4. Источники философского знания.
Материализм и идеализм -основные направления философии
Как объяснить и обосновать саму возможность фило-софии в качестве объективного, достоверного знания? Какубедиться в том, что положения и выводы философии непроизвольны, а имеют истинное содержание, выражаютдействительные отношения бытия и познания? Такой воп-рос стоит, конечно, и перед другими науками, но там онрешается значительно проще. Во-первых, потому, что спе-циальные науки опираются на опыт — в общепризнанном,достаточно определенном его понимании. Во-вторых, в ре-зультате плюрализма философских теорий, который дояу-скает не один, а несколько подходов к объяснению слож-ных явлений реальности.
Не опирается ли на опыт философское знание? Ведь опыт(в обычном его понимании) свидетельствует лишь о единич-ном и случайном. Философские же суждения есть суждениявсеобщего. Это понимали уже Аристотель и Кант (первый —говоря о философии как об учении о сверхчувственном бы-тие, второй — указывая, что философский разум не непосред-ственно связан с чувственностью, а опосредованно, через рас-судок). Философию, как умозрение, действительно отличаютот «опытной» науки, и для этого есть основания, если «опыт»понимать ограниченно —как наблюдение или эксперимент,специально организованные индивидом или группой людей(наблюдателями и экспериментаторами).
Однако возможен и существует и другой, уровень опы-та - опыт человечества, опыт истории. Человеческая исто-рия (история мысли, история духа в особенности) есть самыйвысший, самый развитый и самый сложный «срез» реально-сти. Мир человека — наиболее богат диалектикой. Для фило-софии же человек всегда был «мерой всех вещей» (Протагор,
25
VI в. до н. э.). Познавая этот мир, т. е. глубинные процессы,происходящие в человеческой истории, осмысливая радикаль-ные перевороты в духовной жизни, в сознании, философиятем самым познавала всеобщее, ибо в высших проявленияхмирового развития осуществлена действительно всеобщая по-тенция, всеобщая мощь Универсума.
Только этим молено объяснить ту огромную эвристиче-скую и прогностическую силу, которая заключена в фило-софском знании. Философские прозрения нередко и намно-го опережали открытия и выводы науки. Идеи атомистики,например, были высказаны еще древними философами занесколько веков до нашей эры, тогда как в естествознании(физике, химии) дискуссии о реальности атомов продолжа-лись даже в XIX в. То же молено сказать и о других фунда-ментальных идеях (законах сохранения, принципе отраже-ния), которые были выдвинуты в философии значительнораньше, чем получили признание и подтверждение в естест-вознании, в науке.
Но, пожалуй, самый яркий и поучительный для филосо-фии пример - открытие и разработка Гегелем диалектики каклогики и теории познания. Лаборатория творчества великогомыслителя описана, раскрыта им самим в замечательном про-граммном произведении - «Феноменологии духа» (1807 г.),где шаг за шагом на глазах у читателя строится величествен-ное здание диалектики как глубинной, движущей силы миро-вого развития, как источника вечного обновления жизни, какнеутомимого «крота» истории. По Гегелю, индивидуальноечеловеческое сознание есть сокращенный, сжатый во времениинвариант сознания родового, общественного. Ему остаетсялишь усвоить, «распредметить» путь, уже пройденный, осво-енный мировой культурой? Ступени на этом пути — это кате-гории диалектики, заключающие в себе огромную продуктив-ную творческую силу именно потому, что они не «выдума-ны», а взяты из всемирно-исторического опыта, из жизни иборьбы поколений. Уже ближайшими современниками и по-следователями Гегеля его диалектика была оценена как «ал-гебра революции» (Герцен). Это была справедливая и образ-ная характеристика. Революция - не только и даже не столь-ко политическая, сколько духовная, т. е. радикальнаяперестройка в общественном сознании,—дала философу ни счем не сравнимый и не сопоставимый, богатейший и ценней-ший материал для раздумий, выводов и обобщений. Из этихобобщений (центральное из них — учение о противоречии)был выведен категориальный каркас диалектической логики,хотя и в идеалистическом варианте.
26
Что значит — в идеалистическом варианте? Идеализместь такой тип и такой способ философствования, кото-рый активную, творческую роль в мире отводит исключи-тельно духовному началу, лишь за ним признавая способ-ность к саморазвитию. Идеализм не отрицает материю, норассматривает ее как низший род бытия — не как творче-ское, а как вторичное (сотворенное) начало.
Безусловно, творческая природа духовного производства«заметнее», внешне ярче, более открыта и для взгляда теоре-тика, и для общественного сознания в целом, по сравнению систорико-творческим характером «грубого», неэлитарного,повседневно-привычного процесса — производства материаль-ного. Дух (мысль, сознание) есть высший цвет материи, безчего материя не полна, не выражена во всю мощь своих глу-бинных возможностей. Диалектика природы —только «про-лог» к диалектике духа. Поэтому идеалистическая диалектика(диалектический идеализм) в истории философии предшест-вует диалектике материалистической (диалектическому мате-риализму). Критическое преодоление идеализма материализ-мом не могло быть лишь внутрифилософским делом - оноосуществлялось как сторона и составляющая часть более об-щего социального движения, выводящего на авансцену исто-рии новые силы: трудящиеся массы, непосредственно занятыематериальным производством, производительным трудом. Вто же время истинный, диалектический материализм не от-брасывает рациональное зерно идеализма, а понимает и при-нимает его как· глубочайшее самовыражение мысли, как веч-ное свидетельство того, что духовные ценности непреходящи,что они выше, значительнее любых материальных благ.
Со своей стороны материализм, корни которого уходятв материально-производственную и социально-преобразова-тельную практику человека, есть в конечном счете не чтоиное, как убежденность познающего сознания в его произ-водности от природной и социальной реальности, котораядля материалистов самоценна и самодостаточна, никем несотворена, т. е. существует вечно!
Формы материализма и идеализма многообразны. Так,различают объективный и субъективный идеализм, метафизи-ческий и диалектический материализм и т. д. Рассмотрим вкачестве примера, как в рамках одной из форм материализма,а именно в рамках диалектика-материалистического учениярешалась одна из важнейших (особенно для материалистов)философских проблем - проблема материи*).
* Материал по этой проблеме подготовил Т. П. Митяш
27
Определение, данное В. И. Лениным, является наиболееобщепризнанным в современном материализме.
Материя есть философская категория для обозначе-ния объективной реальности, которая дана человеку бощущениях его, которая копируется, фотографируется,отображается нашими ощущениями, существует незави-симо от них. О чем говорит это определение? Во-первых, отом, что главным свойством материи является свойствобыть объективной реальностью, т. е. существовать вненашего сознания. Этим признается первичность материи поотношению к сознанию.
Во-вторых, если признаком материальности являетсясвойство «быть объективной реальностью», то никакиетела, вещи, процессы, как природные, так и произведен-ные человеком, не могут претендовать на свое исключи-тельное право быть материей. Материя существует толь-ко в многообразии конкретных объектов. Люди открыва-ют все новые и новые свойства природных тел ипроцессов, производят бесконечное множество не сущест-вующих в природе вещей. Это дает возможность утверж-дать, что материя неисчерпаема.
В-третьих, материя «копируется, фотографируется, ото-бражается нашими ощущениями». Этим признается прин-ципиальная познаваемость материального мира, что озна-чает согласование, совпадение между собой содержания за-конов мышления и законов объективного мира.Объясняется факт такого согласования следующим обра-зом: мышление —продукт человеческого мозга; но и чело-век, и его мозг — продукты природы, которые развиваютсявместе с ней. Следовательно, в конечном счете, мышление —продукт природы, а потому его законы совпадают с закона-ми объективного мира.
Понятие «материя» выполняет ту же функцию, что и по-нятие «бытие» Парменида в античности или Бога в средневе-ковье: выступает гарантом существования мира. Дело в том,что материи приписываются те же характеристики, что иБогу: вечность, неуничтожимость, несотворенность. Следова-тельно, она может рассматриваться в качестве своеобразногообоснования существования не только материального мира, нои духовного. Материальный мир развивается через взаимо-действие вещей и процессов. Это взаимодействие (а не Бог)выступает, согласно материализму, основанием мира.
Другими словами, в вопросе о существовании здесь даетсяпервое и последнее слово только и исключительно самим кон-кретным вещам. Это и есть позиция науки. Наука и материа-
28
лизм имеют одно и то же понимание бытия: оно отождествля-ется с существованием чувственных вещей, а функция обосно-вания этого существования приписывается материи.
Материя неисчерпаема, т. е, многообразие конкрет-ных объектов, в которых онa существует, бесконечно. Нобесконечное ее содержание не хаотично; оно упорядочено.Прежде всего, можно говорить о строении материи пауровне неживой природы и живой природы.
В стриктуру материи на уровне неживой природы, сточки зрения современной науки, входят элементарные части-цы, физический вакуум (особое состояние материн, где про-исходят сложные процессы появления π исчезновения элемен-тарных частиц), атомы, звезды, молекулы, планеты, планет-ные системы, галактики (совокупность взаимосвязанныхпланетных систем и звезд), системы галактик, метагалактики(системы взаимодействующих скоплений галактик). Тайныестроения материи, существующей за пределами элементарныхчастиц и метагалактик, люди еще не познали.
Уровень живой природы включает два полууровня:биологическую и социальную (общественную) жизнь. Набиологическом уровне в структуру материи входят нук-леиновые кислоты (ДНК и РНК присутствуют в клеткахвсех живых организмов н выполняют важнейшие функ-ции по хранению и передаче генетической информации),белки (доклеточный уровень жизни), клетки и однокле-точные организмы, многоклеточные организмы (растерияи животные), популяции (совокупности особей одноговида, длительное время занимающие определенное про-странство и воспроизводящие себя в потомстве; примерпопуляции - стая волков,- стая рыб, муравейник), биоце-нозы (совокупность популяций, населяющих данныйучасток суши, воды и находящихся в определенной свя-зи между собой и окружающей средой. Пример биоцено-за — лес, в котором популяции живущих в нем живо-тных, .растений, грибов, микроорганизмов взаимодейст-вуют между собой, образуя целостную равновеснуюсистему), биосфера (глобальная система жизни, образо-ванная в результате взаимодействия биоценозов).
На определенном этапе развития в биоценозе возникаютособые популяции живых существ, которые, благодарясвоей способности к труду, переходят с биологическогоуровня существования на социальный. В рамках биосферывозникает человеческое общество. На социальном уровне вструктуре материи можно выделить следующие элемен-ты: семья, классы, расы, нации и т. д. Обязательным усло-
29
вием функционирования как всего общества в целом, так иотдельных его элементов является духовная жизнь люден,их мышление и сознание. Поэтому на социальном уровнематерии вопрос о первичности социальных структур ивторичности сознания не может решаться жестко одно-значно. Но более подробно об этом— в последующих главах.
Материя обладает многочисленными свойствами: несотво-римость, неуничтожимость, познаваемость, неисчерпаемостьстроения и т. д. Но среди них есть такие, без которых она неможет существовать. Такие свойства называются атрибута-ми. К ним относятся движение, пространство, время.
Философское понятие движения обозначает любыевзаимодействия, а также изменения состояний объектов,которые происходят в процессе этих взаимодействий. По-этому движение есть изменение вообще.
Все вещи окружающего нас мира находятся в постоянномдвижении, изменении. Есть такие состояния движения, кото-рые не изменяют качественных характеристик предметов. На-пример, все знают, что внутри предметов происходит «бешен-ная пляска» электронов и других элементарных частиц, нопри этом внешний вид, место расположения предметов сохра-няются неизменными. Мы воспринимаем их как находящиесяв покое. Покой— это состояние движения, которое не нару-шает качественной специфики предмета, его стабильно-сти. Существуют состояния движения, которые приводят кизменению качественного состояния предметов. Здесь воз-можны два результата: распад предмета на более простыеэлементы (например, в процессе гниения) и, наоборот, обра-зование нового, более сложного объекта.
Изменение, сопровождающееся появлением новых качест-венных состоянии, которые представляют собой развертыва-ние возможностей, скрытых в предшествующих качественныхсостояниях, называется развитием. Например, в желудескрыта возможность стать дубом, и когда желудь попадает вблагоприятные для него условия, эта возможность реализует-ся. Происходит процесс развития желудя в дуб.
Каждому структурному уровню материи соответствуетсвоя форма движения материи: механическая, физическая,химическая, биологическая, социальная. Формы движенияматерии взаимосвязаны. Так, механическое движение обус-ловлено глубинным процессами взаимопревращения эле-ментарных частиц, взаимовлиянием электромагнитных игравитационных полей, сложными переплетениями силь-ных и слабых взаимодействий в микромире.
Взаимодействие форм движения материи лежит в основе
30
развития Вселенной. Доказано, что в особенностях взаимо-действия элементарных- частиц заложена возможность появ-ления человека. Так, элементарные взаимодействия имеютпостоянную величину, числовое значение которой 1/137.Благодаря именно такому ее значению образуются атомы,молекулы, н в итоге—человек. Малейшее изменение этойвеличины сделало бы нашу Вселенную иной. Современнаякосмология утверждает, что человек и общество есть такаяструктурная организация материи и движения, котораяобусловлена взаимодействиями в масштабе всей Метагалак-тики. Поэтому социальная форма движения есть космиче-ское явление.
Пространство- форма бытия материи, выражающаяпротяженность составляющих ее объектов, их строениеиз элементов и частей. Пространство нашего мира имееттри измерения, а потому его называют трехмерным. Оноявляется необходимым условием существования устойчи-вых систем, состоящих из двух тел. Если бы наше простран-ство имело бы больше размерностей, то планеты не смоглибы двигаться по замкнутым орбитам, а значит не было быпланетных систем.
Время-форма бытия материи, выражающая длитель-ность протекающих процессов, последовательность сменысостояний в ходе изменения и развития материальных сис-тем. Человек научился измерять время, сравнивая различныепроцессы с одним, выбранным за образец (эталон). Напри-мер, мы сравниваем длительность суток с движением часовойи минутной стрелок часов. При этом один оборот по циферб-лату часовой стрелки мы условно называем «один час».
Но человеку свойственно н интуитивное чувство време-ни. В нас как бы встроены «биологические часы». И здесьпет ничего сверхъестественного, если учесть, что человек-закономерный итог развития галактики, а потому может«чувствовать» ее ритмы. Медики открыли, что наши внут-ренние органы работают с разной степенью интенсивности вразное время суток. Между двумя и четырьмя часами ночиусиливается функционирование печени, очищающей орга-низм от ядов, а в четыре часа ночи все органы снижаютсвою активность. Не случайно в это время чаще всего уми-рают больные люди. Обладает своими определенными рит-мами π человеческий мозг. Знание этих ритмов необходимодля гигиены умственного труда.
В начале XX в. физика выявила глубокую связь междупространством и временем. Оказалось, что время есть чет-вертое измерение мира, а пространственно-временной срез
31
нашей Метагалактики характеризуется формулой 3+1 (трипространственных измерения и одно временное). Эта фун-даментальная характеристика определила материальноестроение метагалактики.
Современная паука считает, что могут существоватьмиры с другими пространственно-временными параметра-ми. Ученые предполагают, что при рождении пашей метага-лактики существовало десятимерное пространство— время.Четыре измерения (формула 3+1) стали формами бытия ма-терии на макроскопическом уровне, а шесть— определилиструктуру микромира, размеры которого меньше 10-33 см.Очевидно, что эта структура не имеет аналогов в макроми-ре, в котором живет человек.
Четырехмерное пространство — время, органически свя-занное с материей и движением макромира. Каждому струк-турному уровню материи соответствует специфическаяформа пространства и времени. Так, особенности биологи-ческого пространства— времени проявляются уже па уровнебелковых молекул в форме асимметрии (нарушения полно-го соответствия и расположения частей целого относительнокакого-то центра) «левого» и «правого» в группировкахатомов. Живые центры образуются только из тех молекул,n которых имеется «левосторонняя» группировка. В нежи-вой природе нет различия между «правым» и «левым».Камню все равно где лежать: слева или справа. Растение жечетко различает эти свойства пространства, что особенновидно на вьющихся растениях, завивающих «спирали-уси-ки» только справа— налево. Имеет свою специфику и вре-менная организация живого. Растения меняют длительностьпротекания в них биологических и химических процессов взависимости от времени суток, погоды и т. д.
Свою специфику имеет пространство и время жизниобщества. Человечество, в отличие от животных, сразу женачало формировать особую пространственную сферу своейжизнедеятельности: изготовлять орудия труда, строить жи-лища и целые поселения, создавать пастбища, одомашни-вать диких зверей и т. д. Рядом с неосвоенной природойпоявилась «вторая», «очеловеченная» природа. Если в не-живой и биологической формах материи пространствовключает только связи предметов, то в социальное про-странство входит и отношение человека к предметам, кместу своего обитания. Например, понятие Родина харак-теризует не только определенную территорию, место рожде-ния и жизни человека, по и его отношение к этому месту:человек испытывает чувство любви к ландшафту (это может
32
быть лес, горы, море, океан, поля) и тоскует, если по какой-то причине вынужден жить в другом месте.
Социальное время- форма бытия общества, выражающая длительность исторических процессов, их смены, возпикающих в ходе деятельности людей. Социальные про-цессы имеют разную длительность. Родоплеменные обще-ства и первые цивилизации древнего мира уходят корнямив толщу веков, составляющую несколько десятков тысячлет. Средневековое общество просуществовало около 1400лет, а современный способ жизни длится всего около 300лет. Смена этапов развития общества храктеризуется убыст-рением темпов социальных изменений, что нашло свое отра-жение в понимании времени. Древние цивилизации воспри-нимали время как повторяющийся цикл, в котором особойценностью обладало прошлое, хранящее необходимые дляжизни навыки и знания. С появлением христианства вре-менной цикл развернулся в линию, вектор которой был на-правлен в будущее.
Специфическое восприятие времени сформировалось ка-питалистическим способом производства. Погоня за при-былью требовала постоянной интенсификации труда, уп-лотнения событий и процессов, протекающих в единицувремени. Не случайно именно в эту эпоху была изобретенасекундная стрелка, как свидетельство ускорения ритма жиз-ни. Начался «бег времени», превышающий уровень биоло-гического ритма человеческого тела и происходящих в немфизиологических процессов. Ускорение ритма социальнойжизни продолжается, что негативно сказывается на здо-ровье людей.
Социальное время характеризуется не только неравно-мерностью протекания, но и многоуровневой структурой. Вней можно выделить время, определяющее историю проис-хождения рода человеческого, время образования наций инародностей, время развития и смены целых эпох и форма-ций, а также время индивидуального бытия человека. Всвою очередь индивидуальное бытие человека подразделя-ется на время детства, отрочества, юности, зрелости, старо-сти. И в каждом из этих времен свой ритм и свои ценности.Например, в старости человек перестает спешить, «усмиря-ет» бег времени, а также чаще, чем в молодости, размышля-ет о смысле жизни, смерти.
Изложенное выше учение о материи базируется на ле-нинском ее определении. Но в настоящее время некоторыефилософы утверждают, что это определение содержит двавзаимоисключающих суждения:1. Материя независима от
нашего сознания. 2. Материя есть объективная реальность,данная нам в ощущениях. Первое суждение отрицает второеи наоборот. Тезис о независимости материи от сознания нетак просто обосновать, как это кажется на первый взгляд.Не случайно поэтому еще представители русской религиоз-ной философии относили первое суждение к разряду зна-ний, которые невозможно ни доказать, ни опровергнуть.Трудности с определением материи будут способствоватьразвитию материалистического учения, более глубокомуанализу его основных понятий и принципов.
Материализм и идеализм—противоположные философ-ские учения. На протяжении всей истории философии онивели (и продолжают вести) сложный, напряженный и. со-держательный спор друг с другом, находя в противоречи-вой действительности все новые и новые аргументы для ук-репления и защиты своих позиций. Определенной попыт-кой сближения, компромисса между ними можно считатьдуализм — философское учение о сосуществовании двух независимых друг от друга начал: материального и духовного.(Типичным примером такого рода взглядов были философ-ские построения Декарта, Канта.) Однако дуализм нельзяназвать «третьей линией» в философии (равнозначной ма-териалистической и идеалистической). Дуализм - лишьразновидность идеализма, поскольку, как и идеализм в це-лом, признает независимость, невыводимость духа из мате-рии (природной и социальной).
Когда спор мировоззрений материализма и идеализмаудерживался в границах теории, от него выигрывали обестороны, обогащалась философия в целом. Но нередкобыло иначе: против «еретиков» и инакомыслящих в услови-ях идеологического и политического противостояния вы-двигались отнюдь не доводы разума, а аргумент грубойсилы- моральной, а то и физической расправы над ними. Ксожалению, подобными примерами богато и наше столетие.
В связи с этим необходимо внимательно и корректно обра-щаться и с таким понятием, как «партийность философии».В условиях жесткого идеологического, командно-администра-тивного давления, которое долгие годы тоталитарная властьоказывала на нашу интеллигенцию, под «партийностью» поотношению к философии понималось требование партийного-сударственной монополии на мировоззрение, т. е. право надуховное насилие над личностью во имя «высших», а посути- мифических целей. Философам предлагалось «разраба-тывать» проблемы, однако вывод, который им полагалосьполучить из своего исследования, навязывался и диктовался
им заранее. Быть партийным в философии в понятиях тоговремени означало безоговорочно подчиняться своей партии
(фактически—«начальству»), исполнять лишь заказ «свер-ху», «обосновывать» уже выдвинутые от имени партии лозун-ги и декларации.
От такого рода «партийности» следует решительно отка-заться. Но это не значит, что нужно отказаться от принципапартийности вообще. Философское сознание по природесвоей партийно в том смысле, что оно не может быть «ней-тральным» по отношению к добру и злу, истине и заблуж-дению, не может быть равнодушным и безразличным к це-лям и идеалам человека.
В наше время, как и в предшествующие века, филосо-фия все еще остается элитарной формой культуры. И всеже с развитием общества, с преодолением всех форм отчуж-дения, с ликвидацией на этой основе порабощающего чело-века жесткого разделения труда, с превращением всего жиз-ненного времени во время его подлинной свободной жизне-деятельности, а человеческого труда— в систему собственнотворческих актов, в гармонию интеллектуальных и эстети-ческих устремлений личности философия перестает бытьчисто профессиональным 'занятием, уделом и монополиейнемногих. Шаг за шагом она неумолимо становится сердце-виной образа жизни и образа мысли каждого человека, чле-на демократического, цивилизованного общества. В такомобществе философия является внутренним, необходимымусловием развития всей социальной действительности, всехсфер духовного бытия человека.
Рекомендуемая литература
Бабушкин В. У. О природе философского знания. М., 1978.
Брушян Г. А, Очерки по анализу философского знания. Ереван, 1979.
Введение в философию. В 2 ч. Ч. 1. М., 1989. Гл. I.
Ильенков Э. В, Философия и культура. М., 1991.
Корявко Г. Е. Философия как форма общественного сознания. Очерки
теории и истории. М., 1990.
Ленин В. И. Материализм и эмпириокритицизм//Полн. собр. соч. Т. 18.Мамардашвили М. К. Как я понимаю философию. М., 1990.Мифы народов мира. Энциклопедия. В 2 т. М., 1994.Налетов II. 3. Конкретность философского знания. М., 1986.Ортега-и-Гассет. Что такое философия? М., 1991.Сагатовский В. Н. Вселенная философа. М., 1972.
35 34
Философия и мировоззрение. М., 1990.Философское сознание: драматизм обновления. М., 1991.Энгельс Ф, Диалектика природы//Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-еизд. Т. 20.
- Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений
- 1. Дофилософские мировоззрения и картины мира.
- 2. Философия как мировоззрение. 3. Специфика фи-лософского знания и его функции. Основные разделыфилософии. 4. Источники философского знания. Ма-териализм и идеализм - основные направления фи-лософии.
- 1. Дофилософские мировоззрения и картины мира
- 2. Философия как мировоззрение
- II ты увидишь: мир прекрасен.
- 3. Специфика философского знания и его функ-ции. Основные разделы философии
- 4. Источники философского знания.
- Контрольные вопросы
- Тема рефератов
- 2. Древнегреческая философия
- 3. Философия средневековой Европы
- 4. Философия эпохи Возрождения
- 5. Европейская философия XVII-XVIII вв.
- 6. Европейская философия XIX в.
- 7. Современная западная философия
- Экзистенциализм
- 8. Русская философия XIX - начала XX вв.
- 9. Советская философия
- Контрольные вопросы
- Темы рефератов
- Глава III
- 3. Проблема бытия в русской религиознойфилософии
- 4. XX век: судьба проблемы бытия
- 160 Контрольные вопросы
- Темы рефератов
- Сознание
- 2. Метафора сознания в космоцентристскойкультуре античности
- 3. Христианство: открытие внутреннегодуховного мира
- 4. Переоткрытие проблемы сознания в Новоевремя: идеалистическая философия
- 5. Маркс: диалектико-материалистическаяконцепция сознания
- 6. Сознание и бессознательное: Маркс и Фрейд
- Контрольные вопросы
- Человек
- 2. Человек есть тайна
- 3. Образы человека в истории философской мысли
- 4. Проблема антропосоциогенеза
- 5. Биологическое и социальное в человеке
- 6. «Природа человека» и характер философской концепции
- 7. Смысл человеческого существования
- 239 Контрольные вопросы
- Темы рефератов
- 2. Обыденная картина мира
- 3. Взгляд науки
- 4. Религиозные версии мироздания
- 5. Философия: человек и мир
- Контрольные вопросы
- 2. Свобода личности и ответственность
- 3. Проблемы жизни и смерти в духовном опыте человека
- 4. Человек и космос
- Контрольные вопросы
- Темы рефератов
- 2. Общество как саморазвивающаяся система
- 3. Общество в историческом и аксиологическом измерении
- 338 339
- 4. Проблемы современного информационно-технического общества
- Контрольные вопросы
- 2. Человек в мире культуры
- 3. Роль понятий культуры и цивилизации в по-знании общества
- 4. Восток - Запад - Россия: цивилизационные типы
- Контрольные вопросы
- 2. Науки и философия об обыденном мире
- 3. Повседневность и экзистенциальныепроблемы философии
- 4. «Дольний мир» - бытие без Бога
- 5. Нравственный смысл ориентации «на жизнь»
- 6. Мир иной, или Путь от человека
- 7„ Метафизический компромисс: бытиекак единство
- Контрольные вопросы
- 2. Теория познания как философскаядисциплина
- 3. Познание и практика
- 4. Многообразие форм знанияи познавательной деятельности
- 5. Истина и заблуждение
- ' 448
- 6. Знание и вера
- 7. Состав, структура и динамика знания
- Контрольные вопросы
- Темы-рефератов
- Глава xiIнаука
- 1. Генезис науки. 2. Научное знание, его специфика истроение. 3. Методология научного познания. 4. Рольнеуки в развитии техники. 5. Наука и общество.
- 1. Генезис науки
- 2. Научное знание, его специфика и строение
- ' 473
- 3. Методология научного познания
- 4. Роль науки в развитии техники
- 5. Наука и общество
- 513 512
- Контрольные вопросы
- 514 Темы рефератов
- Глава XIII
- 1. Техника. 2. Рациональность и наука. 3. Научно-тех-ническое развитие.
- 1. Техника
- 2. Рациональность и наука
- ' 528
- 3. Научно-техническое развитие
- Контрольные вопросы
- 2. Мировая ситуация конца XX в.
- 3. Угрозы и надежды наших дней
- 4. Обозримое будущее
- Контрольные вопросы
- Темы рефератов
- Заключение
- 571 Оглавление
- Глава I. Философия, ее роль в жизни
- Глава II. Исторические типы философии
- Глава III. Бытие..................................................................... 125
- Глава IV. Сознание.............................................................. 162
- Глава V. Человек.................................................................. 212
- Глава VI. Человек во вселенной..................................... 240
- Глава XI. Познание.............................................................. 419
- Глава XII. Наука.................................................................... 466