2. Философия как мировоззрение
В массовом сознании философия нередко представляет-ся чем-то весьма далеким от реальной жизни. О философахговорят как о людях «не от мира сего». Философствованиев таком понимании — это пространное, туманное рассужде-ние, истинность которого нельзя ни доказать, ни опроверг-нуть. Подобному мнению, однако, противоречит тот факт,что в культурном, цивилизованном обществе каждый мыс-лящий человек хотя бы «немножко» — философ, дажеесли он и не подозревает об этом.
Прислушаемся к разговору «за коньячком», который ве-дут в романе Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы» вуезном городе Скотопригонске. Федор Павлович Карамазови его сыновья: Иван и Алеша. Старик Карамазов обращает-ся сначала к старшему сыну, Ивану:
— ...А все-таки говори: есть бог или нет? Только серьезно!Мне надо теперь серьезно.
— Нет, нету бога.
— Алешка, есть бог?
— Есть бог.
— Иван, а бессмертие есть, ну там какое-нибудь, ну хотьмаленькое, малюсенькое?
— Нет и бессмертия.
— Никакого?
— Никакого.
— То есть совершеннейший нуль или нечто. Может быть,нечто какое-нибудь есть? Все же ведь не ничто!
— Совершенный нуль.
— Алешка, есть бессмертие?
— Есть.
— А бог и бессмертие?
— И бог и бессмертие. В боге и бессмертие.
— Гм. Вероятнее, что прав Иван. Господи, подумать толь-ко о том, сколько отдал человек веры, сколько всяких силдаром на эту мечту, и это столько уж тысяч лет! Кто же этотак смеется над человеком? Иван? В последний раз и реши-тельно: есть бог или нет? Я в последний раз!
— И в последний раз нет. .
— Кто же смеется над людьми, Иван?
— Черт, должно быть,— усмехнулся Иван Федорович.
— А черт есть?
— Нет, и черта нет.
— Жаль. Черт возьми, что б я после того сделал с тем, ктопервый выдумал бога! Повесить его мало на горькой осине.
9
- Цивилизации бы тогда совсем не было, если бы не вы-думали бога.*
Вряд ли Федор Павлович Карамазов, человек мало-культурный и малообразованный, читал «Критику чисто-го разума» Канта — главное и очень сложное произведе-ние великого немецкого философа. А если бы прочел, тоузнал бы, что не он один мучился вопросами о боге,душе и бессмертии. По Канту, все эти идеи - трансцен-дентальные идеи чистого разума, объекты которых немогут быть даны в опыте, но которые жизненно необхо-димы человеку как высшие принципы, регулятивы егонравственного поведения и моральной ориентации вмире. Интеллектуальная дистанция между Федором Ка-рамазовым и Иммануилом Кантом - огромна (по глуби-не мысли, методологической тщательности и проработан-ности формулируемых выводов и ставящихся проблем).Но и перед высшей философией (Платоном, Кантом, Ге-гелем, Вл. Соловьевым) стояли и стоят те же проблемы,что и перед «простыми смертными». Потому что эти про-блемы «придумывают» не люди, а жизнь. Здесь уместнатакая аналогия. «Музыку,— говорит М. И. Глинка,— со-чиняет народ. Композиторы ее лишь аранжируют». Таки философы — лишь «переводят» на свой, категориаль-ный язык назревшие проблемы культуры, улавливают иособым образом выражают дух своего времени. У фило-софа — свое, «внутреннее» зрение.
Милый друг, иль ты не знаешь.Что все видимое нами-Только призрак, только тениОт незримого очами?
Милый друг, иль ты не слышишь.Что житейский шум трескучий—Только отзвук искаженныйТоржествующих Созвучий?
Вл. Соловьев
Свое зрение и у поэта.
Сотри случайные черты-
- Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений
- 1. Дофилософские мировоззрения и картины мира.
- 2. Философия как мировоззрение. 3. Специфика фи-лософского знания и его функции. Основные разделыфилософии. 4. Источники философского знания. Ма-териализм и идеализм - основные направления фи-лософии.
- 1. Дофилософские мировоззрения и картины мира
- 2. Философия как мировоззрение
- II ты увидишь: мир прекрасен.
- 3. Специфика философского знания и его функ-ции. Основные разделы философии
- 4. Источники философского знания.
- Контрольные вопросы
- Тема рефератов
- 2. Древнегреческая философия
- 3. Философия средневековой Европы
- 4. Философия эпохи Возрождения
- 5. Европейская философия XVII-XVIII вв.
- 6. Европейская философия XIX в.
- 7. Современная западная философия
- Экзистенциализм
- 8. Русская философия XIX - начала XX вв.
- 9. Советская философия
- Контрольные вопросы
- Темы рефератов
- Глава III
- 3. Проблема бытия в русской религиознойфилософии
- 4. XX век: судьба проблемы бытия
- 160 Контрольные вопросы
- Темы рефератов
- Сознание
- 2. Метафора сознания в космоцентристскойкультуре античности
- 3. Христианство: открытие внутреннегодуховного мира
- 4. Переоткрытие проблемы сознания в Новоевремя: идеалистическая философия
- 5. Маркс: диалектико-материалистическаяконцепция сознания
- 6. Сознание и бессознательное: Маркс и Фрейд
- Контрольные вопросы
- Человек
- 2. Человек есть тайна
- 3. Образы человека в истории философской мысли
- 4. Проблема антропосоциогенеза
- 5. Биологическое и социальное в человеке
- 6. «Природа человека» и характер философской концепции
- 7. Смысл человеческого существования
- 239 Контрольные вопросы
- Темы рефератов
- 2. Обыденная картина мира
- 3. Взгляд науки
- 4. Религиозные версии мироздания
- 5. Философия: человек и мир
- Контрольные вопросы
- 2. Свобода личности и ответственность
- 3. Проблемы жизни и смерти в духовном опыте человека
- 4. Человек и космос
- Контрольные вопросы
- Темы рефератов
- 2. Общество как саморазвивающаяся система
- 3. Общество в историческом и аксиологическом измерении
- 338 339
- 4. Проблемы современного информационно-технического общества
- Контрольные вопросы
- 2. Человек в мире культуры
- 3. Роль понятий культуры и цивилизации в по-знании общества
- 4. Восток - Запад - Россия: цивилизационные типы
- Контрольные вопросы
- 2. Науки и философия об обыденном мире
- 3. Повседневность и экзистенциальныепроблемы философии
- 4. «Дольний мир» - бытие без Бога
- 5. Нравственный смысл ориентации «на жизнь»
- 6. Мир иной, или Путь от человека
- 7„ Метафизический компромисс: бытиекак единство
- Контрольные вопросы
- 2. Теория познания как философскаядисциплина
- 3. Познание и практика
- 4. Многообразие форм знанияи познавательной деятельности
- 5. Истина и заблуждение
- ' 448
- 6. Знание и вера
- 7. Состав, структура и динамика знания
- Контрольные вопросы
- Темы-рефератов
- Глава xiIнаука
- 1. Генезис науки. 2. Научное знание, его специфика истроение. 3. Методология научного познания. 4. Рольнеуки в развитии техники. 5. Наука и общество.
- 1. Генезис науки
- 2. Научное знание, его специфика и строение
- ' 473
- 3. Методология научного познания
- 4. Роль науки в развитии техники
- 5. Наука и общество
- 513 512
- Контрольные вопросы
- 514 Темы рефератов
- Глава XIII
- 1. Техника. 2. Рациональность и наука. 3. Научно-тех-ническое развитие.
- 1. Техника
- 2. Рациональность и наука
- ' 528
- 3. Научно-техническое развитие
- Контрольные вопросы
- 2. Мировая ситуация конца XX в.
- 3. Угрозы и надежды наших дней
- 4. Обозримое будущее
- Контрольные вопросы
- Темы рефератов
- Заключение
- 571 Оглавление
- Глава I. Философия, ее роль в жизни
- Глава II. Исторические типы философии
- Глава III. Бытие..................................................................... 125
- Глава IV. Сознание.............................................................. 162
- Глава V. Человек.................................................................. 212
- Глава VI. Человек во вселенной..................................... 240
- Глава XI. Познание.............................................................. 419
- Глава XII. Наука.................................................................... 466