Б. Паскаль замечал, что в смертный час человек один на один со смертью, он одинок. Поэтому решение зависит от личности.
Как и проблема жизни и смерти, проблема смысла жизни решается разными людьми по-разному, исходя из собственной системы ценностей. Смысл жизни - это осознание человеком основного назначения и содержания всей своей деятельности - прошлой, настоящей и будущей. Понятно, что этот процесс очень субъективен (5, с. 87-138). Так, Л. Толстой считал, что "живет всякий человек для того, чтобы ему было хорошо - для своего блага". По мнению З. Фрейда, "люди стремятся к счастью, они хотят стать и пребывать счастливыми" (5, с.115-12O,128).
А когда же человеку хорошо, когда ему "благо"? Можно ответить: у каждого свое представление, и это будет правдой, но лишь отчасти. Без субъективного представления не обойтись, но есть и какой-то общий знаменатель. Его то и искал Лев Толстой и другие мыслители. Украинский философ Григорий Сковорода находил его, например, в "сродном труде". Может быть, приблизит к истине такая мысль. Человек будет испытывать радость бытия, счастье жизни, когда труд, все условия и средства жизни дают возможность и раскрыться и развиться его способностям, возможностям, потребностям в любви, семье, дружбе, учебе, работе. (И это не только материальные блага, не только достаток). А это возможно, когда труд и все условия и средства жизни соответствуют этому человеку, совместимы с ним, родственны ему, свои, а не чужие, не противоположны, не отчуждены, не чужеродны. Например, дело - по силам, товарищи по характеру, в семье - мир да любовь, способности развиваются и т.п.
В этом случае обеспечивается удовлетворение и материальных и духовных потребностей, потребностей и потребления и созидания. Но это значит, что в этом случае получает полную реализацию закономерность сохранения и развития живой системы, действию которой подчиняется жизнь человека. (8, с.127-130).
В указанном смысле можно признать и правоту тех, которые считают, что смысл жизни в самой жизни. Отсюда вытекает и цель жизни: свободное проявление и развитие физических и духовных сил человека (способностей, стремлений, потребностей и т.п.). В истории философии это состояние конкретизировалось в понятие всесторонне гармонически развитой личности. Последнее правильнее понимать как активность в основных сферах жизнедеятельности (а не как максимальный уровень человеческих дарований, что нередко утверждается в публицистике).
Здесь обратимся еще раз к Л. Толстому: человек "когда желает блага и жизни только себе, то добиться этого блага и этой жизни и удержать их он никак не может." Действительно, система-индивид, чтобы сохраниться и развиться, должна иметь благоприятную среду, т.е. комфортное состояние большей системы. Для человека это благополучие семьи, соседей, товарищей по работе и общества в целом. Отсюда следует еще одна мысль, характеризующая смысл жизни человека: своей деятельностью способствовать прогрессивным - ведущим к благу - объективным тенденциям развития общества (например, гуманизации, гармонии его с природой и т.п.), а не изолироваться и стоять в стороне от них, или противостоять им.
Среди многих концепций смысла жизни есть и текие, согласно которым смысл жизни отдавать себя благу других, альтруизм. Думается, такой рецепт широкой массой людей не может быть принят, это - удел немногих героических личностей. "Когда человек не желает себе блага, то он не чувствует даже, что живет" (Л. Толстой). Хотя, вспомним, если "только себе, то блага" не удержать. Здесь намечены лишь некоторые из возможных суждений о смысле жизни, каждый же человек выбирает себе те, которые ему больше соответствуют.
Л и т е р а т у р а
1. Америка, 1988, N381.
2. Аргументы и факты, 1992, N9.
3. Арсеньев А.С. Размышления о работе С.Л. Рубинштейна "Человек и мир"/
Вопросы философии, 1993, N5.
4. Введение в философию. М.:Политиздат, 1989.
5. Мир философии, ч.II, М. Политиздат, 1991.
6. Севильское заявление./Курьер Юнеско N7.1993.
7. Симонов П.В., Ершов П.М., Вяземский Ю.П. Происхождение духовности.
М.: Наука, 1989.
8. Прокофьев Ф.И. Об основаниях новой, личностно-социальной философии.
В кн. Философия как феномен культуры.Днепропетровск, ДГУ, 1993.
Ф.И. Прокофьев
- Приднепровская государственная академия строительства и архитектуры
- Философия Учебно-методическое пособие для студентов 2 курса всех специальностей
- Авторский коллектив:
- Рецензент :
- Предисловие
- Раздел 1. Философия и ее роль в жизни человека и общества.
- 1.1. Понятие философии.
- 1.2. Понятие мировоззрения
- 1.3. Проблемы мировоззрения и "основной вопрос философии".
- 1.4. Роль философии в жизни общества и человека.
- Раздел 2. Бытие мира. Основные формы бытия. Материя.
- 2.1. Бытие мира, основные формы бытия.
- 2.2. Проблема субстанции. Формирование понятия "Материя".
- 2.3. Движение - способ существования материи. Уровни и формы движения.
- 2.4. Пространство и время - формы движения материи.
- Раздел 3. Проблема взаимосвязи и развития мира.
- 3.1. Диалектика и метафизика как два подхода к проблеме.
- 3.2. Связи объективного мира и категории познания.
- 3.3. Структурные связи.
- 3.4. Связи детерминации
- 3.5. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений.
- 3.6. Закон единства и борьбы противоположностей.
- 3.7. Закон отрицания отрицания.
- Раздел 4. Бытие природы.
- 4.1.Понятие природы и эволюция её понимания.
- 4.2. Взаимодействие общества и природы. Экологическая проблема.
- Раздел 5. Бытие общества.
- 5.1. Теоретические модели общества в истории философии.
- 5.2. Общество как подсистема объективной реальности и система субъективной реальности.
- 5.3. Проблема исторической необходимости и сознательной деятельности людей.
- Раздел 6. Бытие человека.
- 6.1. Проблема сущности человека.
- 6.2. Антропосоциогенез и его комплексный характер.
- 6.3. Соотношение биологического и социального в человеке.
- 6.4. Проблема смерти, бессмертия и смысла жизни человека.
- Раздел 7. Бытие духа: дух, духовность, сознание.
- 7.1. Дух, духовность, душа.
- 7.2. Генетические предпосылки сознания.
- 7.3. Возникновение сознания. Общественная природа сознания
- Раздел 8. Бытие духа: постижение мира.
- 8.1. Познание как философская проблема, диалектика процесса познания.
- 8.2. Проблема истины.
- 8.3. Научное познание и его специфика.
- 8.4. Многообразие форм постижения мира.
- Раздел 9. Общество как саморазвивающаяся система: структура общественного производства.
- 9.1. Общество как система. Понятие и структура общественного производства.
- 9.2. Способ производства материальных условий жизни людей.
- 9.3. Политическая система общества.
- 9.4. Духовная сфера общественной жизни.
- Раздел 1o. Обшество как развивающаяся система: проблема истории в ее динамике.
- 1O.1. Единство и многообразие мировой истории.
- 10.2. Культурологический, цивилизационный и формационный подходы к исследованию социальных процессов.
- 10.3. Революционный и эволюционный способы развития общества.
- 10.4 Сущность общественного прогресса и его критерии.
- Раздел 11. Общество: источники, движущие силы и субъекты исторического процесса.
- 11.1 Источники и движущие силы социального развития.
- 11.2. Субъекты исторического процесса. Типология социальных групп.
- 11.3. Основные общности людей: классы, нации, семья.
- 11.4. Роль народных масс и личности в истории.
- Раздел 12. Бытие индивида.
- 12.1. Индивид и мир.
- 12.2. Индивид и социум.