logo
учебник Философия Кохановский В П

3. Взгляд науки

Огромное практическое значение науки в XX в. сделалоее той областью знания, к которой массовое сознание испы-тывает глубокое уважение и пиетет. Слово науки весомо, иоттого рисуемая ею картина мира часто принимается за точ-ную фотографию реальной действительности, за изображе-ние Вселенной такой, как она есть на самом деле, независи-мо от нас. Да ведь наука и претендует на эту роль — бесстра-стного и точного зеркала, отражающего мир в строгихпонятиях и стройных математических вычислениях. Одна-

249

ко за привычным, коренящимся еще в эпохе Просвещениядоверием к выводам науки, мы часто забываем, что наука —развивающаяся и подвижная система знаний, что способывидения, присущие ей (парадигмы) — изменчивы (см. обэтом гл. XII). А это означает: сегодняшняя картина мира неравна вчерашней. Повседневное сознание все еще живет на-учной картиной мира прошлых лет и веков, а сама наукауже убежала далеко вперед и рисует порой вещи столь па-радоксальные, что сама ее объективность и беспристраст-ность начинает казаться мифом...

Наш век, последнее десятилетие которого вот-вот исте-чет, стал веком коренной смены парадигм научного мышле-ния и радикального изменения, естественнонаучной картинымира. Вплоть до начала нынешнего столетия в науке гос-подствовала возникшая в Новое время ныотоновско-карте-зианская парадигма — система мышления, основанная наидеях И. Ньютона и Р. Декарта. Последнему принадлежалаидея принципиальной двойственности реальности: материян ум — различные, параллельные друг другу субстанции.Отсюда следовало, что материальный мир можно описатьобъективно, не включая в описание человека-наблюдателя сего специфической позицией, с его субъективностью. Мож-но сказать, что сама идея «строго-объективной науки» вы-растает из декартовских онтологических* построений.

Сразу стоит отметить, что научная картина мира, воз-никшая из учений Декарта и Ньютона, отбросила одиночень важный момент, присутствовавший как у одного, таки у другого «патриарха»: фигуру Бога. Рационально-меха-нистический образ мира, сформировавшийся в трудах по-следователей, демонстрирует нам мир как единый и единст-венный: мир твердой материи, подчиненный жестким зако-нам. Сам по себе он лишен духа, свободы, благодати, онбезмолвен и слеп. Физикалистски понятая действитель-ность — гигантские космические просторы, в которых дви-жутся по четким траекториям массы материи — не несет всебе никакой необходимости появления человека и созна-ния. Человек в этом мире — ошибка, описка, курьезный слу-чай. Он — эпифеномен (побочный продукт) звездной эволю-ции. Лишенная Бога и сознания Вселенная не живет, а су-ществует без смысла и цели, более того, всякий смысл длянее — ненужная роскошь, арабеска, разрушающаяся подвлиянием закона энтропии.

Механистическая Вселенная Ньютона состоит из ато-

* Онтология— теория бытия

250

мов— маленьких неделимых частиц, обладающих постоян-ной формой и массой и связанных таинственным закономтяготения. Она организована в трехмерное пространствоклассической эвклидовой геометрии. Это пространство аб-солютно, постоянно и всегда находится в покое. Оно пред-ставляет собой большое вместилище тел, само по себе ни-сколько от них не завися и лишь предоставляя им возмож-ность перемещения под воздействием силы притяжения.Точно так же время являет собой чистую длительность, оноабсолютно, автономно и независимо от материального мира.Однородным и неизменным потоком течет оно из прошлогочерез настоящее в будущее. В целом Вселенная предстаеткак огромный полностью детерминированный часовой меха-низм, в котором действует непрерывная цепь взаимосвязан-ных причин и следствий. Если бы можно было получитьточную информацию о каждом звене этой цепи, то стало бывполне возможным совершенно точно реконструировать лю-бую ситуацию прошлого и предсказывать события будущегобез всяких погрешностей.

Вселенная, представленная в виде комплекса механиче-ских систем, развивается без участия какого бы то ни былосознания и разума. Вся ее история, начиная от «большоговзрыва» до сегодняшнего дня — результат слепого и стихий-ного движения материальных масс. Жизнь зарождается впервозданном океане случайно как результат беспорядочныххимических реакций, и пойди процесс чуть по-другому,. со-знание никогда не проявилось бы в бытии. С фнзикалистскойточки зрения появление жизни и сознания — не только загад-ка, но и явление достаточно странное, абсурдное, так как онопротиворечит второму началу термодинамики, утверждающе-му, что всякая сложная система неуклонно стремится статьпростой, но не наоборот'. Иронизируя по поводу механистиче-ских взглядов, выдающийся современный ученый СтаниславГроф замечает: «Вероятность того, что человеческая разум-ность развилась из химического ила первобытного океанаблагодаря всего-навсего случайной последовательности меха-нических процессов, кто-то недавно очень удачно сравнил свероятностью того, что ураган, пронесшийся сквозь гигант-скую помойку, случайно соберет'«Боинг-747».

Полагая человека случайностью, механистическая наукане интересуется его судьбой, его целями и ценностями, ко-торые выглядят смешными нелепостями, мгновеннойвспышкой сознания в грандиозной машине бессмысленнойВселенной. Субъективное (т. е. принадлежащее человеку,субъекту действия и мышления) перемалывается жернова-

251

мн объективного. Мир выглядит как нечеловекоразмериый,бесстрастно уничтожающий псе человеческое, да и простоне замечающий его.

В начале XX в. был сделан целый ряд открытий, n корнеизменивших видение мира современным естествознанием.Теория относительности А. Эйнштейна, опыты Резерфордас альфа-частицами, работы Нильса Бора, исследования вхимии, биологии, психологии и других науках показали,что мир гораздо разнообразнее, сложнее, чем это представ-лялось механистической науке, и что сознание человека из-начально включено в само наше восприятие действительно-сти. «Антропный принцип», о котором еще пойдет речь вдругих главах, означает: мир таков, каков есть, потому чтоэто мы глядим на него, и всякое изменение в нас, в нашемвзгляде, в нашем самочувствии и самосознании меняет кар-тину мира. «Чисто объективное» ее описание— невозможно.

Каким же мир предстает глазам современного ученого?

Согласно теории относительности пространство нетрехмерно, а время не линейно. И то, и другое не являютсяотдельными самостоятельными сущностями. Они тесно пе-реплетены и образуют пространственно-временной контину-ум. Поток времени не является равномерным и однород-ным, он зависит от позиции наблюдателя и его скорости от-носительно наблюдаемого события. Кроме того, в общейтеории относительности речь идет о том, что пространство ивремя находятся в тесной связи с массой тел: возле гигант-ских космических тел пространство способно искривляться,а время —замедляться.

В новой картине мира исчезает жесткое различие междуматерией и пустым пространством, так как развитие атом-ной и субатомной физики разрушило представление о твер-дой материи. Это значит, что когда мы выходим за рамки«зоны средних измерении», углубляемся на другие уровнисуществования материи, то обнаруживается, что элементар-ные частицы, из которых состоят атомы— невещественны. Вквантовой физике один и тот же феномен может выступатьи как частица, и как волна, частицы как бы непрестанносоздаются из чистой энергии и возвращаются в собственно-энергетическое состояние. Это сплошная динамика, котораяне позволяет говорить о фиксированном месте в пространст-ве и о массе покоя. Элементарные частицы являют собойсгустки поля.

На субатомном уровне материя не столько существует,сколько «проявляет тенденцию к существованик», внутри-атомные события выступают как неопределенные, случаю-

252

щпеся, спонтанно возникающие и могут быть описаны лишьна языке математических вероятностей. Таким образом, вобласти квантовых взаимодействий не может быть и речи опричинности, присущей пыотоповско-картезианскому ото-бражению мира.

Работы Нобелевского лауреата Ильи Пригожина, посвя-щенные так называемым диссипативп-ым структурам в хи-мических реакциях, положили начало новому принципу ос-мысления действительности: «порядок через флуктуации».В свете этого принципа, признающего за Вселенной первич-ную динамическую неопределенность, оказалось возмож-ным выработать новое понимание эволюции. Второй законтермодинамики не всесилен, ибо все существующие системыимеют прирожденную способность мутировать в направле-нии большей сложности. Одна и та же энергия, одни и теже принципы обеспечивают эволюцию на всех уровнях: отфизико-химических процессов до человеческого сознания исоциокультурной информации. Вселенная оказывается еди-ной во всех своих пластах, живой, развивающейся, восхо-дящей на новые ступени бытия.

На базе подходов, отбросивших старые представления,возникают радикалистские взгляды. К ним принадлежит,например, «шнуровочная .философия природы» ДжеффриЧу, разработанная для одного типа субатомных частиц —адронов. Вселенная для нее — это бесконечная сеть взаимо-связанных событий. Они как зеркала, отражающиеся другв друге, как живой клубок, где одно непрерывно перетекаетв другое. Все теории естествознания — лишь создания чело-веческого разума, только версии бытия, и их не надо путатьс самой реальностью, которая в следующий момент можетповернуться совсем другой стороной.

Целый ряд современных физиков приблизился к мистиче-скому мировоззрению. Сейчас на русский язык уже переведе-на книга Фритьофа Капры «Дао физики», устанавливающаясвязь между физическими открытиями XX столетия и древ-ними истинами, трактующими мир как иерархию ритмиче-ских вибраций единого вселенского начала, духа — энергии.Современные естествоиспытателями все более обращаются копыт}' индуизма, буддизма, даосизма, к оккультным учениям,усматривающим в основе мироздания творческое сознание.Человек, таким образом, перестает быть обмолвкой природы,а становится законным проявлением внутренних потенцийдействительности. Одна из его главных задач - познание соб-ственного места в бытии и понимание того, что вся Вселеннаяпронизана токами разума, наполнена смыслом.

253

Современная научная картина мира динамична, проти-воречива. В ней больше вопросов, чем ответов. Она изумля-ет, пугает, ставит в тупик, шокирует. Но ничего не подела-ешь. Поискам познающего разума нет границ, и в ближай-шие годы мы, возможно, будем потрясены новымиоткрытиями и новыми идеями. А сейчас обратимся к карти-нам мира, которые не меняются веками и служат объяснени-ем устройства мироздания для многих поколений. Они ка-чественно иные и обращены к сложному взаимодействиюмира людей и мира высших сил.