6.3. Соотношение биологического и социального в человеке.
Проблема биологического и социального в человеке может быть рассмотрена как проблема абсолютизации биологического или социального биологизаторства и социологизаторства. Биологизаторство проявляется, например, в абсолютизации расовых признаков человека, являющейся теоретической предпосылкой расизма. Расовая дифференциация, однако, связана с тем, что группы, населяющие различные регионы планеты, адаптировались к конкретным условиям среды их обитания, что выразилось в появлении специфических анатомических и физиологических признаков, причем они имеются не у всех представителей данной расы. Встречаются, например, северяне-европейцы с курчавыми черными волосами. Из миллиардов генов человека расовыми признаками "заведуют" лишь пятнадцать, так что расизм является ошибкой даже с биологической точки зрения.
Биологизаторство проявляется в идее превосходства мужчины над женщиной или, например, в концепции социал-дарвинизма, переносящей законы животного мира на общество (закон борьбы за существование), или в поиске источника войн в инстинкте агрессии, насилия, что опровергается наукой (6, с.10).
Социологизаторство заключается в преуменьшении или игнорировании роли биологического начала, хотя даже само по себе превращение человека в социальное существо, возможно, имеет биологические предпосылки. Это проявляется прежде всего в телесной организации предчеловека, а по мнению выдающегося мыслитиля-гуманиста Э. Фромма, она заключается в слабости инстинктивного начала в человеке. Ибо чем более высоко организован организм, тем меньше роли играет для него инстинктивная программа. Слабость инстинктивного начала "ущербное животное" компенсирует мощью интеллекта. По Фромму, таким образом, социальное возникает в результате биологической эволюции.
Проявлением социологизма является игнорирование социальной ментальности.
Российские критики Маркса сегодня обращают внимание, что в отличие от своих буржуазных предшественников в политэкономии А. Смита, Д. Риккардо, он совершенно не рассматривал вопрос о преодолении лени.
Социологизаторы склонны недооценивать значение удовлетворения биологических потребностей человека, уделяя преимущественное внимание проблеме отношения социальных групп, социальной справедливости.
Экзистенциалист Ж.П. Сартр писал о теории общественного развития К. Маркса, что она видит общество таким, словно оно состоит только из взрослых людей, включившихся в общественное производство. Между тем, по Сартру, психологию, например, некоторых национальных меньшинств нельзя понять, игнорируя переживания детства с его бытием в инонациональном коллективе в качестве "белой вороны".
К социологизаторству близок абстрактно-духовный подход, когда, например, предлагают сперва духовно возродить Украину (или Россию), а уж потом сделать ее сытой. Причем некоторым моралистам последнее представляется несущественным и даже нежелательным. Мол, чем больше бедность, тем выше духовность.
Проблема, однако, не состоит лишь в том, чтобы не допускать абсолютизации биологического или социального в человеке. Главное - каков механизм их соотношения? Самая суть его в том, что биологическое является естественным основанием, на котором формируется и через которое преломляется воздействие социального. Хотя гены воздействуют на функционирование всех уровней нервной системы, они обеспечивают лишь потенциал развития, который реализуется только в определенной экологической и социальной среде. (6,с.1O) Индивид воспринимает воздействие общества не только через генетически унаследованное, но и через предыдущий опыт, "фильтруя" это воздействие, а, приняв, делает его своим.
В генезисе человека, как отмечалось, происходит социализация биологического начала. Это имеет место и в индивидуальном развитии каждого человека. Вместе с тем можно сказать, что могут иметь место и явления биологизации социального, т.е. переход его на уровень биологически наследуемого. Например, это относят к алкоголизму, наркомании - болезням социальным по своему происхождению. Заслуживают внимания и проверки попытки ученых определить соотношение, удельный вес наследуемого и социально приобретенного в конкретных свойствах людей. Так, по данным ряда американских ученых на 61% наследственно-генетическим фактором обусловлено качество, которое они называют социальной активностью: властность, стремление к лидерству и быть в центре внимания. На 6O% - традиционализм: выполняет установленные правила, подчиняется авторитету, обнаруживает высокие моральные качества, строго дисциплинирован. На 46% стремление к успеху: человек трудолюбив, стремится к профессиональному совершенствованию, выполнение работы ставит прежде всего. На 43% - самоконтроль: человек осторожен, терпелив, рационален и благоразумен, любит, чтобы все делалось по плану. На 33% - потребность в общении, которая предполагает эмоциональное, интимно-личностное, тесное общение, нужду в утешении и помощи со стороны (1, с.3O). Нами взяты лишь крайние позиции из 11 названных свойств. В публикациях приводятся и такие интересные для студентов данные: 2% людей обладают очень высокой одаренностью сразу непосредственно в нескольких областях, 15% - в одной области (живописи, поэзии, математике и т.д.). Еще 2O% одарены талантом, который может реализоваться в высочайшем профессиональном мастерстве (2).
- Приднепровская государственная академия строительства и архитектуры
- Философия Учебно-методическое пособие для студентов 2 курса всех специальностей
- Авторский коллектив:
- Рецензент :
- Предисловие
- Раздел 1. Философия и ее роль в жизни человека и общества.
- 1.1. Понятие философии.
- 1.2. Понятие мировоззрения
- 1.3. Проблемы мировоззрения и "основной вопрос философии".
- 1.4. Роль философии в жизни общества и человека.
- Раздел 2. Бытие мира. Основные формы бытия. Материя.
- 2.1. Бытие мира, основные формы бытия.
- 2.2. Проблема субстанции. Формирование понятия "Материя".
- 2.3. Движение - способ существования материи. Уровни и формы движения.
- 2.4. Пространство и время - формы движения материи.
- Раздел 3. Проблема взаимосвязи и развития мира.
- 3.1. Диалектика и метафизика как два подхода к проблеме.
- 3.2. Связи объективного мира и категории познания.
- 3.3. Структурные связи.
- 3.4. Связи детерминации
- 3.5. Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений.
- 3.6. Закон единства и борьбы противоположностей.
- 3.7. Закон отрицания отрицания.
- Раздел 4. Бытие природы.
- 4.1.Понятие природы и эволюция её понимания.
- 4.2. Взаимодействие общества и природы. Экологическая проблема.
- Раздел 5. Бытие общества.
- 5.1. Теоретические модели общества в истории философии.
- 5.2. Общество как подсистема объективной реальности и система субъективной реальности.
- 5.3. Проблема исторической необходимости и сознательной деятельности людей.
- Раздел 6. Бытие человека.
- 6.1. Проблема сущности человека.
- 6.2. Антропосоциогенез и его комплексный характер.
- 6.3. Соотношение биологического и социального в человеке.
- 6.4. Проблема смерти, бессмертия и смысла жизни человека.
- Раздел 7. Бытие духа: дух, духовность, сознание.
- 7.1. Дух, духовность, душа.
- 7.2. Генетические предпосылки сознания.
- 7.3. Возникновение сознания. Общественная природа сознания
- Раздел 8. Бытие духа: постижение мира.
- 8.1. Познание как философская проблема, диалектика процесса познания.
- 8.2. Проблема истины.
- 8.3. Научное познание и его специфика.
- 8.4. Многообразие форм постижения мира.
- Раздел 9. Общество как саморазвивающаяся система: структура общественного производства.
- 9.1. Общество как система. Понятие и структура общественного производства.
- 9.2. Способ производства материальных условий жизни людей.
- 9.3. Политическая система общества.
- 9.4. Духовная сфера общественной жизни.
- Раздел 1o. Обшество как развивающаяся система: проблема истории в ее динамике.
- 1O.1. Единство и многообразие мировой истории.
- 10.2. Культурологический, цивилизационный и формационный подходы к исследованию социальных процессов.
- 10.3. Революционный и эволюционный способы развития общества.
- 10.4 Сущность общественного прогресса и его критерии.
- Раздел 11. Общество: источники, движущие силы и субъекты исторического процесса.
- 11.1 Источники и движущие силы социального развития.
- 11.2. Субъекты исторического процесса. Типология социальных групп.
- 11.3. Основные общности людей: классы, нации, семья.
- 11.4. Роль народных масс и личности в истории.
- Раздел 12. Бытие индивида.
- 12.1. Индивид и мир.
- 12.2. Индивид и социум.