logo search
Прокофьев Философия ІІ к

2.1. Бытие мира, основные формы бытия.

Проблема бытия не случайно считается исходной в построении философской картины мира. И в Библии, к примеру, книга I называется - "Бытие".

Простой жизненный опыт любого человека опирается на предпосылку, что мир - "есть", все существующее в нем наличиствует "здесь" и "теперь". И при всех изменениях мир сохраняется как нечто целое. Но логично предположить, что,если мир существует "здесь", значит он существует "там". И, если он существует "теперь", то,возможно, он существовал "раньше" и будет существовать "потом". Три модуса бытия К.Ясперса: Бытия в прошлом, в настоящем и в будущем раскрывают нам существование мира во времени, аналогично его существованию в пространстве.

Но что значит "быть" или "существовать"? Как проверить или доказать это? Сомнения такого рода привели Р.Декарта к его знаменитой формуле "Cogito ergo sum" - "Мыслю - следовательно существую". Видимо, бытие вещей, предметов, мира в целом отличается чем-то от бытия наших мыслей, образов, чувств. Как различить предмет, существующий реально, от миража, фантазии, мечты? Есть ли между ними граница и можно ли постичь бытие мира? Эти проблемы волновали многих философов (См. об этом 5, с.198, 217-225, 238-248).

При постижении бытия возникает много других вопросов: был ли мир сотворен, то есть имел ли он Начало, а значит у него будет и Конец (Конец Света), как трактует Библия и некоторые философы-идеалисты или он существует вечно, не имея границ ни во времени, ни в пространстве? А, если мир бесконечен, то един он или существует множество миров? И как мир может быть вечным, если все из чего он состоит: планеты, тела, живые существа, народы и культуры - преходящи, конечны, смертны?.. Так возникает многоаспектная тема Бытия, которую на основе опыта отдельного человека трудно охватить и представить. Но первый шаг уже сделан: Во-первых, философский смысл проблемы Бытия состоит в противоречивом единстве непреходящего, вечного бытия мира как целого и конечного бытия вещей, состояний природы, человеческих существ. На уровне всеобщего мир существует обьективно, то есть независимо ни от воли, ни от сознания отдельного человека. В этом сходятся философы самых разных школ, эпох, течений. Исключение составляет субьективный идеализм ( Д.Юм, Фихте, Д.Беркли - см.5, с.198-2O6).

Проблема единства мира в многообразии и сохранении этого единства мира в процессе постоянных изменений еще будет нами рассмотрена. Однако, прежде чем быть миру единым или многим, постоянным или изменяющимся, он должен существовать. Поэтому бытие есть предпосылка единства мира и его развития.

Бытие мира как всеобщего имеет свои характеристики и формы, отличается от бытия отдельных, конечных процессов, состояний, живых существ, постоянно "встраивающихся" в мир как в совокупную реальность, составляя "фрагменты" бытия мира как целого. Во-вторых, Бытие - это все то, что существовало, существует и будет существовать. Категория "Бытие" воплощает всеобщее, универсальное свойство предметов и людей - существовать.

Для обозначения бытия на уровне всеобщего (мир как целое) в философии используется понятие "Универсум". Мир не исчезает, потому что одни виды и формы природного, общественного и духовного бытия порождают и сменяются затем другими. Однако, существует и другая точка зрения: никакого универсума нет, существует бесконечное множество миров - "Мультиверсум", а наш мир один из возможных. Но и с этой позиции вывод будет таким же - на уровне Всеобщего, Небытие означает лишь переход из одной формы бытия в другую, одни миры исчезают, вместо них рождаются новые. Бесконечное множество миров в пространстве дополняется представлением о бесконечности миров во времени ( Д.Бруно, Ф.Энгельс, Л.Борхес, К.Саймэк и многие другие).

В-третьих, мысль о единстве многообразия как свойство бытия дополняется, таким образом, идеей постоянного становления, развития мира. Существование Универсума или Мультиверсума и отдельных его форм есть непрерывное саморазвитие.

Бытие мира, каким бы ни был сам мир, выступает реальностью для человеческого сознания и действия, поскольку предпослано ему.

В-четвертых, смысл проблемы состоит в том, что само сознание человека есть осознанное бытие, а "бытие людей есть реальный процесс их жизни"(4,2O). Сознание и его продукты тоже существуют реально, однако их бытие отличается от бытия материальных предметов и явлений. Поэтому философы разграничивают объективную реальность (Материя, Космос, Природа и др.) существующую независимо от воли и сознания людей и субъективную реальность (продукты деятельности сознания), а также объективно-субъективную (например, бытие общества), (См.5, с.2O6-217).

Из наших рассуждений видно, что категория бытия действительно содержит в себе главные философские проблемы и категории: Бытие-Небытие, Бесконечное-Конечное, Начало-Конец, Жизнь-Смерть, Реальное-Нереальное, Возможное-Действительное, Обьективное-Субьективное, Материальное-Идеальное и мн. др.

Хотя само понятие "Бытие" кажется малосодержательным, абстрактным и пустым. "Вещь существует, она есть" - из этой фразы трудно понять, что именно есть и как оно существует. И.Кант писал, что "Бытие - это связка в суждении, "есть" - это полагание "вещи", ничего не прибавляющее к представлению о ней" (5,с.198). Поэтому некоторые философы отождествляют понятие "Бытие" с "Ничто" и предлагают отбросить его как ненужное. Но категория "Бытие" помимо факта существования обьекта познания или действия указывает на взаимосвязь вещей, на универсальность бытия. Любой предмет или человек существует не обособлено, он включен в некую систему связей и отношений, выступающих условием его бытия. Его существование и развитие связано с существованием и развитием множества других людей, предметов, процессов, систем. Все горести и радости, сложности и переходы в процессе жизни, все многообразные связи содержит категория "Бытие".

М.Хайдеггер писал:"Бытие никакая не вещь, следовательно, бытие не будет ничем временным, но при этом бытие определяется как присутствие через время."(8,с.82). Человек, с его точки зрения, "заброшен в этот мир". Нас никто не спрашивал, хотели бы мы родиться "здесь и сейчас или нет". Но наше присутствие во времени имеет свою цель и смысл. Предназначение человека - постичь смысл, тайну Бытия. Для этого необходимо понять специфику и взаимосвязь уровней единичного - отдельные тела, предметы, организмы, люди. Уровни бытия связаны друг с другом диалектически, что проявляется во взаимосвязи и специфике форм бытия. (Более подробно диалектика общего, особенного, единичного - см. Разд.3).

Основными формами бытия являются:

1) Бытие вещей (тел), процессов, которые в своих сочетаниях составляют бытие природы как целого и бытие вещей и процессов, созданных людьми; 2) Бытие человека, подразделяющееся на бытие человека в мире вещей (как природного существа) и собственно человеческое бытие (как социально-духовного существа); 3) Бытие духовного (идеального) существующего на уровне индивида (единичного) и надиндивидуальном (напр. общественное сознание); 4) Бытие социального также состоит в диалектике индивидуального бытия (человек в истории) и бытия самого общества, его сфер и элементов. Как можно видеть, разные формы бытия пересекаются, взаимодействуют друг с другом. Соединяющим звеном для всех четырех форм является человек, только он существет, участвует во всех формах. Обобщенно взаимодействие форм бытия можно представить графически:

Рис.1. Бытие человека Бытие духовного

Бытие природы Бытие общества

Более подробную характеристику каждой формы бытия вы узнаете в следующих разделах пособия.