logo search
Прокофьев Философия ІІ к

1.4. Роль философии в жизни общества и человека.

Подлинная философия - это "живая душа национальной культуры", "квинтэссенция нашего времени", "эпоха, выраженная в мыслях" и целый ряд других сравнений можно встретить в литературе. В недалеком прошлом признавалась важная роль философии, но очень мало предпринималось усилий для того, чтобы философия осталась философией, а не превращалась в идеологическую догму. Не было социального заказа на подлинное осмысление общественной жизни через свободу философского творчества.

Называют многие функции философии: культурно-критическую и культурно-творческую, познавательную, аксиологическую, праксеологическую, мировоззренческую. 1) Философия призвана подвергать критике устаревшие формы культуры и поддерживать зарождающееся, но перспективное, способствовать формированию нового духовного пространства, нового типа мышления. 2) На основе обобщения достижений конкретных наук и общественной практики философия призвана на своем уровне дать: объяснение сущности (а) познавательного процесса, (б) практической деятельности, (в) соответствующей данному историческому периоду системы ценностей. 3) Философия призвана разрабатывать адекватную данной эпохе систему мировоззренческих ориентиров на основе создания (а) научной картины мира совместно с конкретными науками и (б) общей картины мира совместно с ценностными формами общественного сознания (обыденного сознания, искусства, религии, политического, правового и нравственного сознания). Этот обобщенный теоретический образ мира формируется в его соотнесенности с человеческой жизнью, ее смыслом и целью. Без коренных сдвигов в философском осмыслении действительности, без разработки многочисленных вариантов мировоззренческого осмысления действительности, (что обеспечивается многообразием школ и направлений в филососфии) невозможно успешное преодоление кризисных ситуаций общественного развития.

Особая роль философии в решении проблем личностного развития. Философия призвана помочь встать на путь самопознания и самосознания каждому индивиду, желающему утверждать себя в этом мире в качестве активной и творческой личности. Уже сам характер "философствования" учит процессу мышления не ординарного, обыденного, а проблемного и творческого, в соотнесении себя с окружающими людьми, с миром "ближним и дальним". Сократовский призыв "Познай самого себя" актуален ныне для каждого человека; изучение всего курса философии необходимо использовать и для решения этой задачи. Философия может помочь в выработке нового типа мышления, ориентированного на преодоление как черно-белого восприятия общественных процессов, так и утопизма.

Есть истина в утверждении Р. Декарта: "...каждый народ тем более гражданственен и образован, чем лучше в нем философствуют; поэтому нет для государства большего блага, чем иметь истинных философов" (4, с.25).

Л и т е р а т у р а

1. Библер В.С. Что есть философия?//Вопросы философии, 1995, N1.

2. Введение в философию, М.:Политиздат, 1989.

3. История философии и культуры, К., 1991.

4. Мир философии, М.:Политиздат, 1991, ч.1.

5. Фiлософiя. Курс лекцiй, К., "Либiдь", 1993.

6. Философская Энциклопедия в 5 томах. т.5, М., 1970.

Л.Е.Чернова