2. Эволюция
Теперь обратимся к еще одному важному понятию нашей темы – понятию эволюции.
В общем случае описанная выше схема развития характерна для мира в целом, реализуясь на уровне всей полноты мирового пространства. Что же касается разного рода частей мира (как внешних, так и внутренних), то здесь интегральная схема развития может более или менее не выполняться. Такая отклоняющаяся от интегральной динамика может быть названа эволюцией.
На глобальном уровне Мировое Пространство всегда растет, в то время как локально, в тех или иных частях мирового пространства, всегда могут происходить те или иные отклонения от глобального роста. Подобная локальная динамика частей мирового пространства, которая способна более или менее отклоняться от развития всей мировой системы, и может быть определена как эволюция.
Эволюция таким образом может как воспроизводить параметры развития в своей области онтологического пространства, так и более-менее отклоняться от них. Такие факторы отклонения локальной эволюции от глобального развития можно называть девиантными факторами (девиация - отклонение).
Приведем примеры наиболее распространенных девиантных факторов.
Замедление развития. Эволюция на своем уровне может выступать как замедление скорости развития. Например, кто-то из вас мог не сразу поступить в университет.
Возникновение разного рода обратимостей. Здесь уже происходит возврат назад в изменении локального пространства, когда после некоторого периода роста, оно обращается назад и начинает уменьшаться, увеличивая локальную несовместимость своей части бытия. Таковы примеры разного рода инволюций, например, деградации или вымирания биологических видов, разрушения государств, болезни и смерти живого организма, но на самом глобальном уровне Мирового Пространства по-прежнему будет происходить Рост, чтобы обеспечить ход Мирового Времени.
гипостазированием дополнения. Мировое Пространство только растет, переходя от меньшего к большему. такое изменение идет через промежуточную стадию «антитезиса», которое представляет собой отделившееся от тезиса дополнение, замкнувшееся в себе и отрицающее тезис. Такое дополнение-антитезис как бы «гипостазируется», приобретая самостоятельность и автономность («гипостазированием» в философии называется процесс приобретения самостоятельности некоторым ранее зависимым началом).
Это означает, что глобальное пространство, от которого можно локально отклониться, является не вполне глобальным (вездесущим) – назовем его Пространством-1, и необходимо ввести еще более глобальное пространство (Пространство-2), которое включит как свои части и первое глобальное пространство, и разного рода локальные его части, которые способны отклониться от него (от Пространства-1). Отклоняясь от первого пространства, локальные девиации уже перестают быть отклонениями от второго глобального пространства.
Например, у вас есть мечта, в которой ваше развитие выглядит быстро и красиво. Но когда вы пытаетесь эту мечту реализовать в жизни, все получается не так быстро и не так красиво, как мечталось. И все же даже горький опыт жизни имеет смысл, поскольку он содержит не только реализацию некоторой части мечты, но и развивает саму мечту, делает ее более зрелым и реалистичным проектом, дополняя-развивая незрелую мечту (мечту-1) до более глубокой идеи-замысла (мечты-2). Так развитие-1, как идеальное развитие, сменяет себя развитием-2 – более реалистичным и глубоким образом развития.
Факторы девиации теперь могут быть представлены двояко – они способны как ослаблять развитие-1, так и порождать нечто, выходящее за границы развития-1 и дополняющее развитие-1 до развития-2 – см. рис.3.
- 37. Любовь и творчество в жизнедеятельности 39
- 38. Смысл жизни и деятельности человека. 40
- 1) Онтологические проблемы.
- 2) Гносеологические проблемы.
- 3) Проблемы аксиологии.
- 4) Проблемы философской логики.
- Функции
- Предмет
- 2.Структура философского знания (онтология, гносеология, аксиология и логика).
- 3. Философская мысль древней индии и древнего китая.
- 1.Древняя Индия
- Общая часть философии индуизма
- Школы ньяя и вайшешика
- Школы санкхья и иога
- Школы миманса и веданта
- Философия буддизма
- Экзотерическая версия буддизма.
- Философия индийской медицины
- 2.Древний Китай
- Три основные школы:
- Немного о философии китайской медицины
- 4.Милетская школа (фалес, анаксимандр, анаксимен). Гераклит.
- 5.Элейская школа (ксенофан, парменид, зенон). Пифагорейская школа.
- 1. Элейская философия
- 2. Пифагорейцы
- 6. Античные плюралисты (эмпедокл, анаксагор, атомисты).
- 7.Софисты (протагор, горгий и продик) и сократ
- 8.Философия платона.
- 9.Философия аристотеля.
- 10.Эллинистически-римская философия, ее своеобразие (эпикуреизм, стоицизм, неоплатонизм). Стоики и эпикурейцы
- Философия эпикурейцев
- Неоплатонизм
- 11.Философия средневековья: общая характеристика христианской философии.
- 12.Патристика: основные представители (ориген, тертуллиан, августин) и их идеи.
- 13.Схоластика. Фома аквинский. Доказательства бытия бога.
- 14.Философия эпохи возрождения, ее специфика. Философские идеи николая кузанского и джордано бруно.
- 2. Философия Николая Кузанского
- Философия Джордано Бруно
- 15.Философия френсиса бэкона.
- 1. Учение о научной индукции.
- 2. Учение об идолах познания.
- 16.Философия рене декарта.
- Теорема 1. Если есть сомнение, то есть сомневающийся.
- Теорема 2. Если есть я, то есть идеи, наполняющие это я.
- Теорема 3. Если есть идеи, то есть наибольшая среди идей – идея Бога.
- Теорема 4. Если есть Бог, то есть созданный им мир.
- 17.Английский эмпиризм (гоббс, локк, юм).
- 18.Французские энциклопедисты. Философия французского просвещения.
- 19.Теоретическая и практическая философия и.Канта.
- Теоретическая философия канта
- Практическая философия Канта
- 20.Философская система и метод гегеля.
- 21.Иррационализм XIX века (шопенгауэр, ницше, шпенглер).
- 22.Русская философия: славянофилы и западники.
- 1. Западники и славянофилы
- 23.Серебряный век русской философии (в.С.Соловьев)
- 24.Русский космизм (федоров, вернадский, циолковский, чижевский).
- 25.Основные школы и направления западной философии XX века.
- 1. Феноменология
- 2. Экзистенциализм
- 3. Психоанализ
- 4. Парапозитивизм
- Неопозитивизм
- Постпозитивизм
- 5. Постструктурализм и постмодернизм
- 6. Интегральный подход Кеннета Уилбера
- 26.Бытие и его атрибуты: пространство и время.
- 27.Бытие и его атрибуты: материя и сознание.
- 28.Бытие и его атрибуты: движение и развитие.
- 29.Жизнь как специфическая форма бытия.
- 30.Диалектика, её принципы и всеобщие законы.
- 2. Общее понятие законов диалектики.
- 3. Закон единства и борьбы противоположностей.
- Можно также выделить различные виды борьбы:
- 4. Закон перехода количественных изменений в качественные.
- 5. Закон отрицания отрицания.
- 6. Основные принципы диалектики.
- 2. Эволюция
- 3. Органическая эволюция на земле
- 33. Феномен культуры. Теории культуры
- 34. Культура и социум, их соотношение
- 35. Аксиология – философское учение о ценностях.
- 37. Любовь и творчество в жизнедеятельности
- 38. Смысл жизни и деятельности человека.
- 39. Философия истории: формационный и цивилизационный подходы
- Формационный подход к истории
- 40. Проблема прогресса в истории.
- 41. Познание. Соотношение знания и мнения.
- 42. Соотношение знания и веры в познании
- 43. Понимание и его виды: объяснение и интерпретация.
- 44. Истина и ее критерии.
- 45. Рациональное и эмпирическое познание
- 46. Разум, чувства и интуиция в познании
- 47. Структура научного познания.
- 48. Научные революции и смена типов рациональности.
- Причины революций:
- 49. Классическая научная рациональность
- 1. Онтологическая характеристика классической научной рациональности .
- 2. Гносеологическая характеристика классической научной рациональности .
- 3. Аксиологическая характеристика классической научной рациональности .
- 50. Неклассическая научная рациональность
- 1. Онтологическая характеристика неклассической научной рациональности
- 2. Гносеологическая характеристика неклассической научной рациональности
- 3. Аксиологическая характеристика неклассической научной рациональности
- 51. Философия и медицина
- 1. Взаимосвязь философии и медицины в деятельности Пифагора
- 2. Взаимосвязь философии и медицины в философии Востока
- 52. Философско-этические проблемы в медицине.
- 1. Этика жизни или биоэтика
- 53. Основные феноменологические признаки живого.
- 54. Холизм в биологии и медицине.
- 55. Редукционизм в биологии и медицине.
- 56. Основные виды холизма.
- 57. Основные виды редукционизма.
- 58. Основная тенденция развития биомедицинского знания с точки зрения холизма и редукционизма.
- 59. Критерий жизни как необходимый и достаточный признак живого
- 60. Понятие «паттерн» и «организация» в теории аутопоэза.
- 61. Основные признаки аутопоэтических систем. Аутопоэтичность и автономность.
- 62. Понимание структуры и функций нервной, иммунной и эндокринных систем в теории аутопоэза.
- 64. Кобинативно-комплементарные системы и матричное копирование как модель живой системы на околомолекулярном уровне.
- 66. Понятие клинического мышления.
- 1. Донаучный период
- 2. Период «терапевтического нигилизма»
- 3. Количественный период развития клинического мышления. Феномен доказательной медицины.
- 67. Донаучный период развития медицинского знания.
- 68. Этап «терапевтического нигилизма»
- 69. Количественный период развития клинического мышления. Феномен доказательной медицины.
- 70. Основные принципы клинического мышления, согласно х. Вульфу.
- 71. Категория «мера жизни» и ее роль в философии медицины.
- 72. Понятия «объем выживания» и «функция благополучия (оптимальности)» как возможные способы выражения меры жизни.
- 73. Основные понятия медицины (здоровье, болезнь, саногенез, патогенез) и их связь с методологией критериев оптимальности.
- 74. Идея интегральной медицины и ее соотношение с частными медицинами.
- 75. История философии биомедицины: спор реалистов и номиналистов о понятии болезни