logo search
Прокофьев Философия ІІ к

3.3. Структурные связи.

Во всех формах бытия имеют место структурность и детерминированность. Выделяют тип связей, фиксирующий устройство, организованность бытия, - структурные связи, основные из которых находят отражение в следующих категориях.

Часть и целое. Часть - те предметы, которые в своей совокупности образуют новое. Целое - результат сочетания частей предмета - не сводится к набору частей, это и результат связи, взаимодействия частей. Организм человека (целое) включает не только органы (части), но и их взаимодействие.

Содержание и форма. Содержание - это совокупность тех элементов и их взаимодействия, которые определяют основной характер явления. Форма - есть способ существования и выражения содержания. То, о чем говорится в книге - ее содержание, а как (проза, поэзия) - это форма.

Элементы, система, структура. Система - это упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, обладающих структурой и организацией. Элемент - неразложимый далее (в данной системе) компонент, составляющая сложных объектов. Структура - относительно устойчивый способ связи элементов сложного целого. Студенческая группа - элемент в системе вуза, при ином измерении: студент - элемент в системе - группе.

Мы имеем возможность лишь назвать и лишь несколько из основных парных категорий. (Об этих категориях и других можно узнать из указанного учебника и философских словарей).

Взаимосвязь категорий не простая, и покажем это на диалектике единичного и общего.

1) В этих категориях отражается взаимосвязь единства и многообразия бытия и познания. Проанализируйте предложение: "Этот лев - хищное животное" (хищники - вид, общее, львы - подвид, особенное, и отдельный индивид - единичное). Единичное - определенная, ограниченная в пространстве и во времени вещь, рассматриваемая в ее качественной определенности, в ее неповторимости и своеобразии. Общее ( всеобщее ) - закон существования, изменения и развития единичных явлений в их взаимодействии и единстве. Ни единичное, ни общее ( всеобщее ) не существуют в действительности самостоятельно, изолированно от предметов и явлений. Это единство фиксируется в категории особенного, которая выступает как определенно всеобщее и не исключенное из реальной связи вещей единичное (8, т.3, с.173). Единичное и общее - единство противоположностей, они взаимопредполагают и отрицают друг друга.

2) Рассмотрим категории единичного и общего как формы мышления:

а) Опираясь на категории единичного и всеобщего, мы строим все наши определения (осел - животное, родственное лошади, невысокого роста с большой головой и длинными ушами);

б) Слово (общее) служит для обозначения каждой отдельной вещи (единичное).

Опираясь на диалектику общего и единичного, мы можем познавать мир и практически в нем ориентироваться: мы переносим наши знания с одного объекта на другой. Сталкиваясь с вещью, которую мы никогда не видели, встречаем ее как старую знакомую (или встретим незнакомого человека и уже многое о нем знаем). Это оказывается возможным потому, что вещи суть одновременно и бесконечно разнообразны и все суть одно и то же. (Одна из основных характеристик мира заключается в единстве противоположностей и бесконечного многообразия и тождества; именно это и создает возможность для суждения о мире в целом при знании частей).

Впервые категории единичного и общего были открыты Платоном. Что заставило его задуматься и прийти к определенным выводам? В быту для обозначения бесконечного разнообразия предметов и процессов мы используем около 5 тыс. слов. Словом, мы обозначаем не вещи, а понятия (идеи). Понятия всегда общи в отличие от конкретных вещей, которые всегда единичны. В человеческой деятельности общее чаще возникает до единичного. Например, в голове конструктора возник проект нового механизма, который затем реализуется в конкретных механизмах. Различные объекты в большей или меньшей мере соответствуют своему назначению, т.е. отражают общее ("настоящий" человек и "дрянь"-человек). Платон сделал вывод, что знать общее гораздо важнее, чем единичное, что отдельная вещь и общее как-то связаны: знание об отдельной вещи определяется знанием общего. Для познания каждой отдельной вещи необходимо познание общего. Платон уловил связь между отдельным и общим, но неправильно ее истолковал: общее первично, существует самостоятельно и до единичного, оно порождает единичное, это - мысли, замысел богов.

Вывод Платона о том, что общее существует до единичного, подхватили в средние века представители реализма (те, кто верил, что общее существует реально, независимо от единичного). В противоположность реалистам номиналистами (номен - имя) называли в средние века тех, кто утверждал, что общее не существует, общее - это только слово, это только имя, которым мы обозначаем не одну вещь, а многие. Существуют только отдельные, единичные, конкретные вещи. (Стол вообще не существует, покажите его; существуют люди, не похожие друг на друга, но нет человека вообще).

С позиции диалектики, общее, будучи родовым, существует не до отдельного, а в нем самом; общее не сводится только к сходству; общее существует не наряду с единичным, а в форме единичного. К примеру, вид (общее) как надорганизменное образование не менее реален, чем отдельный животный индивид. Общим у людей есть то, что они включены в систему общественных отношений, освоили накопленную до них культуру и т.п.

В реальном мире общее существует в единичном, а единичное в общем (отдельная личность - носитель общей культуры материальной и духовной).

Общее существует только в отдельном и через отдельное:

1) как устойчивое, сохраняющееся при всех превращениях вещи;

2) в чистом виде не существует (только человеческий разум способен выделить общее посредством абстрактного мышления в чистом виде).

Каждое единичное существует только в той связи, которая ведет к общему; вне общего отдельные объекты не могут существовать (вне общества нет человека); каждая отдельная вещь может возникнуть и существовать только на основе действующих в мире закономерностей. Привыкнув оперировать общим, люди ошибочно приходят к выводу, что общее существует в чистом виде.

Единичное и общее как ступени познания. Что нужно познавать: общее или единичное? Уже естествознание XVI-XVII вв. показало, что без знания единичного нет знания вообще. Необходимо изучать каждую вещь во всех ее подробностях, но отправляясь от какого-то заранее принятого общего представления. Единичное интересно как форма проявления общего, а противоречие между единичным и общим дает толчок к пересмотру общего. Единичное нужно изучать для познания общего (общее жизни - обмен веществ, способность к активному отражению и развитию, наследственность и приспособляемость к среде), а знание общего дает возможность ориентироваться в многообразии единичного.